Найти тему
История нашего мира 2.0

Поход Олоферна*

650 год до н.э.

Ассирийская империя

В начале 650 г. до н.э. царь Ассирии Ашшур-бани-апли (правил в 668-626 гг. н.э.) решил зачистить западные провинции империи от сторонников его мятежного брата правителя Кар-Дуниаша (Вавилона) Шамаш-шума-укина, а также тех, кто, пользуясь восстанием Шамаш-Шума-укина (о нем смотри публикации «Брат выступил против брата», «Шамаш-шума-укин сколотил коалицию», «Мидийцы помочь не сумели», «Мятеж разрастается», «Урук устоял», «Измена Набу-бел-шумате», «Война с арабами»), решил обрести независимость от ассирийского господства (смотри публикацию «Мидийцы помочь не сумели»).

«Юдифь» с головой Олоферна, картина Джорджоне
«Юдифь» с головой Олоферна, картина Джорджоне

В апреле (22 нисана) 652 года до н.э. крупная ассирийская армия, которую возглавил военачальник Олоферн** выступила в поход на запад. Если верить источнику она насчитывала 120.000 пехотинцев и 12.000 всадников***. Армию сопровождал огромный обоз. В нём были, как животные для перевозки грузов: верблюды, мулы, ослы, - так и животные, предназначенные в пищу: овцы, волы, козы.

Понятно, что в пищу шли также зерно и животные, захваченные в разоряемых по пути похода Олоферна ассирийскими воинами землях.

Во время своего похода к северу от верхней Киликии Олоферн разбил фудян и лудян, разграбил сынов Рассиса и сынов Исмаила (речь идет о каких-то кочевых арамеях), живших в пустыне Хеллеона. Разрушил ряд город Сирии от реки Евфрат до Средиземного моря. Опустошил Киликию.

Из Киликии прошёл по Сирии к Дамаску, громя местных хеттов и арамеев.

На равнине Дамаска ассирийцы сожгли нивы, истребили стада овец и волов, вырубили сады и священные рощи, разграбили и сожгли селения.

Известие о походе Олоферна пришло в города побережья Палестины и Финикии. Жители Сидона, Тира, Сура, Окины, Азота, Аскалона и других городов начали слать свои посольства к Олоферну с подношениями и уверениями в преданности царю Ашшур-бани-апли.

В Палестине Олоферн дошел до Езрилона близ Дотеи, города расположенного против теснины Иудейской. Здесь Олоферн разбил лагерь, чтобы собрать рассеявшиеся в ходе его похода по Сирии и Финикии ассирийские отряды. Дать им отдых и идти на Египет, сокрушив по дороге Иудею, где в тот момент царствовал Менаше (библ.: Манассия) (правил в 687-642 гг. до н.э.). Сюда в лагерь со своими отрядами в помощь Олоферну прибыли правители Моава и Аммона.

В Иудее весть о походе Олоферна вызвала панику. Но её жёстко пресёк первосвященник Иоаким. Он призвал всех иудеев к сопротивлению врагу. В Иерусалим (столицу Иудеи)

съехались старейшины страны обсудить ситуацию. Согласно декрету царя Менаше во всех городах Иудеи создаются ополчения из лиц, способных носить оружие.

В Иерусалим под защиту мощных укреплений города потянулись беженцы из различных регионов государства.

Отряды иудеев перекрыли горные проходы к югу от лагеря Олоферна.

Когда Олоферн после месячного отдыха, выступил на Иудею, то первым иудейским городом на его пути оказался Ветилуя.

Олоферн осадил Ветилую, обороной которого руководили Озия, Хаврин и Хармин.

После 34 дней осады города в Ветилуе стало заканчиваться продовольствие и начались проблемы с водой. Это вызвало волнения среди горожан. Они пришли к Озии и стали просить его начать переговоры с Олоферном о сдаче города. Чтобы как-то утихомирить пришедших, Озия дал слово, что через пять дней сдаст город.

Когда об этом обещании услышала Юдифь, дочь Мерарии, вдова Менаше (Манассии), богатая и красивая женщина, то она пригласила к себе домой Озию, Хаврина и Хармина. В ходе беседы обещала помочь городу и согласовала свои действия с военачальниками.

