Первым этот вопрос задал Маркион. Да так громко, что его слышно и по сей день.
Маркион Синопский (ок.100—ок.160) был богатым судовладельцем, который однажды увлёкся стоической философией. Затем его внимание привлекло христианство, поскольку Маркион тяготел к аскетизму. Но иудейская традиция, запечатлённая в Ветхом Завете, вызывала у него резкое неприятие. И тогда он задумал очистить христианство от родимых пятен иудаизма.
С этой целью он прибыл в Рим (ок. 140 г.) и сделал крупный вклад в казну местной христианской общины, рассчитывая заполучить поддержку духовенства. Несколько лет он свободно проповедовал свои взгляды. Число его приверженцев росло, чему способствовали антииудейские настроения в империи, особенно усилившиеся после восстания Бар-Кохбы (131–135). Вместе с ними рос и богословский авторитет Маркиона. Его трудами был создан первый новозаветный канон ("Маркионова Библия"), который включал две книги: «Евангелие» (близкое к НЗ от Луки) и «Апостол» (названия, позднее закрепленные в церковной практике).
Доктрина Маркиона покоилась на двух столпах: учении апостола Павла о противостоянии Благодати — Закону и гностическом презрении к тварному миру. Подобных учений тогда было много. Но Маркион не остановился на полпути, а дошёл до абсолютного докетизма*, предав проклятию не только Закон, но и само творение. Говоря коротко, он пришёл к убеждению, что Ветхозаветный Творец есть Бог тварного мира и Отец Антихриста. Именно он сотворил зло, бедствия и страдания. Подлинный Отец Небесный не имеет ничего общего с материей (и стало быть, со злом и страданием), а Его Сын Иисус Христос не имел в себе ничего человеческого и явился спасти только души, но не тела, которым нет места на Небе. Следуя этому учению, маркиониты исповедовали крайний аскетизм, вплоть до того, что обязывали разводиться женатых неофитов. Они не боялись смерти и жаждали страдания, утверждая, что в их среде больше мучеников, чем у Великой Церкви.
* Докети́зм (от др.-греч. δοκέω [dokeō] — «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшее иллюзорность его существования.
Наконец, Церковь ополчилась на Маркиона. В 144 году его объявили опаснейшим еретиком и отлучили от Церкви. Ему даже вернули пожертвованную сумму денег.
Маркион не смирился с осуждением и основал собственную церковь с таинствами и священноначалием. Несмотря на лавину критики в её адрес со стороны Отцов Церкви, её общины быстро распространились по всему Средиземноморью. Маркиониты появились за пределами Рима и Италии — в Египте, Палестине, Сирии, Аравии и Персии. Маркионитские общины исчезли лишь в Средние века. Но учение Маркиона неизменно привлекало внимание некоторых представителей либерально-протестантского богословия.
В наши дни последователем Маркиона является американский богослов и проповедник Кэролл Бирбауэр, который разработал стройную систему доводов в пользу коренного отличия Иеговы от Отца Иисуса Христа. С их кратким изложением вы можете ознакомиться по ссылке. Я же приведу лишь заключительные слова Кэролла Бирбауэра:
"Мой Бог, Отец Небесный, не следует примеру Иеговы, Который учит людей лгать, воровать, обманывать и кидаться дерьмом в лица тех, кто относится к Нему недостаточно серьезно (Малахия 2:3). Я очень благодарен за знание Бога-Отца, Бога всяческой милости, любви, доброты, милосердия, сострадания и истины, и Иисуса Христа, моего Господа. Теперь я знаю, что освобожден из лап Иеговы, Бога гнева, мести, ревности и осуждения.
За свой почти пятидесятилетний опыт среди фундаменталистских «христианских» деноминаций я убедился, что большая их часть практикует именно тот вид любви, за который Иисус обвинял фарисеев — они любят своих и не заботятся об остальных. Они следуют примеру любви и ненависти своего Бога Иеговы. Почитатели Иеговы не изменились. Иисус сказал, что любовь это знак ученичества. Мы читаем в 1 Иоанна 4:7 и 8: «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… потому что Бог есть любовь».
Бог-Отец любит мир (Иоанна 3:16). Мы должны любить друг друга. Это была новая и ЕДИНСТВЕННАЯ заповедь, которую Иисус дал Своим ученикам (Иоанна 5:17). Еще Он сказал: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:35). Павел в 1 Коринфянам 13 говорит нам, что любовь это величайший из всех духовных даров.
Теперь я прошу вас обдумать приведенные факты и отрывки Писания. Мне хотелось бы поблагодарить вас за вашу доброту и терпение и надеяться, что теперь вы понимаете, почему я не считаю Иегову Отцом Небесным. Отец Небесный был неведом миру, пока Иисус не открыл Его человечеству. Иисус сказал: «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матфея 11:27). Иегова был видим Моисею и говорил в Своих пророках. Иисус сказал об Отце Небесном: «вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоанна 5:37). Если Отец Небесный был открыт только Сыном, как сказал Иисус, и никто никогда не видел Его и не слышал Его голоса, то Иегова не может быть Отцом. Иегова был Богом Израиля задолго до земного служения Иисуса; Его видели и слышали.
Веря в то, что изложил, я и библейски, и исторически оказываюсь в хорошем обществе. Подавляющее большинство христиан из язычников придерживалось этих взглядов в течение первых трехсот лет христианства. Великий благовестник, Маркион, евангелизировал страны вокруг Средиземного моря во втором столетии. Он особенно настаивал, что Иегова не был и не мог быть Отцом Небесным; он написал книгу «Антитезы», утверждавшую эти взгляды. Многие христиане из язычников долгие годы придерживались их несмотря на жестокие преследования.
Первое известное сообщение о христианине, убившем другого христианина из-за веры, рассказывает о католике, убившем христианина, который не признавал Иегову Отцом Небесным. Во многих областях эта вера сохранялась в «темные века», но страшные преследования и падение грамотности постепенно одолели ее. Тем не менее, эта благословенная истина не умерла, но и сегодня жива в сердцах и разуме многих христиан по всему миру".
Историческое значение Маркиона в том, что он один из немногих христианских богословов, который основал жизнеспособную альтернативную Церковь (или даже единственный, смотря по тому, считать ли, например, арианство и другие секты ересью или Церковью).
Маркионитская исследовательская библиотека
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
Открываю подписку на издание моей книги «Названный Лжедмитрием».
«Последняя война Российской империи» (описание)
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.