Художник одной картины или это не так?
Пейзажи Гранта Вуда для широкого круга зрителей остаются в тени прославившейся на весь мир картины "Американской Готики". Однако наряду с портретом, это излюбленный жанр живописца. Именно в пейзажах нагляднее всего прослеживаются изменения в творческой манере художника. Среди самых первых живописных попыток Вуда - зарисовки природы, окружавшей начинающего художника в родной Айове: поля, огороды, просёлочные дороги, заросли вдоль ручья, красные строения амбаров и ферм, написанные в импрессионистической манере. Чуть позже, в 1920 -е годы, на смену сельскому пейзажу пришёл городской. Во время образовательных поездок в Европу полотна художника наводнили виды Парижских площадей и улиц, выполненные в духе импрессионизма, который Вуд "исповедовал" на протяжении почти 20 лет. Но сегодня мы увидим ту Америку, которую представил нам художник и остановимся на пейзажах этой страны.
Немного деталей...
Американская пейзажная живопись начала XX века подразделяется на три главных направления: социальный реализм, прецизионизм и регионализм и является реакцией на современный европейский стиль, хлынувший в страну после выставки Армори -шоу. Границы этих трёх направлений размыты и главной тенденцией является попытка передать романтизм повседневной американской жизни. Именно желание создать уникальный язык региональной живописи побудило Вуда к резкой смене творческой манеры. В пейзажах 30-х годов он перестаёт ограничиваться передачей мгновенного впечатления от природы (уходит от импрессионизма) и создаёт образы идеализированные и преображённые его детскими воспоминаниями, волнующей его актуальной проблематикой страны. Их пронизывает единая обобщающая мысль.
В герметичности его пейзажей разрешается идея высшей гармонии природы. Природа для него - не только предмет любования, восхищения, но и та реальность, через которую выражается тема, применимая к понятию психологизм.
Новый стиль
В 1924 году художник находится в поиске своего стиля и создаёт картину "Овощная ферма». Эта картина заполнена воздушным пространством, которое в более поздних работах будет вовсе упразднено из пейзажей Вуда. В изображении художник передаёт мгновение, выхваченное из размеренного потока сельской жизни. Пейзаж Айовы растворяется в световоздушной среде, лишаясь материальности. На вспаханном поле видна окутанная воздухом человеческая фигура, обозначенная художником как часть природы. Вскоре художник отправляется в Париж, но в поисках сюжетов осознаёт, что скучает по своей родине, куда он вскоре возвращается, чтобы стать созерцателем «вечных истин Америки». Художник не поддался влиянию модернистских течений и медленно двигался к поиску собственного художественного языка. Так возник сугубо регионалистский пейзаж "Стоун- Сити, Айова" в котором не остаётся и следа техники импрессионистов.
Вскоре художник начинает писать панорамные, часто представленные с высоты птичьего полёта виды Айовы и переходит к трудоёмкому стилю рисовании, сглаживая глянцевую поверхность работы лезвием бритвы и тем самым уничтожая мазок. А в достижении наибольшей точности ему помогает использование сетчатого плана, при котором плоскость картины разбивается на квадраты.
Цивилизация и технический прогресс были чужды миру Гранта Вуда. Будучи человеком столично-культурным и европейски образованным, имея за плечами выставки картин в Париже, Грант наконец понял, что для творчества не найти лучше места, чем площадка на заднем дворе его собственного дома в Айове. Написанные во время Великой депрессии произведения Вуда демонстрируют оптимистическое видение провинциальной Америки и полный отказ от реалистичного взгляда. Он пишет свою мечту, пишет не то, что видит, а то, что хочет видеть: щедрый аграрный край с благодатными землями, ещё не "растерзанными" машинами. Он создаёт собственный миф об Америке без городских сити-центров, социальных сложностей, повальной безработицы, фабрик и промышленности.
Например, в картине "Осенняя пахота" художник изобразил плуг, которым первопоселенцы вручную возделывали поля в конце XIX века. За этот "винтажный эффект", который свойственен некоторым регионалистским произведениям Вуда, многие не понимали художника и посмеивались над его наивным консерватизмом. Но это нисколько не расстраивало мастера, наоборот, его пейзажи американского происхождения обрели свой собственный стиль и кардинально отличались от манеры предшествующих лет, когда художник был заложником импрессионизма. Он сумел воссоздать свой неповторимый взгляд на природу родного края.
В панорамных пейзажах, в которых художник зачастую предпочитает высокую точку зрения, перед зрителем открываются грандиозные просторы штата Айова. Но этот размах не пугает человека, не внушает ему чувства беспомощности, отчужденности. За редким исключением, мир " прирученной человеком природы" создаёт ощущение защищенности и комфорта.
Спасибо, что были с искусством несколько минут. Надеюсь, вы узнали что- то интересное для себя. Всего доброго и до встречи в следующих публикациях!
Подписывайтесь также на мой вдохновляющий
телеграм канал, чтобы знать как создаются шедевры, в чем секрет вдохновения, и какие романы рождали великие произведения искусства.Всем буду признательна и очень рада!