Из-за насыщенного графика уделять время домочадцам получается не всегда. Минувшие выходные - исключение: удалось выспаться, переделать кой-какие дела и даже наиграть до упада кота Самсона, который в свои 2 года уже заматерел и весит 5 кг (разумеется, просто «кость пушистая»).
И хотя для шотландского парня эта цифра – не предел (они могут и 8 - 10 кг достигать), я-таки решила высчитать суточную норму кошачьей пищи «сугубо для здоровья» и прикидывала в уме, сколько мы ежемесячно тратим на «шерстяного». Короче, немножко домашней бухгалтерии: на корм и лакомства уходит порядка 7 500 руб., на наполнитель для котьего лотка 2 100 руб., игрушки периодически покупаем, электро-фонтан с водой приобрели (3 тыщи, между прочим, но из раковины и унитаза вода всё равно вкуснее). Опять же сезонное обслуживание в ветклинике (прививки). Отмечу, что котяру дважды оперировали (то пластиковую фигню проглатывал, то веко зашивали). Услуги ветеринара и лекарства упоминать не буду, ибо все знают, сколько данные мероприятия стоят.
К чему этот разговор: нормальное содержание животного сегодня – это практически величина прожиточного минимума на ребёнка, а иногда и на взрослого.
Наш Самсон – единственный питомец в семье (и «сладкий пирожочек»). О нём всячески заботятся и обеспечивают сытую жизнь.
Была у нас в офисе на днях на консультации по банкротству женщина, у которой на содержании 4 кота и собака (старые, деньги на лечение и спецпитание улетают «как в чёрную дыру»). Постоянно ещё берёт разных зверей на передержку, тратит на это всю московскую пенсию («жалко же их»). Собственно, и два из четырёх кредитов оформлялись ею для оплаты ветеринарных услуг и реабилитации домашних животных. Кредиты выплачивать теперь не может, потому что элементарно денег не хватает.
Называет своих питомцев «иждивенцами» и хочет, чтобы в процедуре банкротства ей выплачивались деньги на их содержание («Ну, они же едят как я, суд обязан пойти навстречу! Чё там в суде, не понимают разве?»).
Вопрос, конечно, интересный.
Однако домашние животные у нас к «иждивенцам» не относятся. Хоть и находятся они у людей на пожизненном обеспечении.
Законодательство не даёт чёткого определения иждивенца.
Под «иждивенцем» принято понимать нетрудоспособного гражданина (человека), материально (частично или полностью) зависимого от других лиц (либо государства). Обычно это несовершеннолетние дети, студенты-сироты, пожилые (65+), инвалиды. Представители флоры и фауны в данное понятие не входят.
В процедуре банкротства должнику, имеющему стабильный официальный доход, полагается прожиточный минимум. Как и его иждивенцам. Финансовый управляющий, зная ситуацию и количество лиц, находящихся на попечении гражданина-банкрота, выделяет ежемесячно положенную по Закону денежную сумму.
Исходя из современных правовых норм, наши домашние питомцы являются имуществом!
И вместе с тем, коты – собаки – хомяки – игуаны – коровы – хрюшки (и прочее зверьё), если не используются в предпринимательских целях, защищены исполнительским иммунитетом. В процедуре банкротства их оставляют должнику (ст.446 ГПК РФ).
Также, согласно действующему законодательству, владелец животного несёт ответственность за его содержание и не должен допускать жестокого обращения с ним. А лишение питомца здоровой пищи, крыши над головой, необходимых лекарств и привычного наполнителя для туалета – это ненадлежащий уход, который может привести к гибели животного.
Так если наши «младшие друзья» по логике – иждивенцы, а по Закону – имущество, неужели им действительно ничего не полагается при банкротстве хозяина?
В статье 1 Федерального Закона «О прожиточном минимуме в РФ», из самого понятия «прожиточный минимум» следует, что он предназначен для обеспечения жизнедеятельности человека (т.е. средства на содержание животных в нём не предусмотрены). В прожиточный минимум входят: продукты питания, приобретение средств гигиены, оплата услуг ЖКХ, транспортные расходы, обязательные платежи и сборы.
Таким образом, на должнике есть обязанность обеспечить достойную жизнь своему питомцу (в том числе, и в процедуре банкротства) и это подразумевает определённые траты на такое содержание. А вот в прожиточный минимум эти расходы не включены.
Не в моих правилах лишать должника надежды. И не такие расходы мы клиентам «отбивали», как говорится.
Удастся ли исключить из конкурсной массы в банкротстве деньги на содержание питомца – 100% гарантии никто не даст. Но шансы есть! И они весьма высоки, «если звёзды сойдутся»: попадётся адекватный судья, будет грамотно составлено ходатайство и приложены документы, подтверждающие наличие домашнего животного, факта несения регулярных расходов на его содержание и лечение и прочие «доказательства» (Пленум №48 нам в помощь).
Кстати, в моих «закромах» есть несколько судебных актов неудачной практики коллег-юристов, предпринимавших ранее попытки исключить из конкурсной массы «денежное довольствие» на животное (например, Дела А26-7435/2015, А56-14810/2017, А19-607/2019). Знаете, почему затея провалилась? Потому что и юристы, и должники не подкрепили свои просьбы нормальными доказательствами.
Поэтому очень важен грамотный юридический подход к решению любой правовой задачи.
А как Вы считаете: нужно ли «отбивать деньги» на содержание домашнего животного в процедуре банкротства? Не ущемит ли это права кредиторов?
Напишите в комментариях!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки!
* Если хотите узнать, подходит лично Вам процедура банкротства или есть какой-то альтернативный выход из положения - мы рады ответить на Ваши вопросы. Консультация - бесплатно!
Ведём дела «под ключ»: начиная от сбора документов и до полного завершения процедуры банкротства.
Супер-штаб ЮК «Реальное Банкротство» находится по адресу:
г. Москва, пр-т Вернадского, д.39, офис 627А
Тел. / WhatsApp: +7(915)376-18-94, +7(977)817-64-59
E-mail: rbankrotstvo@bk.ru