Белый и воздушный Ливадийский дворец на самом деле служил летней резиденцией российским царям всего чуть больше пятидесяти лет. Большой и Малый дворцы, разбитый вокруг них парк со скульптурами, зеленью, фонтанами настолько органично вписались в общий пейзаж, что, кажется, всегда были неотъемлемой его частью.
Александр II очень жаловал южный берег Крыма и приезжал в Ливадию каждый год. Благодаря этому рос интерес к отдыху здесь, развивался сам регион, да так, что Ялту называли «летней столицей». Жители города очень любили приезды императора, за которыми вереницей следовали праздники для всех желающих. Иностранные туристы тоже обратили свое внимание на Ялту и в 1867 году здесь принимали американцев, среди которых был Марк Твен. Государь лично показывал им сад, чем те были необыкновенно тронуты.
Александр III продолжил традицию и, после смерти отца, также привозил сюда семью. Более того, двадцать пятую годовщину своей свадьбы он отмечал именно в Ливадии, куда съехались представители европейский королевских домов. А еще три года спустя, Александр III умер здесь, в своем кресле, но перед этим успел благословить своего сына Николая на женитьбу.
Николай II, который получил дворец по наследству, решил, что он давно устарел, особенно внутри и нужно обязательно его перестроить. За семнадцать месяцев был воздвигнут новый дворец, который мы теперь и видим. Архитектором его стал Краснов, который в последствие построил много знаковых зданий в Ялте. Современный, в итальянском стиле, напоминающий собой виллы средиземноморья — дворец затмил собой прежний. Однако семья Николая II была здесь всего четыре раза. В последний раз в 1914 году, накануне революции.
Дни царской семьи в Ливадии проходили размеренно. Вставали обычно в 8.30, пили на балконе кофе, потом царь любил прогуляться по тропе, искупаться, почитать книгу до обеда, а Алекс рисовала. После обеда играли в карты, ходили на длинные прогулки, император приобщил семью к теннису, конным прогулкам. Катались на лодках, плавали на яхте, посещали другие места в Крыму, особенно любили Новый Свет. Однажды Николай написал в своем дневнике, что в Ялте ему так хорошо, что даже не хочется уезжать. Более того, он хотел построить мост между Крымом и Кубанью, но планам помешала Первая Мировая.
Кстати, несмотря на размеренность жизни в Ливадии старшего поколения, детей это не касалось. Цесаревны воспитывались в исключительной строгости. Они вставали гораздо раньше родителей, им полагались обливания с целью закаливания, занятия, а в свободное время девочки никогда не сидели с пустыми руками — обязательно шитье, вязание, вышивание. Поощрялись спортивные нагрузки — трудиться должны были ум и тело. Правда, это касалось только девочек, потому как младший Алексей, больной гемофилией, должен был соблюдать совершенно другой режим.
После революции дворец стал санаторием и многое в нем поменяли. Теперь вместо парадов во дворе крестьяне с туберкулезом занимались оздоровительной гимнастикой. У фонтана, где когда-то любили сидеть цесаревны, рабочие листали газеты. А на балконе, где Алекс обычно рисовала, курортникам нравилось любоваться морем.
«…читать во дворце -
Что?
Стихи!
Кому?
Крестьянам!
Такую страну
и сравнивать не с чем,-
где еще
мыслимы
подобные вещи?!»
Так писал об этом Маяковский, который действительно приезжал сюда читать стихи. Потому что трудящиеся не только лечение получали, но и знания — слушали лекции, обучались грамоте, кто-то учился кройке и шитью. В среднем пребывание в таком месте длилось до двух месяцев. И, если изначально сюда приезжали только мужчины, то потом поехали и женщины и дети. Кстати, царские вещи, которые остались во дворце, были выставлены в нескольких комнатах и в этот музей можно было зайти и посмотреть на них.
Во время Второй Мировой войны дворец сильно пострадал — фашисты вывезли отсюда даже дверные ручки и обои. Но его довольно быстро привели в порядок, как только прогнали из Крыма немцев, потому что именно здесь проходила ялтинская конференция. В Ливадии жил Рузвельт, Сталин со своей делегацией расположился в Юсуповском, а Черчилль — в Воронцовском. По протоколу встреча глав трех государств должна была проводиться на нейтральной территории, но из-за состояния здоровья Рузвельта ему пошли на встречу и провели конференцию в Ливадии, чтобы не надо было никуда выезжать.
В советское время в восстановленной Ливадии снимали эпизоды многих популярных советских фильмов — «Отелло», «Овод», «Анна Каренина», «Собака на сене» и многих других.
С 1993 года Ливадийский дворец становится музеем. К сожалению, удалось воссоздать интерьер далеко не всех комнат, но по ним можно получить представление о том, как жила царская семья. А еще полностью погрузиться в тот период, когда проходила ялтинская конференция — здесь постарались и воспроизвели многое до деталей.
Стены Ливадийского дворца видели не мало, но что бы не происходило в стране, он всегда жил. Жил, принимая царей. Жил, принимая отдыхающих крестьян и рабочих со всего Союза. Жил, принимая уже позже интеллигенцию. Жил, принимая конференцию, на которой решалась судьба мира. Жил, принимая партийных бонз на отдых. И теперь живет, принимая уже абсолютно всех желающих в гости — прийти, посмотреть, познакомиться, восхититься, прогуляться вокруг, чтобы уже не забыть и обязательно когда-нибудь вернуться.