Приветствую! Сегодня я хочу познакомить вас с Королевскими Румынскими ВВС, а конкретнее - с её представителем времён Второй Мировой войны: истребителем-бомбардировщиком IAR-80.
Если спросить любого моделиста о самых известных истребителях 40-х, с огромной вероятностью вам начнут перечислять немцев, американцев, британцев и советов. И вряд ли в ответ вы услышите об авиации Румынии. Тем не менее, существовала и такая. Её становлению, в частности, помогла Польша, давшая лицензию на производство одноместного истребителя PZL Р.11f.
Однако, к концу 30-х, подобная конструкция перестала отвечать современным требованиям авиации и нужно было изобретать нечто новое. И это при том, что на смену PZL Р.11f должен был прийти схожий по конструкции истребитель PZL P-24.
Впоследствии, определённая часть узлов и агрегатов PZL P-24 была использована при сборке IAR-80. В апреле 1939 года машина поднялась в воздух. Самолёт определённо получился удачнее предшественника с неубирающимся шасси и архаичной конструкцией и вполне мог соперничать в небе с другими машинами тех лет. Ниже приведу цитату с сайта airwar.ru о боевом применении IAR-80:
10 июня 1944-го более сотни "Лайтнингов" P-38J 15-го воздушного крыла ВВС США взяли курс на Попешты-Леордены. Атаку на румынский аэродром американцы выполняли и раньше, но им никак не удавалось застать истребители с желтыми крестами на крыльях врасплох. Очередное нападение назначили на раннее утро, и взлетевшие с итальянских баз "Лайтнинги" планировали достичь Бухареста к 8 часам утра. Точно по расчету соединение P-38J вышло на цель на небольшой высоте, считая себя необнаруженным. Но еще на подлете группа была засечена радаром, и для румын это не стало неожиданностью.
В это утро на аэродроме располагалось тридцать восемь IAR-80C, 26 из них были боеготовыми. По тревоге все три эскадрильи (58-я, 61-я и 62-я) 6-й группы поднялись в воздух и со стороны солнца атаковали американские самолеты. Пилоты "Лайтнингов" сами надеялись на внезапность, но все получилось наоборот. Американцы, пересекая границу аэродрома, еще не знали, что румынские истребители уже в воздухе, и продолжали высматривать цели на земле. Лишь только когда крылья и фюзеляжи "Лайтнингов" стали прошивать очереди снарядов с IAR-80C, американцы осознали свое катастрофическое положение, но было уже поздно. Румынские летчики превосходно использовали преимущество в высоте и внезапности и сбили 24 P-38J, потеряв при этом лишь три машины.
1 августа 1943-го румынские самолеты доставили немало хлопот экипажам "Либерейторов" В-24 15-го воздушного крыла ВВС США, избравшим своей целью нефтезаводы в Плоешти. В операции под кодовым названием ("Tidal Wave") ("Приливная волна") "Мустанги" не могли сопровождать свои бомбардировщики, и треть всех "Либерейторов" удалось сбить. 20 августа 1944-го советские войска перешли Прут, и диктатор Антонеску был свергнут. Через четыре дня Румыния объявила войну своему бывшему союзнику Германии, и румынские войска перешли под командование Красной Армии. ВВС страны вошли в состав 5-й советской воздушной армии (2-й Украинский фронт). 26 оставшихся IAR-80 и IAR-81 65-й и 66-й эскадрилий 2-й группы выполняли вылеты из Сомешены на поддержку советских частей до конца октября 1944-го, а затем перелетели с наступающими войсками в Венгрию.
Самолёт простоял на вооружении ВВС Румынии вплоть до 1952 года, после чего их списали. До наших дней не сохранилось ни одного реального экземпляра этой машины.
Что в коробке?
Перед нами модель украинской фирмы Amodel, которая была выпущена в 2009-м году. Деталей в наборе совсем немного, что характерно для моделей истребителей в 72-м масштабе.
На бокс-арте изображён будто бы набирающий высоту IAR-80, а под ним нарисован портрет Иона Милу - третьего по результативности румынского лётчика, учувствовавшего во Второй Мировой войне.
Инструкция состоит из нескольких этапов, напечатана в виде брошюры, к которой заодно прикреплена и декаль. Ион Милу не зря изображён на бокс-арте - именно его машину предлагает собрать производитель набора.
Декаль представлена в виде опознавательных знаков ВВС Румынии и некоторой технички.
Фюзеляж, как и у многих моделей авиации в 72-м масштабе, собирается из двух половин. Качество отливок откровенно слабовато - придётся заморочиться с нарезанием расшивки, поскольку родная выглядит замыленной. Тем не менее, судя по всему, модель практически безальтернативная, а потому уникальная.
Что, на мой взгляд, в модели сделано удачно, так это что нижняя часть крыльев и ниши шасси отлиты одной деталью - чем меньше шпатлевки при сборке, тем лучше.
Опционально Амодел даёт пару видов бомб, за что им спасибо.
В наборе имеется и двигатель ПД IIAR 14K IIc32. Правда, у его деталей слишком много питателей и отделять их придётся максимально аккуратно.
Из остекления набора только крохотный литник с деталью фонаря. Отлит хорошо, пластик весьма прозрачный.
На этом содержимое набора заканчивается. Если вы увлекаетесь не самой попсовой авиацией, то я бы порекомендовал обратить внимание на IAR-80. Конечно, найти сейчас такой будет проблематично, но возможно, что в некоторых магазинах или на Авито он ещё может вам встретиться.
____________________________________________________________________________________
Благодарю, что дочитали обзор до конца. Традиционно, пишите комментарии, ставьте лайки этому (и не только) посту, ну и подписывайтесь на канал, если ещё не - любая ваша активность мотивирует меня писать новые обзоры, искать вокруг себя то, что может быть полезно в моделизме и чем можно поделиться с коллегами по хобби, ну и всячески радовать вас!