В пятницу потеплело, мы добрались до "Ноябрьск парка" и самой интересной его части - этнографического комплекса 'Нум"
Начало здесь:
Пообщавшись с оленями, дети побежали на игровую площадку:
За площадкой - шашлычные зоны и гостиничные номера, стилизованные под чумы.
Круг над креслом - стилизованный бубен шамана - посредника между мирами. Вообще, в ненецкой мифологии верхний мир состоит из семи ярусов, на каждом правит сын Нума. А нижний мир состоит из семи слоев вечной мерзлоты, под которыми прячется Нга.
Похоpoнный обряд ненцев довольно прост: тeло накрывают нартами. Иногда оленей, привезших нарты с ycопшим, закалывают и оставляют там же (богатая семья). Вообще, если что-то хотят передать поkойнику для жизни в потустороннем нижнем мире, эту вещь ломают и оставляют тут же. Сломанная вещь переходит в небытие...
Место "погpebения" не навещают.
Чтобы попасть в чум-музей, мы купили экскурсию по комплексу (около 200 рублей с человека: детям дешевле, мне подороже).
Образ Сэр Ни - "новодел" и придуман этот персонаж именно в Ноябрьске, с легкой руки сотрудницы центра активного отдыха Анны Коптяковой. В переводе с ненецкого «Сэр Ни» означает «Снежная девушка». Ноябрьская сказочная героиня – исключительно фантазийный персонаж, который родился из легенды о девушке из племени сихиртя, которая жила на берегу озера Ханто. Кстати, Сэр Ни вместе с Ямал Ири (местным Дедом Морозом) уже ездила в гости к нашему Морозу Ивановичу в Великий Устюг.
Раньше каждая девушка к своему 14-летию (брачный возраст у ненцев) самостоятельно шила себе одежду. С шести лет ребенка начинали готовить к взрослой жизни: девочек учили обрабатывать шкуры, шить, вышивать, вести хозяйство. И при выборе невесты в первую очередь смотрели не на лицо, а на то, аккуратно ли сшита ягушка, хватает ли девушке умения, терпения и старания украсить ее узорами. Особенно придирчива была будущая свекровь (свекровь - она и в тайге, и в тундре - свекровь))
У женщины в чуме много обязанностей. Собственно, чум разбирает и ставит женщина.
Съели олени весь ягель на этом месте, нужно перегонять стадо - женщины разбирают чум, складывают все на нарты...
В пространство за очагом женщине заходить нельзя, раньше там располался небольшой алтарь с фигурками богов. Сейчас там обычно ставят телевизор)) есть сейчас у кочевников и спутниковые тарелки, и сотовые телефоны, и "бураны".
Шкурами оленя покрывают зимний чум. Кладут их в два слоя: между слоями создаётся прослойка воздуха (как в термосе). На один небольшой чум нужно не менее 70 шкур. Летом чум раньше покрывали корой (ее обрабатывали, распрямяли, сшивали в пластины), а сейчас в ход идёт брезент.
В основе куклы нухуко обязательно используется верхняя часть птичьего клюва - надклювье, причем для мужской куклы гуся, а женской куклы – утки. Клюв при создании игрушек имеет огромное значение для ненцев. По их поверьям, водоплавающие птицы связаны с землей, воздухом и водой одновременно. Поэтому используемый клюв птиц, становясь частью кукол, превращал игрушку в оберег. Такой оберег, по мнению народа, способен оградить ребенка от злых духов.
Ещё для защиты от злых духов на одежду детей нашивали колокольчики (это и удобно- слышно, где ребенок))
Раньше несколько семей рода жили вместе, старшие приглядывали за младшими.
Сейчас молодая семья старается отделиться и жить отдельно. Градообразующее предприятие даёт таким семьям субсидию на первый чум (70 шкур - это немало). Вообще, спрашивать у ненцев, сколько в его стаде оленей - верх неприлия. Все равно что лезть в чужой карман и интересоваться чужой зарплатой👆
Продолжение следует ...