Писать про художественный каталог, да еще и снабженного искуствоведческими комментариями дело не благодарное. Такие издания нужно внимательно изучать, всматриваться в произведения, которые может быть ни когда не увидишь в реальности, читать комментарии, пропуская часть информации, интересной только специалистам. Но в случае с Евгением Михайловичем Малахиным, которому сегодня могло бы исполниться 85 лет ситуация другая. В разные годы он был известен как К.А. Кашкин, Б.У. Кашкин или просто Старик Букашкин и проявил себя в самых разных творческих направлениях. Потому перед создателями альбома «Жив опять, привет друзья: Б.У. Кашкин», вышедшем в 2020 г., стояла невероятная задача: систематизировать все аспекты творчества этого удивительного человека и представить его на суд читателям. Но в том то и была особенность этого неординарного человека, что все его творения продолжают вызывать не только восторг у публики, но и интерес у исследователей. Именно благодаря такому взаимодействию и смогла получиться эта книга. А мы сегодня вспомним «народного дворника России» и немного взглянем на его творчество.
Вообще, все кто знал Б.У. Кашкина, всегда подчеркивали его начитанность и эрудицию. Особенно в вопросах творчества. Но создавал он все-таки нечто своё собственное, особое. Наверное, потому даже в кратких статьях в данной книге полно сравнений от лубка и дадаистов до «Митьков» и Бэнкси. И всегда эти сравнения оказываются ошибочными. Потому что Старик Букашкин оказался выше этих рамок сравнения. Ведь после него никто так и не смог претендовать на роль нового «панк-рок-скомороха». Да это и бессмысленно ведь Евгений Малахин был в своих творческих проявлениях настолько уникален, что повторить его просто невозможно. Общество «Картинник» также могло появиться только вокруг такого своеобразного человека. Примечательно, что всё множество талантливых людей, в разное время входивших в него ни когда не указывали свои фамилии. В лучшем случае ограничивались лишь псевдонимами, но как правило писали просто: ИЗО – «Картинник», текст Б.У. Кашкина. Тем самым подтверждая, кто являлся творческим вдохновителем того или иного произведения.
Сам же Евгений Михайлович начал заниматься творчество почти случайно. В 1970-е он увлекся фотографией. Вначале это были эксперименты с цветными слайдами, которых сохранилось не очень много. А затем в полную меру проявил себя в фотографической практике. Каких только экспериментов с картинкой у него не было. Причем достигалось это довольно специфическими средствами, такими, например, как варка негативов.
А затем появились знаменитые букашкинские книжки. Кто хоть раз держал такую знает, насколько они уникальны, хотя бы тем, что каждая из них существует только в единственном экземпляре. Здесь в целостное произведение сливается всё: текст, рисунок, обложка, оформление. Особенно те, которые создавались на маленьких дощечках, удивительным образом скрепленными друг с другом. Даже глядя на их фото, понимаешь какая душа и творческая фантазия вложены в каждую из них. Потому даже не вызывает удивление то, что логическим продолжением этого творчества стали иконы. Они у Старика Букашкина тоже своеобразные и неповторимые.
Кроме того, Старик Букашкин обладал ещё одним творческим даром, о котором лично я впервые узнал как раз из представленной книги. Евгений Малахин буквально в одиночку выстроил мост между неформальным искусством Свердловска и Одессы. Каждый раз возвращаясь из этого морского города он привозил неимоверное количество картин и стихов от представителей местно творчества. Многие из них были чистыми импровизациями и делались буквально на ходу. Но он всё это бережно хранил и потому вряд ли кто то сумел собрать более масштабную коллекцию одесского независимого искусства.
Но известность Старику Букашкину принесло совсем другое творчество: уличные перформансы и разукрашивание гаражей и заборов. Начались они с того, что во второй половине 1980-х гг. он начал читать стихи, причем на разных языках. Он каждый раз стремился создавать что то непохожее на то, что было до того. А именно улица, с её коммуникативными возможностями, способствует этому лучше всего. Ты словно запечатлеешь мгновение, которое больше ни когда не повторится. Именно так Евгений Малахин и жил: от одного творческого мгновения до другого. Он абсолютно не заботился записью исполнения своих песенок-потешек и исполнений, ни когда не сожалел о том, что какую-то очередную картину закрасили. Он просто начинал делать на её месте новую.
Один из авторов книги написал по этому поводу: «Звание «народного дворника России» Б.У. Кашкин придумал себе сам, благодаря чему выкристаллизовался и стал более выпуклым его образ хитрого старца-мудреца, которого захватила идея облагородить как можно больше дворов и мусорных зон». Тем и ценен был его творческий подход, который формировал определенное мировоззрение у всех, кто были его собратьями по обществу «Картинник». Они имели динамичный характер и всегда призывали только к позитивным делам и эмоциям. В итоге сыграли значимую роль в изменении всей культурной палитры Свердловска/Екатеринбурга в довольно непростое время 1980-1990-х гг. «Лукавый Старик не преследовал корыстных целей, ему была важна веселая тусовка, которая рождалась в процессе общей работы» - ещё одна цитата из книги.
Сегодня имя и творчество Евгения Малазина не забыто. Сразу после его смерти было создано АРТ-движение «Старик Букашкин». Оно занимается не только популяризацией его творчества, но и продолжает его, создавая свои новые произведения, на которые их вдохновило творчество Б.У. Кашкина. Небольшой музей его имени продолжает работать. Выставки работ неизменно собирают большое количество публики. Его творческое наследие действительно велико и в книге представлена лишь малая часть. Но главным его произведением стала его жизнь. Именно потому его наследие не в сохранившихся рисунках или деревянных книжечках. Оно в духе, которое они дарят, в том эмоциональном заряде и полном ощущении мира и любви. У Б.У. Кашкина невероятным образом получалось заряжать добротой всё, к чему он прикасался. И, что очень важно, это ощущение по-прежнему живет в тех, кто хотя бы раз столкнулся с тем, что создавал этот воистину талантливый человек.