Найти в Дзене
diletant.media

Картина, к которой стоят спиной

Оглавление

Паоло Веронезе по праву считается одним из величайших мастеров живописи эпохи Возрождения. Его картина «Брак в Кане Галилейской» имеет все основания для того, чтобы называться мировым шедевром. Но вот нюанс: по статистике, именно к этому полотну посетители Лувра чаще всего поворачиваются спиной.

Три линейных корабля и двадцать картин

Паоло Веронезе большую часть жизни трудился в Венеции, создавая картины для богатейших и знатнейших жителей города. Сюжеты его работ мало чем отличались от сюжетов, к которым обращались его более именитые коллеги. Библейские мотивы, портреты заказчиков и их родственников и порой что-то из современной истории.

«Брак в Кане Галилейской» художнику заказал бенедиктинский монастырь Сан-Джорджо Маджоре. Картина, рассказывающая о том, как Иисус Христос превратил воду в вино, должна была украшать трапезную. Заказ был выполнен, и следующие двести лет «Брак» провёл в трапезной. Висел бы он там, быть может, и поныне, кабы не Жан-Симон Бартельми — куда менее известный, чем Веронезе, художник.

Паоло Веронезе. Автопортрет, 1558−1563 годы. Источник: «Дилетант»
Паоло Веронезе. Автопортрет, 1558−1563 годы. Источник: «Дилетант»

В конце 18 века Венеция была захвачена Францией и по мирному договору (по сути, это был акт капитуляции) обязалась выплатить огромную контрибуцию, а также передать Франции три линейных корабля и 20 картин. Да-да, во Франции всегда ценили искусство, особенно итальянское. И, разумеется, Французская Республика не могла позволить венецианцам самим отбирать картины. В город прибыла комиссия, возглавляемая Бартельми, и художник лично отобрал 20 картин, среди которых был и «Брак в Кане Галилейской» кисти Паоло Веронезе.

Крысы и тяжбы

Транспортировка картины из Венеции в Париж заняла почти год. Большую часть этого времени «Брак» провёл в корабельных трюмах. Случилось так, что корабельные крысы проявили к шедевру больший интерес, чем матросы. Иными словами, грызуны изрядно повредили полотно, а люди не особо следили за безопасностью бесценного груза. На реставрацию ушёл почти год, но и этого оказалось мало. В начале 19 века картину выставили на всеобщее обозрение, но вскоре её снова передали мастерам. В период с 1802 по 1806 год «Брак» несколько раз оказывался на реставрации.

Брак в Кане Галилейской. Паоло Веронезе, 1562−1563 годы. Источник: «Дилетант»
Брак в Кане Галилейской. Паоло Веронезе, 1562−1563 годы. Источник: «Дилетант»

Наполеоновские войны кончились, император был сослан на остров Святой Елены, а страны-победительницы принялись перекраивать Европу на свой вкус. По условиям Венского конгресса, Венеция попала в зону интересов Австрии, которая потребовала от Франции немедленного возврата «Брака» на родину.

Переговоры продолжались несколько месяцев, и в итоге Австрия согласилась получить от Франции 20 любых картин, а не именно тех, которые были отобраны для Лувра комиссией Бартельми. Вместо «Брака» в Венецию отправилась картина «Праздник в доме Симона» работы Шарля Ле Брюна, французского живописца 16 века.

Эвакуации

Эпоха Наполеона III, последнего императора Франции, завершилась катастрофической для страны Франко-прусской войной. Вскоре после разгрома французских войск и пленения монарха, когда германские войска двигались к Парижу, а в самой столице кипело восстание, смотрители луврской коллекции приняли решение об эвакуации картин. «Брак» был отправлен в Брест и почти год пролежал в тамошнем арсенале, что не лучшим образом сказалось на полотне.

В Париж оно вернулось уже в 1871 году. Следующие 70 лет картина не покидала стен Лувра. Во время Первой мировой её, единственную из всей коллекции полотен эпохи Возрождения, оставили в Париже. А вот Вторую мировую «Брак» пережидал в Монтобане. В Лувр её вернули в 1942-м, ещё при немецкой оккупации.

711-й зал [зал Джоконды] в Лувре после реставрационных работ в 2019 году. Источник: «Дилетант»
711-й зал [зал Джоконды] в Лувре после реставрационных работ в 2019 году. Источник: «Дилетант»

Так «Брак в Кане Галилейской» занял то место, на котором находится и теперь. Место ужасно невыгодное. Полотно Веронезе висит ровно напротив «Моны Лизы». Именно поэтому «Брак» и является той самой картиной, к которой, по статистике, чаще всего поворачиваются спиной посетители Лувра.

Подробнее