Найти тему

ЭС104 Ласточка. Полный разбор "российской" ласточки.

Последние несколько лет на железной дороге представляется много новинок, а основная тенденция - импортозамещение и производство разработанного в России подвижного состава. В июле 2023 Иннопром в Екатеринбурге был презентован электропоезд ЭС104, который называют "первой полностью российской ласточкой".

ЭС104-001
ЭС104-001

Давайте рассмотрим подробно этот интересный экземпляр и найдём отличия от предыдущих "Ласточек".

Первое, что бросается в глаза - это изменённая форма кабины. На первых фотографиях поезд был представлен с обтекателем автосцепки, по очертаниям кабина напоминала ЭГ2Тв "Иволга", но позже уже на испытаниях уже никакого обтекателя нет. Вместо него уже установлены фальш-борта, из которых выступает автосцепка СА-3 с рукавами пневматических магистралей, над ней видна электрическая часть сцепки, фирмы Harting.

Вид спереди на новую ласточку
Вид спереди на новую ласточку

Возможности поднять "клюв" - обтекатель автосцепки, в отличии от Иволги на ЭС104 нет. Для доступа к сцепке придется его откручивать. Во время испытаний установлен вариант с фальш-бортами и открытой автосцепкой, для быстрой возможности сцепки с локомотивом.

ЭГЭ2Тв "Иволга" 3.0.  На всех вариантах тверских электропоездов есть возможность поднять "клюв" для обеспечения доступа к автосцепке.
ЭГЭ2Тв "Иволга" 3.0. На всех вариантах тверских электропоездов есть возможность поднять "клюв" для обеспечения доступа к автосцепке.

За окрашенным в отражающий ярко-оранжевый фальш-бортом у ЭС104 скрываются розетки и штепсели для подключения к локомотиву, для обеспечения питанием постоянным током 3кВ потребителей поезда, таких как преобразователи собственных нужд, климатические установки, санузлы, холодильники и т.п. Также там расположен крэш-модуль.

-4

Над фальш-бортом располагаются светодиодные буферные фонари, которые, в зависимости от режима работы светятся белым или красным. Также за решётками спрятаны тифоны, а между ними установлен стеклоочиститель с пневматическим приводом.
Выше располагается лобовое стекло, за которым в верхней части располагаются верхние сигнальные огни и маршрутоуказатель, а над ними прожектор.

Кузова вагонов остались прежними, от проекта Desiro Rus, представляют собой самонесущую конструкцию из алюминиевых профилей. Головные вагоны оснащены крэш-модулем для энергопоглощения при аварийных столкновениях. Немного изменена форма боковых стенок у кабины, из-за особенностей формы фронтальной маски, теперь они не имеют закругления, как на привычных нам ласточках. Фронтальная маска произведена ООО "Урал-Полимер" в г. Челябинске.

Кузов остался таким же, кроме передней части, из-за изменения формы фронтальной маски.
Кузов остался таким же, кроме передней части, из-за изменения формы фронтальной маски.
-6

Переместимся в салон. Салон также остался практически неизменным. Те же прислонно-сдвижные двери производства АО "Стекломаш" (Орехово-Зуево, Московская область), которые применялись на ЭС2Г и ЭС1П. Такая же компоновка салона с сидениями 2 + 3.

Из отличий - цвет обивки сидений, здесь он темносерый с геометрическим узором.
Из отличий - цвет обивки сидений, здесь он темносерый с геометрическим узором.
-8
Сидения имеют подъемные подлокотники
Сидения имеют подъемные подлокотники

В 5-вагонном составе ЭС-104 001 установлено 3 санитарных модуля - в одном головном вагоне одинарный, в другом головном вагоне 2 санузла.

Одна из двух маленьких кабинок из спаренного модуля.
Одна из двух маленьких кабинок из спаренного модуля.
Большая кабинка
Большая кабинка

В санузлах установлены вакуумные унитазы, маленькие раковины с сенсорными изливами и сенсорные дозаторы мыла, пеленальные столики.

