Найти тему

Как формируется позиция жертвы.

Сначала ответим на вопрос – когда? В раннем детстве. Позиция жертвы выбирается ребенком как единственно возможная для выживания. В понятие выживания входит удовлетворение потребности быть одобряемым родителями, поскольку в базовые подсознательные настройки человека входит необходимость быть любимым значимыми фигурами. Родители обеспечивают ребенка всем необходимым (едой, теплом), дают ему безопасность, а их недовольство автоматически лишает этой самой безопасности и вызывает страх – страх смерти. Иррациональный страх, животный, порой глупый, но вполне себе реально ощущаемый. И далее, во взрослом возрасте этот страх никуда не девается, он возникает в любых ситуациях, созвучных энергетически старым детским сценариям.

Художник Андрей Горенков
Художник Андрей Горенков

Жертвенных сценариев несколько. Первый из них – любовь через жертвенность. В этом случае в сознании управляет установка, что любовь – равно жертва. Без жертвы это вроде бы уже и не любовь. В таком случае подсознательно выбирается партнер, для которого надо ежедневно совершать подвиги, ущемлять себя в чем-то, жить его интересами, забывая о своих. И только в этом случае возникает иллюзия любви. Лишь иллюзия, потому как отсутствует главное – любовь к себе. Собственная жизнь возлагается на алтарь, а взамен ожидаются дары. Дары, которые никогда не воздаются. Но все-таки наивно ожидаются. Такая позиция выбирается человеком, когда в его окружении существовали отношения, в которых кто-то забывал про свои интересы и жил для другого. Ребенок в этом случае безоценочно впитывает демонстрируемые ему паттерны и в результате сам вынужден занимать роль или того, в честь которого приносится жертва или самозабвенно заслуживать одобрение, проявляя избыточную заботу о партнере (спасательство), как когда-то кто-то делал в его семье – например, мама для зависимого от алкоголя папы. Путь нерадостный, надо сказать честно. Но удобный – поскольку колея уже накатана. А когда колея уже есть, по ней ехать всегда легче, чем прокладывать новую. Даже если ведет эта колея в бездну.

Художник Андрей Горенков
Художник Андрей Горенков

Второй сценарий. Беспомощно агрессивный. Жесткий - основанный на манипуляции виной. Здесь транслируются такие лозунги: «я без тебя пропаду», «я один ничего не смогу», «ты для меня все» и иже с ними... Чтобы избежать агрессии окружения человек принижает себя и пытается заменить чужую агрессию на вину перед собой. Он старается казаться беспомощнее, чем на самом деле, как бы вешая себя на шею партнеру в виде неподъемного креста. Тащи меня, тащи, я сам не дойду. Как правило, и такой паттерн возникает не на ровном месте. Если в семье все носят хорошую мину при плохой игре, то ребенок впитывает эти модели поведения и потом, чтобы получить хоть толику любви выбирает роль несчастного, беспомощного мальчика или девочки. Очень удобно. Удобно управлять партнером, вызывая чувство вины и жалости. Только есть ли в этом счастье? Нет, но какое оно – счастье? Это ж неизвестно и поэтому снова и снова выбирается уже знакомое с детства взамен новому, неопробованному. Колея, она такая…

Художник Андрей Горенков
Художник Андрей Горенков

Третий сценарий. Жертвенность, основанная на аутоагрессии. И здесь в основе лежит чувство вины. Это чувство закладывается ребенку в сознание – «ты не такой», «нужно быть лучше», «ты не оправдал наши ожидания». При этом право слова ребенку не дается, его чувства и эмоции во внимание не принимаются, что ведет к их накоплению и невыраженной ярости. В этом случае человек с одной стороны испытывает вину за то, что не соответствует меркам значимых фигур, а с другой – агрессию, которая вызвана родителями, но направляется снова на себя. Это программа саморазрушения, в которой подсознательно выбираются партнеры, которые будут душно критиковать, ехидно унижать и упорно понижать самооценку. В результате злость на себя растет пропорционально безрезультатным попыткам угодить и заслужить любовь. Стоит отметить, что данная миссия невыполнима изначально, поскольку искренней любви на базе вины и самобичевания родиться не может. Но… колея проложена и инерция движения по ней велика.

Художник Андрей Горенков
Художник Андрей Горенков

Четвертый сценарий. Смешанный – в нем любовь приравнивается к жертве при запрете на выражение эмоций. Это самый сложный для проработки вариант, поскольку наравне с потребностью любить и жертвовать существует еще и агрессия, связанная с невыраженными чувствами. Такая модель может сформироваться при самопожертвовании матери, которая знает как лучше для ребенка, пренебрегая при этом его желаниями – «Мама, я замерз?» - «Нет, сыночка, ты хочешь кушать»… В этом сценарии человека просто рвет изнутри. Он то взахлеб угождает и самозабвенно «улучшает себя», то испытывает дикие приступы агрессии – к себе, но и близким достается. Это так называемый «раболепствующий тиран» - позиция тоже так себе и для самого человека и для тех, кто рядом.

Художник Андрей Горенков
Художник Андрей Горенков

Стоит отметить, что все жертвенные сценарии были необходимы в свое время – выбраны ребенком, как единственно возможные для выживания. Но осознание того, что эти модели теперь уже не нужны, помогает медленно, но все же их менять.

Художник Андрей Горенков
Художник Андрей Горенков

Все вышеописанное - наука. Но есть еще удивительная и непредсказуемая жизнь, полная чудес, которые никто не отменял. И помимо психологических практик существует еще нечто – большее, волшебное и непрогнозируемое. Это любовь. Любовь – к любому своему опыту, принятие его как нужного и обязательного, каким бы он не являлся. Любовь – к своим родителям, какие бы они не были, ведь у них тоже имелось свое непростое прошлое и собственные запутанные лабиринты. Любовь – к себе во всех ее проявлениях, без разделения на плохое и хорошее. Ведь любовь – она безусловна. Она не бывает за что-то. Она или есть или ее нет. Все для чего-то было нужно. А жертва, как известно, суть героя.

Художник Андрей Горенков
Художник Андрей Горенков

Основная и единственная беда жертвы – неудовлетворенная потребность в любви и принятии. Удовлетворить эту потребность из вне невозможно. Только изнутри. Поэтому только через безусловную любовь к себе можно выйти из клетки жертвы. И первый шаг заключается в принятии своего детства, как необходимого и важного этапа развития для… любви к себе. Источник может быть только внутри. И его можно наполнить только изнутри.

Благодарю за лайки, подписки и комментарии.

Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.

Читайте также:

Измена - конец или начало?

Нарцисс, сколько тебе лет? Эмоциональный возраст нарцисса.

Что значит выбрать себя. О доверии и области Тьмы.

О любви и глупости. Макс Фрай.

Мои книги.

#психология #жертва #отношения #философия #энергия #мировоззрение #саморазвитие #магия