Найти тему
Юрий Кислов

Корифеи прогрессивного рока YES: от шестидесятых до наших времен

Вот так порой сидишь перед монитором, и задумчиво чешешь темечко… С одной стороны, все читатели и подписчики канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что я пишу о рок-командах и исполнителях шестидесятых годов прошлого века. Или о тех, которые начинали в эти годы. А если группа успела выпустить в 60-х один-два альбома, а затем, позднее и до наших дней еще с пару десятков? И что тогда делать?

Кстати, для тех, кто еще не в курсе. Кликните здесь и вы окажетесь в КАТАЛОГЕ, созданном мной специально для вашего удобства. Там вы найдете более двухсот рок-групп, о которых я уже написал. А то замучаетесь по ленте скользить, ибо там уже 332 поста, ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ СЕМЬ из которых посвящены моей главной теме…

Из рок-архивов шестидесятых: каталог канала ЮРИЙ КИСЛОВ по алфавиту
Юрий Кислов4 июня 2021

Поэтому с внутренним трепетом я приступают к материалу о великой, без сомнения, британской команде под названием YES. И буду опираться, прежде всего, на два её первых альбома, с которых музыканты и начали свой путь, который продолжается и поныне. От 1969 года до нынешнего, 2023-го, в котором они выпустили свой, будем надеяться не последний, очередной лонгплей.

Итак – YES. Смены составов, распады и собирание в кулак творческих мощностей нового уровня, огромное число поклонников. Колоссальная по своей значимости история, сотни написанных о группе исследований, книг, тысячи статей и километры кинопленки.

Исключительно высокий уровень исполнения, динамика и энергетика, талантливое использование симфонических ходов, вдумчивое смешение стилей, и, как результат, проникновенная и замешанная на значительных идеях рок-музыка… Прогрессивный рок во всем его великолепии.

А началось все в 1968 году. В лондонском клубе развлекательного квартала Сохо двух музыкантов познакомил некий Джек Берри. А музыкантами были вокалист Джон Андерсен и бас-гитарист Крис Сквайр. Дело было в мае-месяце, ночью.

Расстановка позиций и опыта была такова: Андерсен успел поработать в группе своего брата Тони под названием THE WARGUEE, и даже под псевдонимом Ганс Кристиан записал несколько композиций. В момент встречи он пел в ночном клубе, где, собственно, и состоялась встреча.

Сохо (квартал в лондонском Вест-энде, общей площадью около 2,6 км) в шестидесятые годы был центром хиппи, художников, модных бутиков, андеграундных клубов, словом – сосредоточием мира, в котором родилась не одна рок-группа.

Вот такая там была в те времена обстановочка...
Вот такая там была в те времена обстановочка...

Крис Сквайр играл в группе THE SAN, затем год экспериментировал с гитарой, творчески перерабатывая, в частности, наиболее удачные, с его точки зрения, ходы бас-гитариста группы THE WHO Энтвистла, а затем стал играть в группе MABEL GREER`S TOYSHOP.

Позднее, в одном из интервью, Сквайр признался, что тогда, в 18-летнем возрасте он попробовал ЛСД, после чего оказался в больнице. Он так испугался, что, выписавшись с больничной койки уединился на целый год в своей квартире и более никогда в жизни не прикасался к наркотикам. Год он потратил на музыку.

Именно в MABEL GREER`S TOYSHOP Сквайр и пригласил Андерсена. Затем к ним присоединился по объявлению в качестве барабанщика Билл Бруфорд, а также клавишник Тони Кей и гитарист Питер Бэнкс. Группу решили назвать YES. Это и было началом…

-3

Сразу же отмечу, что название для группы придумал Питер Бэнкс: всем понравилось. Коротко, ярко, немножко загадочно и без разного рода псевдофилософских наворотов. Забегу вперед – известный всем настоящим меломанам логотип разработал в 1972 году художник Роджер Дин.

Получилось – О, ДА!

Известен день, когда состоялся первый концерт новой команды: 4 августа 1968 года в молодежном лагере колледжа Rachel MacMillan в Дептфорде. Это нормально – в те времена прогрессивные рок-группы почти всегда испытывали себя перед студенческой аудиторией. Но репертуар музыканты подобрали, так сказать, осторожно: каверы, в основном THE BEATLES и TRAFFIC.

А вскоре после этого они уже играют на разогреве у знаменитых CREAM в "Royal Albert Hall"! Ну с чем сравнить этот стремительный взлет, я даже не знаю. Это если бы колобок через день после выпечки вдруг превратился бы в футбольный мяч… Впрочем, музыканты собрались не рядовые. И знающие, что они делают.

Вот он, этот знаменитый зал...
Вот он, этот знаменитый зал...

А далее – выступления в суперпопулярном лондонском клубе «Marquee» и премьера на радио в программе Джона Пила «Top Gear», тогда самого известного ведущего музыкальных передач. Он умел открывать новые таланты и новые направления в роке, и первый преподносил их миру.

Обозреватель «Melody Maker» Тони Уилсон, назвав тогда YES и LED ZEPPELIN самыми перспективными молодыми рок-группами в мире! Все отмечали потрясающее умение музыкантов создавать каверы (вот именно - создавать), да так, что практически получалось новое произведение, выполненное под совершенно иными углом и музыкальной точкой зрения.