Устройство автоматической подачи мыла
Устройство автоматической подачи мыла
-13

Можно заметить, что в салоне появились камеры наблюдения. Теперь, к скрытым четырем камерам в салоне добавили ещ как минимум 5 на каждый вагон: в каждый дверной проем и межвагонный переход.

-14
В дверных проемах камеры обращены в сторону противоположных дверей
В дверных проемах камеры обращены в сторону противоположных дверей
-16

Состав оборудован подножками для низких платформ, и поэтому в головном вагоне есть подъемники для маломобильных пассажиров.

Выдвижные подножки
Выдвижные подножки
В проемах задних дверей расположился подъемник
В проемах задних дверей расположился подъемник

Переместимся в кабину управления.

Здесь также нет заметных отличий от предшественников, кроме того, что лобовое стекло стало меньше из-за низко расположенного табло с сигнальными огнями.

Общий вид пульта управления
Общий вид пульта управления
Рабочее место машиниста
Рабочее место машиниста
Вместо тумблеров БВ и токоприемник установили поворотные переключатели
Вместо тумблеров БВ и токоприемник установили поворотные переключатели
Под правой рукой всё также располагается кран машиниста 345
Под правой рукой всё также располагается кран машиниста 345
Рабочее место помощника машиниста практически не изменилось
Рабочее место помощника машиниста практически не изменилось

Перейдём к оборудованию, расположенному на вагонах. Вот тут уже основные отличия от предшественников.

На "оригинальных" ласточках оборудование располагалось так:

-головные вагоны (01,05) - тяговый преобразователь (ТП), асинхронные тяговые двигатели (АТД) на каждую ось (4шт)

-токосъемные вагоны (02,04) - преобразователь собственных нужд (ПСН), аккумуляторные батареи, токоприемники (ТкП), вспомогательные компрессоры (ВК)

-компрессорный вагон (03) - 2 главных компрессора (ГК)

На ЭС104 же оборудование размещено по другому.

-головные вагоны (01,05) - ПСН, аккумуляторные батареи, ГК

-токосъемные вагоны (02,04) - ТП, 4 АТД, ТкП, вспомогательные компрессоры (ВК)

-прицепной вагон (03) - оборудования нет

Оборудование под головным вагоном ЭС104. ГК расположили за первой тележкой.
Оборудование под головным вагоном ЭС104. ГК расположили за первой тележкой.
Теперь на головных вагонах немоторные тележки, на каждой оси расположено по 3 тормозных диска.
Теперь на головных вагонах немоторные тележки, на каждой оси расположено по 3 тормозных диска.
Моторные тележки расположены теперь на токосъемных вагонах (02, 04)
Моторные тележки расположены теперь на токосъемных вагонах (02, 04)
-27

По механической части отличия от сименсовских ласточек практически отсутствуют.

Да и вообще табличка на рме тележки говорит о том, что их использовали от ЭС2ГП
Да и вообще табличка на рме тележки говорит о том, что их использовали от ЭС2ГП
Рессорное подвешивание второй ступени - пневмоподвеска. Производитель пневмоподушек - GMT.
Рессорное подвешивание второй ступени - пневмоподвеска. Производитель пневмоподушек - GMT.
Колесно моторный блок повторяет Сименс.
Колесно моторный блок повторяет Сименс.
Табличка на двигателе
Табличка на двигателе
Табличка на редукторе
Табличка на редукторе
Соединение между вагонами пневматических магистралей, производитель рукавов Aeroquip
Соединение между вагонами пневматических магистралей, производитель рукавов Aeroquip

Тормозное оборудование используется аналогичное ЭС2Г, производитель АО МТЗ Трансмаш

-34
Контейнер блок тормозного оборудования
Контейнер блок тормозного оборудования
Под полом третьего вагона пусто.
Под полом третьего вагона пусто.

