Последние несколько лет на железной дороге представляется много новинок, а основная тенденция - импортозамещение и производство разработанного в России подвижного состава. В июле 2023 Иннопром в Екатеринбурге был презентован электропоезд ЭС104, который называют "первой полностью российской ласточкой".
Давайте рассмотрим подробно этот интересный экземпляр и найдём отличия от предыдущих "Ласточек".
Первое, что бросается в глаза - это изменённая форма кабины. На первых фотографиях поезд был представлен с обтекателем автосцепки, по очертаниям кабина напоминала ЭГ2Тв "Иволга", но позже уже на испытаниях уже никакого обтекателя нет. Вместо него уже установлены фальш-борта, из которых выступает автосцепка СА-3 с рукавами пневматических магистралей, над ней видна электрическая часть сцепки, фирмы Harting.
Возможности поднять "клюв" - обтекатель автосцепки, в отличии от Иволги на ЭС104 нет. Для доступа к сцепке придется его откручивать. Во время испытаний установлен вариант с фальш-бортами и открытой автосцепкой, для быстрой возможности сцепки с локомотивом.
За окрашенным в отражающий ярко-оранжевый фальш-бортом у ЭС104 скрываются розетки и штепсели для подключения к локомотиву, для обеспечения питанием постоянным током 3кВ потребителей поезда, таких как преобразователи собственных нужд, климатические установки, санузлы, холодильники и т.п. Также там расположен крэш-модуль.
Над фальш-бортом располагаются светодиодные буферные фонари, которые, в зависимости от режима работы светятся белым или красным. Также за решётками спрятаны тифоны, а между ними установлен стеклоочиститель с пневматическим приводом.
Выше располагается лобовое стекло, за которым в верхней части располагаются верхние сигнальные огни и маршрутоуказатель, а над ними прожектор.
Кузова вагонов остались прежними, от проекта Desiro Rus, представляют собой самонесущую конструкцию из алюминиевых профилей. Головные вагоны оснащены крэш-модулем для энергопоглощения при аварийных столкновениях. Немного изменена форма боковых стенок у кабины, из-за особенностей формы фронтальной маски, теперь они не имеют закругления, как на привычных нам ласточках. Фронтальная маска произведена ООО "Урал-Полимер" в г. Челябинске.
Переместимся в салон. Салон также остался практически неизменным. Те же прислонно-сдвижные двери производства АО "Стекломаш" (Орехово-Зуево, Московская область), которые применялись на ЭС2Г и ЭС1П. Такая же компоновка салона с сидениями 2 + 3.
В 5-вагонном составе ЭС-104 001 установлено 3 санитарных модуля - в одном головном вагоне одинарный, в другом головном вагоне 2 санузла.
В санузлах установлены вакуумные унитазы, маленькие раковины с сенсорными изливами и сенсорные дозаторы мыла, пеленальные столики.
Можно заметить, что в салоне появились камеры наблюдения. Теперь, к скрытым четырем камерам в салоне добавили ещ как минимум 5 на каждый вагон: в каждый дверной проем и межвагонный переход.
Состав оборудован подножками для низких платформ, и поэтому в головном вагоне есть подъемники для маломобильных пассажиров.
Переместимся в кабину управления.
Здесь также нет заметных отличий от предшественников, кроме того, что лобовое стекло стало меньше из-за низко расположенного табло с сигнальными огнями.
Перейдём к оборудованию, расположенному на вагонах. Вот тут уже основные отличия от предшественников.
На "оригинальных" ласточках оборудование располагалось так:
-головные вагоны (01,05) - тяговый преобразователь (ТП), асинхронные тяговые двигатели (АТД) на каждую ось (4шт)
-токосъемные вагоны (02,04) - преобразователь собственных нужд (ПСН), аккумуляторные батареи, токоприемники (ТкП), вспомогательные компрессоры (ВК)
-компрессорный вагон (03) - 2 главных компрессора (ГК)
На ЭС104 же оборудование размещено по другому.
-головные вагоны (01,05) - ПСН, аккумуляторные батареи, ГК
-токосъемные вагоны (02,04) - ТП, 4 АТД, ТкП, вспомогательные компрессоры (ВК)
-прицепной вагон (03) - оборудования нет
По механической части отличия от сименсовских ласточек практически отсутствуют.
Тормозное оборудование используется аналогичное ЭС2Г, производитель АО МТЗ Трансмаш
Со среднего вагона были убраны главные компрессоры. В будущем, возможно тут могут разместиться тяговые батареи, для автономного движения.
Расположение главных компрессоров на головных вагонах позволяет использовать конфигурацию поезда с тремя моторными вагонами, что позволит увеличить ускорение состава.
Можно сказать, что ласточку привели к традиционной для поездов СССР, а позже России компоновке, где моторвагонный подвижной состав состоит из секций, состоящих из моторного и прицепного (головного) вагонов.
По этому и аккумуляторные батареи также перемещены на головные вагоны.
Поднимемся на крышу. Здесь на головном вагоне мы встречаем климатическую установку (КУ) кабины машиниста, КУ салона и ПСН.
Переходим к крышевому оборудованию на моторном вагоне.
Здесь наблюдаем:
-Токоприемник ЛА 19-СЭТ 160 1200 - АО Селена электротранспорт
-Быстродействующий выключатель - ВАБ-УЭТМ-55-1600 - АО УЭТМ
-КУ салона
-установку охлаждения тягового преобразователя - Новосибирский энергомашиностроительный завод Тайра
-тормозные резисторы
Большинство оборудования уже знакомо с предыдущих поколений ласточек.
Какие итоги можно подвести?
ЭС104 - электропоезд, на который было установлено много оборудования, которое уже достаточно продолжительное время использовалось на поездах ЭС1П, ЭС2ГП, ЭС2Г, при этом компоненты, которые в условиях ухода Сименс были заменены доступными аналогами. Пока поезд проходит испытания, судить о надёжности сложно. Можно сказать производитель Уральские Локомотивы вынужден искать замены оборудования, которое стало проблемно купить за рубежом. Пожелаем удачи, и посмотрим, как пойду дела у уральцев.
#ЭС104 #Ласточка