-5

Итак, июль 1969 года… В свет выходит первый студийник группы, названный, понятное дело «Yes», плод работы музыкантов на лейбле "Atlantic Records". Сразу же замечу – практически никакого коммерческого успеха. Но. Но внимание меломанов и критиков он на себя безусловно, обратил. И это очень даже неплохо: достаточно заметить, что в этом году выходят, помимо иных, довольно значимых, два нашумевших альбома цепеллинов и битловский «Abbey Road» (есть из чего выбирать).

-6

На альбоме восемь композиций, шесть из которых созданы внутри коллектива. Если говорить о стилистике лонгплея, то он немножко сумбурный, но это не раздражает. Ибо именно так и пробуют перо будущие корифеи.

Большинство поклонников YES сразу же отметят просто потрясающий кавер итак уже известнейшей песни «I See You» от THE BYRDS (гитара и барабаны ох, какие!). Но второй кавер – битловская «Every Little Thing» - не менее оригинальна, тем более сделана в проговом, изящном стиле.

Радует мастерство музыкантов: вокал Андерсена, Бэнкса и Сквайра, бас-гитара в «Beyond & Before», баллада «Yesterday and Today» это тоже нерядовое событие в мире рок-музыки. Журнал «Rolling Stone» обратил внимание на «прекрасный стиль, вкус и утончённость» YES. А критик Брюс Эдер позднее назвал первый альбом команды «самым нехарактерным из всех альбомов группы», и «на удивление сильным, учитывая неопытность всех участников».

-7

Потенциал музыкантов обещает очень многое. И ведь это только начало!

ВОТ ТРЕКИ АЛЬБОМА «YES» 1969 года:

Сторона A

Beyond and Before — 4:58

I See You — 6:54

Yesterday and Today — 2:53

Looking Around — 4:05

Сторона B

Harold Land — 5:45

Every Little Thing — 5:46

Sweetness — 4:35

Survival — 6:23

В июне 1970 года группа выпустила свой второй студийный альбом, назвав его «Time and a Word». Может быть, я малость помешан на шестидесятых, но это моя самая любимая пластинка YES. Кстати, Крис Сквайр со мной согласен.

-8

Это был последний лонгплей с участием (увы, увы!) Питера Бэнкса. Его заменил Стив Хау, который по недоразумению оказался на обложке американского издания пластинки.

Позднее Бэнкс играл в иных составах, выпустил шесть сольных альбомов, его называли «архитектором прогрессивной музыки», а когда он скончался в 2013 году в возрасте 65 лет от сердечного приступа, музыканты YES назвали его «незаменимым фрагментом той ткани, которая сделала Yes тем, чем она является сейчас»…

Питер Бэнкс
Питер Бэнкс

Но вернемся к второму лонгплею команды. Парни были еще те… Дерзкие, одним словом. Они пригласили для записи альбома симфонический оркестр из 30 музыкантов. Из восьми композиций пластинки – два, как всегда талантливо аранжированных кавера («Everydays» Стивена Стиллза и «No Opportunity Necessary, No Experience Needed» Ричи Хэванса).

ТРЕКИ АЛЬБОМА «Time and a Word» 1970 года:

Сторона A

No Opportunity Necessary, No Experience Needed) — 4:48

Then — 5:46

Everydays — 6:08

Sweet Dreams — 3:50

Сторона B

The Prophet — 6:34

Clear Days — 2:06

Astral Traveller — 5:53

Time and a Word — 4:32

Несмотря на то, что некоторые критики посчитали, что симфонический оркестр слишком увлекся струнами и медью, можно уверенно сказать – этот был очередной и очень важный шаг рок-группы вперед. А в дальнейшем и начал формироваться классический состав команды. Альбом занял в чартах 45-е место.

-10

Композиция «Time and a Word» стала визитной карточкой группы на многие годы. Он продемонстрировал возможности музыкантов и их желание рисковать по-крупному.

Тогда еще пуританская Америка выпустила диск с другой обложкой, посчитав обнаженную женщину на британском варианте слишком вызывающей.

Этот альбом – настоящий символ раннего прогрессивного рока, где каждая песня одновременная значительна и лаконична.

-11

Ну а далее… Далее пришли семидесятые, восьмидесятые, девяностые, наконец - XXI век. А я, как вы уже знаете, пишу о славных шестидесятых.

В истории YES было много перемен. Менялись музыканты, пристрастия, вкусы публики.

Третий альбом полностью состоял из собственного материала и успешно пробил десятку в национальных чартах.

Кэй, ушедший из коллектива дал дорогу блестящему Рику Уйэкману, который тут же принес в коллектив меллотрон, электроклавесин, синтезатор "Minimoog", и прочую электронику, расширив музыкальную палитру группы.

-12

Благодаря альбому "Fragile", мир услышал композицию "Roundabout", одну из самых известнейших композиций команды.