Со среднего вагона были убраны главные компрессоры. В будущем, возможно тут могут разместиться тяговые батареи, для автономного движения.

Расположение главных компрессоров на головных вагонах позволяет использовать конфигурацию поезда с тремя моторными вагонами, что позволит увеличить ускорение состава.

Главный компрессор расположен прямо за первой тележкой
Главный компрессор расположен прямо за первой тележкой
Главный компрессор
Главный компрессор
Тяговый преобразователь производителя "ГОРИЗОНТ" разместился на втором вагоне.
Тяговый преобразователь производителя "ГОРИЗОНТ" разместился на втором вагоне.

Можно сказать, что ласточку привели к традиционной для поездов СССР, а позже России компоновке, где моторвагонный подвижной состав состоит из секций, состоящих из моторного и прицепного (головного) вагонов.

По этому и аккумуляторные батареи также перемещены на головные вагоны.

Контейнер с аккумуляторными батареями (справа), производитель ООО"Трансэнерго"
Контейнер с аккумуляторными батареями (справа), производитель ООО"Трансэнерго"
Табличка на энергоблоке
Табличка на энергоблоке

Поднимемся на крышу. Здесь на головном вагоне мы встречаем климатическую установку (КУ) кабины машиниста, КУ салона и ПСН.

ПСН, КУ салона, КУ кабины
ПСН, КУ салона, КУ кабины
Преобразователь собственных нужд, производитель также Горизонт. Можно увидеть чёрный баллон системы автоматического пожаротушения.
Преобразователь собственных нужд, производитель также Горизонт. Можно увидеть чёрный баллон системы автоматического пожаротушения.
Вентиляторы охлаждения ПСН
Вентиляторы охлаждения ПСН
Климатическая установка салона. На всех вагонах установлены КУ салона одного типа.
Климатическая установка салона. На всех вагонах установлены КУ салона одного типа.
Производитель КУ салона ООО "Тракс", он же поставляет КУ для поездов "Иволга".
Производитель КУ салона ООО "Тракс", он же поставляет КУ для поездов "Иволга".
Фильтры меняются с крыши, видно установленные электроприводы Belimo.
Фильтры меняются с крыши, видно установленные электроприводы Belimo.
Вентилятор КУ салона производителя Ebmpapst
Вентилятор КУ салона производителя Ebmpapst
КУ кабины
КУ кабины
Также Тракс
Также Тракс

Переходим к крышевому оборудованию на моторном вагоне.

Здесь наблюдаем:

-Токоприемник ЛА 19-СЭТ 160 1200 - АО Селена электротранспорт

-Быстродействующий выключатель - ВАБ-УЭТМ-55-1600 - АО УЭТМ

-КУ салона

-установку охлаждения тягового преобразователя - Новосибирский энергомашиностроительный завод Тайра

-тормозные резисторы

Большинство оборудования уже знакомо с предыдущих поколений ласточек.

-51
Охлаждающая установка
Охлаждающая установка
-53
-54
-55
Тормозные сопротивления для электродинамического торможения
Тормозные сопротивления для электродинамического торможения
БВ и заземляющее устройство
БВ и заземляющее устройство
Табличка на БВ
Табличка на БВ
Маневровые работы
Маневровые работы

Какие итоги можно подвести?

ЭС104 - электропоезд, на который было установлено много оборудования, которое уже достаточно продолжительное время использовалось на поездах ЭС1П, ЭС2ГП, ЭС2Г, при этом компоненты, которые в условиях ухода Сименс были заменены доступными аналогами. Пока поезд проходит испытания, судить о надёжности сложно. Можно сказать производитель Уральские Локомотивы вынужден искать замены оборудования, которое стало проблемно купить за рубежом. Пожелаем удачи, и посмотрим, как пойду дела у уральцев.

#ЭС104 #Ласточка