На следующий день, нарядившись в свои лучшие наряды, разукрасив себя драгоценностями, в сопровождении служанки из рабынь, Юдифь покинула Ветилую. Защитники города выпустили женщин по приказу Озии.

Добравшись до первого поста ассирийцев, Юдифь потребовала доставить ее к Олоферну. У неё, мол, важная информация, которая поможет Олоферну завоевать Иудею.

Юдифь доставили к Олоферну, который был восхищен её красотой и оставил женщину при себе.

Три дня обольщала Юдифь Олоферна, ночевала в его шатре. Каждое утро на рассвете выходила из шатра, чтобы пройти к источнику, в котором она омывалась и молилась

И каждый раз её сопровождала служанка, которая несла мешок с продовольствием и напитками.

На четвертую ночь, когда Юдифь осталась с Олоферном в шатре наедине, она напоила ассирийца. А когда пьяный Олоферн уснул Юдифь взяла меч ассирийского военачальника и двумя ударами отрубила спящему голову****.

Сандро Боттичелли. Торжествующая Юдифь возвращается в родной город
Сандро Боттичелли. Торжествующая Юдифь возвращается в родной город

Голову убитого завернула в материю и положила в мешок с припасами, которые обычно носила с собой её служанка.

На рассвете, как обычно, Юдифь в сопровождении служанки, которая несла мешок, направилась к роднику для омовения и молитвы. Телохранители Олоферна, которые привыкли к этому её утреннему ритуалу, выпустили женщин из лагеря.

Но вместо родника Юдифь и её служанка на этот раз направились к воротам Ветилуя. Стража у ворот впустила их в город. Сюда же прибыл Озия с командирами ополчения и старейшинами города. Юдифь показала им голову Олоферна и предложила атаковать лагерь ассирийцев.

Сандро Боттичелли. Ассирийцы в ужасе обнаруживают смерть вождя
Сандро Боттичелли. Ассирийцы в ужасе обнаруживают смерть вождя

Так и поступили.

Отряды иудеев из Ветилуя, водрузив на копье голову Олоферна, под командованием Озии, Хаврина, Хамрина, вышли из города и устремились в атаку. Лишившиеся руководства ассирийцы обратились в бегство.

Озия разослал вестников по ближайшим селениям Иудеи с предложением преследовать бегущих ассирийцев. Их преследовали до Дамаска, после чего повернули назад.

30 дней победители грабили лагерь войск Олоферна. Юдифи за её подвиг подарили шатёр Олоферна со всем его содержимым. Служанке даровали свободу.

Три месяца праздновала Иудея эту победу. Сама же Юдифь вторично замуж выходить не стала. Жила вдовой в почёте и уважении. Умерла в возрасте 105 лет.

Короткая ивритская версия (Книги Юдифи), обнаруженная доктором Гастером и датируемая им XI веком н. э., отчасти решает проблему: в ней всего 40 строк, нет множества подробностей и имён, в том числе Олоферн, Ветулия и Ахиор, а враги больше не ассирийцы, а Селевкид Антиох Эпифан, современник Маккавеев, осаждающий собственно Иерусалим. Иудифь там не «вдова», а «дева», букв. «ветилуя», что могло потом превратиться в название города. Есть версия, что этот «конспект» мог быть оригиналом, на базе которого расцвечена вымышленными подробностями полная версия. Это объяснило бы и маккавейскую расцвеченность стилистики, и тему эффективности молитвы (ср. 6:14-21; 7:4; 2 Мак 15:12-16)[10]. В иудаистической традиции история Юдифи вообще связывается с борьбой против эллинистической Сирии, а не Ассирии, и относится ко временам Хануки.

(Источник: Библия)

* восстановить о каких реальных народах и территориях идет речь на основании материалов источника весьма проблематично.

** все имена и географические названия приводятся в том виде, как их даёт источник.

*** цифры завышены. Источнику хотелось приукрасить события и тем самым подчеркнуть подвиг своего народа, отразившего подобное нашествие. Ниже приводится цифра источника, что якобы в конце похода армия Олоферна насчитывала 170 тысяч пехотинцев и 12 тысяч всадников. То есть, тем самым источник показал, что численность ассирийской армии им придумана.

**** отрубить крепкому мужику голову двумя ударами - нужна изрядная сноровка и сила.