Найти тему

Да будет слэп! Гений фанка, который изобрёл басовую «отбивную»

Место этого музыканта в эволюции бас-гитары объяснить довольно просто: есть бас до Ларри Грэма, и есть бас после Ларри Грэма. Он не просто играет на басу. Он бьёт по струнам до тех пор, пока Земля не содрогнётся. Присутствие баса Ларри Грэма заметно в любой песне с его участием, а его грув невероятно заразителен.

Большинство басистов начинают свой путь с одной и той же отправной точки: двух рук и бас-гитары. Ларри стартовал иначе. В его распоряжении были иные конечности и другой басовый инструмент.

Ларри Грэм родился в Техасе 14 августа 1946 года. Позже с семьёй перебрался в Калифорнию. Будучи музыкально одарённым подростком, который мог играть на фортепиано, кларнете, саксофоне, барабанах и гитаре, он выступал в районе Сан-Франциско вместе с мамой.

В трио, состоявшем только из гитары, фортепиано и барабанов, не было басиста. Гитарист Грэм научился аккомпанировать себе ногами на басовых педалях органа, обнаруженного в одном из ночных клубов. Когда орган сломался, а барабанщик ушёл, ему пришлось взять напрокат бас-гитару.

С помощью баса Ларри не только нашёл способ заменить нижний регистр органа, но и гениально компенсировал отсутствие барабанщика, имитируя звук бочки с помощью ударов по струне большим пальцем, в то время как указательный палец перебирает струны, компенсируя бит малого барабана.

Техника получила название слэп — от слова «slap», то есть шлепок. Возможно, это самая инновационная и влиятельная техника в истории баса. Даже басистам, которые сознательно избегают слэпа, необходимо хотя бы иметь представление об этом методе звукоизвлечения, чтобы быть в теме. Это азы владения инструментом. Настоящие мастера при помощи слэпа творят чудеса!

Но все эти выкрутасы будут позже. Сначала была группа Sly & the Family Stone — ансамбль, который вырос из той же сцены в Сан-Франциско, который породил The Grateful Dead и Santana. Ларри Грэм вместе с барабанщиком Грегом Эррико сформировали потрясающую ритм-секцию. Они идеально дополняли друг друга, устраивая натуральный фанк-расколбас!

Даже во время контркультурного расцвета конца 1960-х Sly & the Family Stone отличались от всех. Это была первая успешная группа, в составе которой участвовали как чёрные, так и белые участники, мужчины и женщины. Они запросто смешивали ритм-энд-блюз с психоделией, фанком и поп-музыкой, создавая классику на все времена.

Устроив фурор на Вудстоке и записав ряд крутейших пластинок, которые разобраны на сэмплы, Sly & the Family Stone погрязли в скандалах. Фронтмен Слай Стоун ушёл в наркотический штопор, музыканты разбрелись кто куда. Ларри Грэм вспоминает эти времена так: «Иногда в семье приходит время уйти. В этом нет ничего неправильного. В какой-то момент ты уходишь из дома. Ты по-прежнему любишь родителей, братьев и сестёр, но уходишь. Всё по-прежнему круто. Многие из нас работали и гастролировали вместе».

Ларри Грэм не потерял опоры. Покинув команду в 1972 году, он сформировал собственный ансамбль Graham Central Station, который занял достойное место в плеяде великих фанкеров семидесятых наряду с Earth, Wind & Fire и Kool & the Gang. Принцип в группе был проверенный: все друг другу братья, один за всех — и все за одного. Graham Central Station выпустили серию впечатляющих альбомов, где Лэрри Грэм дал волю своему басу.

Когда наступили 1980-е, Ларри поднялся ещё на одну ступеньку своей лестницы с односторонним движением вверх, когда его сольная баллада «One In A Million You» взлетела на вершину хит-парада. Через двадцать пять лет после того, как он стал участником Sly & the Family Stone, мир вдруг узнал имя певца Ларри Грэма.

«Это был мой самый успешный альбом, он затмил игру на басу. Некоторые не знали моей фанковой истории с Sly & the Family Stone и Graham Central Station. На концерты приходили люди в костюмах и галстуках, для которых было неожиданностью увидеть, как я выхожу на сцену с басом».

С конца 1990-х Ларри Грэм живёт в Миннесоте. Здесь он активно сотрудничал с Принсом, который, разумеется, знал классику фанка вдоль и поперёк: «Мы так хорошо провели время, что он пригласил Graham Central Station на разогрев до конца своего тура. Мы стали очень близки. Он знал, что я Свидетель Иеговы, поэтому задавал мне кучу вопросов о Библии. Затем он попросил меня приехать в Миннесоту, чтобы я преподавал ему Библию».

-2

В статусе крёстного отца фанкового баса Ларри Грэм с удовольствием выступает, записывается и раздаёт интервью. Музыканты навечно благодарны ему: «Они подходят ко мне, делают комплименты и благодарят. Мне приятно, когда такие басисты, как Вердайн Уайт, Стэнли Кларк, Фли, Бутси Коллинз или Виктор Вутен, говорят, что я повлиял на их игру на басу. Для меня важнее всего знать, что я смог внести свой вклад в мир музыки, который будет существовать всегда».

Ларри Грэм — весёлый и добродушный человек. Он много смеётся и верит, что его группа сделала мир лучше: «Думаю, мы внесли большой вклад в музыку. Мы повлияли на множество групп, которые, в свою очередь, повлияли на других музыкантов. Мы были похожи на огромное дерево с множеством ветвей, которые давали комфортную тень, чтобы всем было прохладно».

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!