Найти тему
Такое искусство

Пейзажи Гранта Вуда, идеализирующие Америку: "мир прирученной человеком природы".

Художник одной картины или это не так?

Грант Вуд "Американская готика". 1930г.Чикагский институт искусств, Чикаго
Грант Вуд "Американская готика". 1930г.Чикагский институт искусств, Чикаго

Пейзажи Гранта Вуда для широкого круга зрителей остаются в тени прославившейся на весь мир картины "Американской Готики". Однако наряду с портретом, это излюбленный жанр живописца. Именно в пейзажах нагляднее всего прослеживаются изменения в творческой манере художника. Среди самых первых живописных попыток Вуда - зарисовки природы, окружавшей начинающего художника в родной Айове: поля, огороды, просёлочные дороги, заросли вдоль ручья, красные строения амбаров и ферм, написанные в импрессионистической манере. Чуть позже, в 1920 -е годы, на смену сельскому пейзажу пришёл городской. Во время образовательных поездок в Европу полотна художника наводнили виды Парижских площадей и улиц, выполненные в духе импрессионизма, который Вуд "исповедовал" на протяжении почти 20 лет. Но сегодня мы увидим ту Америку, которую представил нам художник и остановимся на пейзажах этой страны.

Немного деталей...

Американская пейзажная живопись начала XX века подразделяется на три главных направления: социальный реализм, прецизионизм и регионализм и является реакцией на современный европейский стиль, хлынувший в страну после выставки Армори -шоу. Границы этих трёх направлений размыты и главной тенденцией является попытка передать романтизм повседневной американской жизни. Именно желание создать уникальный язык региональной живописи побудило Вуда к резкой смене творческой манеры. В пейзажах 30-х годов он перестаёт ограничиваться передачей мгновенного впечатления от природы (уходит от импрессионизма) и создаёт образы идеализированные и преображённые его детскими воспоминаниями, волнующей его актуальной проблематикой страны. Их пронизывает единая обобщающая мысль.

В герметичности его пейзажей разрешается идея высшей гармонии природы. Природа для него - не только предмет любования, восхищения, но и та реальность, через которую выражается тема, применимая к понятию психологизм.

"Вид на ферму" 1932г , Моя коллекция Татьяны Сомовой
"Вид на ферму" 1932г , Моя коллекция Татьяны Сомовой

Новый стиль

В 1924 году художник находится в поиске своего стиля и создаёт картину "Овощная ферма». Эта картина заполнена воздушным пространством, которое в более поздних работах будет вовсе упразднено из пейзажей Вуда. В изображении художник передаёт мгновение, выхваченное из размеренного потока сельской жизни. Пейзаж Айовы растворяется в световоздушной среде, лишаясь материальности. На вспаханном поле видна окутанная воздухом человеческая фигура, обозначенная художником как часть природы. Вскоре художник отправляется в Париж, но в поисках сюжетов осознаёт, что скучает по своей родине, куда он вскоре возвращается, чтобы стать созерцателем «вечных истин Америки». Художник не поддался влиянию модернистских течений и медленно двигался к поиску собственного художественного языка. Так возник сугубо регионалистский пейзаж "Стоун- Сити, Айова" в котором не остаётся и следа техники импрессионистов.

Вскоре художник начинает писать панорамные, часто представленные с высоты птичьего полёта виды Айовы и переходит к трудоёмкому стилю рисовании, сглаживая глянцевую поверхность работы лезвием бритвы и тем самым уничтожая мазок. А в достижении наибольшей точности ему помогает использование сетчатого плана, при котором плоскость картины разбивается на квадраты.

Цивилизация и технический прогресс были чужды миру Гранта Вуда. Будучи человеком столично-культурным и европейски образованным, имея за плечами выставки картин в Париже, Грант наконец понял, что для творчества не найти лучше места, чем площадка на заднем дворе его собственного дома в Айове. Написанные во время Великой депрессии произведения Вуда демонстрируют оптимистическое видение провинциальной Америки и полный отказ от реалистичного взгляда. Он пишет свою мечту, пишет не то, что видит, а то, что хочет видеть: щедрый аграрный край с благодатными землями, ещё не "растерзанными" машинами. Он создаёт собственный миф об Америке без городских сити-центров, социальных сложностей, повальной безработицы, фабрик и промышленности.

"Сенокос" 1939 г.Национальная галерея искусства, Вашингтон.
"Сенокос" 1939 г.Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Например, в картине "Осенняя пахота" художник изобразил плуг, которым первопоселенцы вручную возделывали поля в конце XIX века. За этот "винтажный эффект", который свойственен некоторым регионалистским произведениям Вуда, многие не понимали художника и посмеивались над его наивным консерватизмом. Но это нисколько не расстраивало мастера, наоборот, его пейзажи американского происхождения обрели свой собственный стиль и кардинально отличались от манеры предшествующих лет, когда художник был заложником импрессионизма. Он сумел воссоздать свой неповторимый взгляд на природу родного края.

"Осенняя пахота"1931 г.Коллекция Джона Дира, Иллинойс
"Осенняя пахота"1931 г.Коллекция Джона Дира, Иллинойс

В панорамных пейзажах, в которых художник зачастую предпочитает высокую точку зрения, перед зрителем открываются грандиозные просторы штата Айова. Но этот размах не пугает человека, не внушает ему чувства беспомощности, отчужденности. За редким исключением, мир " прирученной человеком природы" создаёт ощущение защищенности и комфорта.

Спасибо, что были с искусством несколько минут. Надеюсь, вы узнали что- то интересное для себя. Всего доброго и до встречи в следующих публикациях!

Подписывайтесь также на мой вдохновляющий

телеграм канал, чтобы знать как создаются шедевры, в чем секрет вдохновения, и какие романы рождали великие произведения искусства.Всем буду признательна и очень рада!