Если уж создавать человека, то какого? Сколько у него должно быть рук и ног? Сколько голов? Почему бы, например не сделать его похожим на жирафа или кенгуру? Впрочем, Библейский ответ звучит так…
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бытие 1:27
По образу…
Григорий Нисский считал, что:
«Все мы созданы по образу Божию, но для того, чтобы достичь подобия Божьего, нам необходимо следовать воле Божьей и жить по Его заповедям».
В таком ключе размышляли другие святые отцы, различая образ Божий от подобия. Может быть и так. Но вопрос непосредственно об Адаме. Каков был замысел Творца изначально? В богословском смысле, это интересно, так как через знание Адама до того, как тот отведал запретный плод, мы можем понять каким был Бог. А вот с практической точки зрения – можно проследить как Бог подходит к воплощению своего замысла.
Ведь определить абстрактную цель мало. Хочу стать олимпийским чемпионом – это не цель. Цель — это когда, как минимум, с учётом предпочтений и возможностей я знаю в каком конкретно виде спорта я хочу стать чемпионом. Цель – написать книгу тоже так себе. Важно понять о чём писать, в каком жанре, что это будет роман или повесть, а главное какую мысль или идею я хочу вложить в своё творение. Труд над книгой, картиной, да чем угодно начинается не смазка кисти или открытия текстового редактора, а с замысла. А замысел ещё нужно выносить.
Бог сотворил человека и обстроил условия за шесть дней. Сколько же времени он обдумывал свой замысел, как конкретно будет проявляться образ и подобие Божье, об этом никому не ведомо. Но то, что цель была реально обдуманна и спланирована видно по мазку Божественной кисти. Бог не примерялся, Он делал точно так, как задумал и видимо задумал давно.
Так каким был человек
Давайте ещё пару цитат святых отцов.
«Адам был сотворен нетленным, непорочным и свободным от греха. Он был облечен славой и светом, обладал бессмертием и был призван к общению с Богом».
Ириней Лионский (II век)
«Адам был сотворен в совершенстве. Его природа была подчинена разуму и духовным началам. В его сущности отсутствовала греховность и страдания».
Феофан Затворник (XIX век)
«Адам был сотворен в совершенстве, обладая свободной волей и разумом. Он являлся образом Божиим и был призван к общению с Богом в счастливом состоянии».
Иоанн Златоуст (IV век):
А вот по Библии Адам был ростом с кипарис)). Это конечно не серьёзно, хотя, судя по другим данным Библии, где уже говориться о потомках Адама, первый человек реально был рослым, выше даже Фёдора Махнова, чей рост был 285 сантиметров. При этом Адам был хорошо сложен, обладал колоссальной силой… Опять же стоп. Всё это лишь косвенные данные, да и рост, сила и другие физиологические особенности не отражают образ Бога. Божественный образ открывается в других показателях.
Адам дал имена всем животным: «нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым». Это действие говорит как минимум о трёх показателях – колоссальная память, развитый интеллект. Дать имена – это не просто произнести отсебятину, – это процесс изучения. Имя означает – понимание чем одно животное отличается от другого, к какому виду относится, чем может быть полезно. И третье – дать имя, значит быть царём над миром, обладать властью заботиться об окружении.
А ещё Адам существо социальное, он, как и Бог не может быть один. Дав имена всем животным, он не нашёл для себя помощника. Бог творит из ребра ему жену. Получив женщину (никакого сексизма), он тут же проявляет творческую натуру и пишет стих, посвящённый будущей Еве.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.
Бытие 2:23, 24
Человек как его Творец обладает даром творчества и это проявиться не только в стихотворении. Но и вот в этих стихах про возделывание земли.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Бытие 1:28
Впрочем, в тексте «сотворим по образу, по подобию Нашему» важны даже не характеристики Адама. Скорее эти слова следует читать как, что-то вроде – Бог душу или жизнь свою вложил в человека. Цель тогда приобретает смысл, когда ты душу вкладываешь в неё, потому что это действительно, пусть даже в перспективе субъективной реальности, важно.
Я выбираю цель
Моя цель говорит обо мне, кто я. Но главное, цель не может быть спонтанной. О ней нужно думать. Она должна созреть и стать не только желанной, но и важной. Она должна принести пользу не только мне, но и кому-то ещё.