-13

Интересно, что в конце 90-х в составе YES играл Игорь Хорошев, который ушел из состава в 2001 году. Игорь родился в Москве и эмигрировал в США в начале девяностых. Когда он играл в составе YES, то натворил что-то мутное (избиение и сексуальные домогательства к двум женщинам-охранникам).

-14

Дело замяли, но Хорошеву пришлось уйти из команды. Сейчас он пишет музыку к фильмам.

Отмечу еще две знаменитых работы команды 1973 года – тройной концертник "Yessongs" и студийный двойник "Tales From Topographic Oceans" (там четыре композиции, каждая почти по 20 минут). Он взял самую верхнюю строку в британском чарте.

-15

Как справедливо заметил музыкальный критик Дмитрий Мосензов:

«Несмотря на смены состава, изменения жанра музыки и многочисленные распады, Yes сохраняет лидерство в мировом рейтинге рок-классики. Творчество музыкантов характеризуется динамическими контрастами, непревзойденным мастерством и продолжительностью песен. Многие эксперты считают, что именно эта группа на сегодняшний день является идеалом прогрессивного рока. Их музыка успешно сочетает в себе и классическую структуру, и новые альтернативные стили, и душевность».

Во, верно подмечено: ДУШЕВНОСТЬ!

СОВРЕМЕННЫЙ СОСТАВ:

Стив Хау — гитара, бэк-вокал (1970—1981, 1990—1992, 1995—наши дни)

Джеффри Даунс — клавишные (1980—1981, 2011—наши дни)

Билли Шервуд — бас-гитара (2015—наши дни), гитара, клавишные (1997—2000), бэк-вокал (1997—2000, 2015—наши дни); концерты 1994

Джон Дэвисон — ведущий вокал, акустическая гитара, тамбурин, клавишные (2012—наши дни)

Джей Шеллин — ударные (2023—наши дни; концерты 2016—2017, 2018—2023)

БЫВШИЕ УЧАСТНИКИ:

Джон Андерсен — ведущий вокал, перкуссия, гитара, арфа (Yes: 1968—1981, 1982—1988, 1990—2008; ARW: 2016—2018)

Крис Сквайр — бас-гитара, вокал, бэк-вокал (1968—1981, 1982—2015; умер в 2015)

Тони Кей — клавишные, бэк-вокал (1968—1971, 1982—1983, 1983—1994, гастроли: 2018)

Питер Бэнкс — гитара, бэк-вокал (1968—1970; умер в 2013)

Билл Бруфорд — ударные (1968—Сентябрь 1968, Ноябрь 1968—1972, 1990—1992)

Тони О’Рейли — ударные (Сентябрь 1968—Ноябрь 1968)

Рик Уэйкман— клавишные (Yes: 1971—1974, 1976—1980, 1990—1992, 1995—1997, 2002—2004; ARW: 2016—2018)

Алан Уайт — ударные, бэк-вокал, фортепиано, перкуссия (1972—1981, 1982—2022; умер в 2022)

Патрик Морац — клавишные (1974—1976)

Тревор Хорн — ведущий вокал, бас-гитара (1980—1981)

Тревор Рэбин — гитара, вокал, клавишные (Yes: 1982—1994; ARW: 2016—2018)

Эдди Джобсон — клавишные (Июнь 1983—Октябрь 1983)

Игорь Хорошев — клавишные, бэк-вокал (1997—2000)

Бенуа Давид — ведущий вокал (2008—2012)

Оливер Уэйман — клавишные (2008—2011)

МУЗЫКАНТЫ, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ НА КОНЦЕРТАХ:

Иэн Уоллес — ударные (1968)

Кейси Янг — клавишные (1984—1985)

Том Брислин — клавишные, бэк-вокал, перкуссия (2001)

Дилан Хау — ударные (2017)

-16

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:

Yes (1969)

Time and a Word (1970)

The Yes Album (1971)

Fragile (1971)

Close to the Edge (1972)

Tales from Topographic Oceans (1973)

Relayer (1974)

Going for the One (1977)

Tormato (1978)

Drama (1980)

90125 (1983)

Big Generator (1987)

Union (1991)

Talk (1994)

Keys to Ascension (1996)

Keys to Ascension 2 (1997)

Open Your Eves (1997)

The Ladder (1999)

Magnification (2001)

Fly from Here (2011)

Heaven @ Earth (2014)

The Quest (2021)

Mirror to the Sky (2023)

-17

А также ПЯТНАДЦАТЬ концертных альбомов и сборников, ДВАДЦАТЬ ОДИН сингл и ШЕСТНАДЦАТЬ, обнаруженных мной в колоссальных пластах информации, фильмов.

Ну что ж, вспомним, а кое-кто и познакомиться. Среди подписчиков канала ЮРИЙ КИСЛОВ есть и начинающие меломаны.

Лично я при этом буду приблизительно вот в таком настроении:

-18

Вперед?

На сегодня вроде бы всё... Загляните, если есть время, на пару ранее опубликованных мной постов на канале ЮРИЙ КИСЛОВ:

И еще… Буду благодарен вам ЗА ЛЮБОЙ дружеский взнос, который пойдёт только на дальнейшее развитие канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006 привязанная к телефону.

Заодно и поощрите мои скромные труды.

С уважением