Я обожаю водить машину. Люблю скорость, свободу и даже запах бензина на заправочной станции (ну скажите, что я не одна такая?). Но так было не всегда.
Привет, меня зовут Настя. Я – коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. Сегодня я поделюсь своей личной историей проработки страха вождения водителя-новичка. Читайте до конца и подписывайтесь на канал.
От разбитой фары до фобии
Я получила права чуть больше четырех лет назад. Вождение машины было моей давней мечтой, и этим достижением я очень гордилась. До сих пор помню, как впервые села за руль семейной старушки-Suzuki. Мама любезно это задокументировала.
Не могу сказать, что я боялась водить. Присутствовало напряжение, но оно, скорее, помогало сосредоточиться. Когда ты новый водитель, то тебе кажется, что нужно делать целую кучу дел. Смотреть в зеркала, вовремя включать поворотники, читать знаки, замечать пешеходов и стараться не материть психопатов, которые вас подрезают (каюсь, грешна, иногда я их матерю).
Я водила пару раз в неделю стабильно, а однажды даже скаталась на дальняк – в Тель-Авив. Шоссе из пяти полос в четверг вечером, движение плотное, все сигналят, это мой Ад!!! Ладно, шучу. Да, напряженно, но и только.
И однажды случилось кое-что неприятное. Пока я ходила по делам, мою машину, оставленную на парковке, повредил мусоровоз. Повредил знатно: фары с правой стороны сзади – полный фарш, часть багажника помята. Вопрос решился быстро, по сути, косметика, багажник мой любимый мастер залатал так, будто машина только сошла с конвейера. Но эта история подорвала мою уверенность в себе. Я долго переваривала ее, винила себя в том, что зря припарковалась там, переживала, что испортила семейную машину. И как-то незаметно стала водить меньше. А потом перестала совсем.
Че не водим, кого ждем?
В октябре 2020 года я переехала на новую квартиру. Она находится (живу здесь по сей день) фактически в пригороде. Магазины рядом есть, но таскать из них покупки в руках – идея так себе, а автобус один, и редко ходит по расписанию. Примерно в то же время родители купили новую машину, а старушку-Suzuki отдали мне.
Мне. Отдали. Машину. Бесплатно.
Не новую, конечно, но в отличном состоянии. Вы думаете, что я прыгнула за руль? Не тут-то было. О, чего только я себе ни выдумывала. И бензин дорогой (хотя вполне могу себе позволить), и слишком шикарно (автобус есть, красотка, закатай губу)…
И однажды я осознала, что мой страх вождения превращается в самую настоящую фобию. Если уже не превратился. И надо что-то менять. И начинать сейчас.
Откатывать небольшие маршруты до автоматизма
Моя первая мысль: нужно себя замотивировать (тыжкоуч)! Ура, свобода, смогу ездить, куда хочу, возить друзей, поедем на шопинг на другой конец страны в субботу! Но я быстро поняла, что это идея не из лучших. Я с подозрением отношусь к методу «клин клином». Если человек, боящийся вождения, отправится на дальняк, то в итоге лишь укрепит свою фобию. Дальняком для меня в те дни была даже дорога на работу (30 минут езды). И я решила, что буду откатывать небольшие маршруты, но до автоматизма. Причем совмещать их с чем-то полезным для себя.
В процессе езды я обозначала свои зоны роста: перестраиваться в другие ряды, проезжать сложные перекрестки, выруливать с заправочной станции, вписываться в плотный поток… Я откатывала эти маршруты, фокусируясь на зонах роста, и отмечая свои эмоции. Мне до сих пор было страшно, но я постепенно училась контролировать страх.
Отработка небольших маршрутов до автоматизма дает вам основу для уверенности. Не стоит недооценивать их! Даже если речь о десяти минутах пути до заправочной станции!
Переход к более серьезным маршрутам
О, что со мной было, когда я впервые поехала на работу на машине. Часть дороги проходит по узкому серпантину. Сегодня я кайфую, проезжая его, но в те дни я боялась его смертным страхом. В итоге я начала ездить по нему чаще – даже в выходные (возле моей работы есть торговый центр, он открыт и в субботу). Напоминаю, что часть моей стратегии – совмещение вождения с полезными вещами. К примеру, с покупками.
Важно отрабатывать те части маршрутов, которые вызывают у вас наибольшее напряжение, но не переусердствовать. И внимательно следить за своими эмоциями.
Парковка задним ходом
Этот маневр вызывает панику у многих новичков, и я исключением не была. На учебной машине задним ходом я практически не парковалась (почему-то мы отрабатывали параллельную парковку, и ее же просил экзаменатор… хотя маневр простой), а когда это случалось, то всегда смотрела в камеру, а не в зеркала (дурная привычка, не делайте так). На моей машине камеры нет. А еще у нее другие габариты. Короче, полный швах. Первое время я парковалась передом, а потом мучилась и нервничала, выезжая.
Выход из этой ситуации простой. Тупо отрабатывать заднюю парковку. Пока не отпустит страх. Сперва на открытых пространствах, если есть возможность расставить пластиковые бутылки и потренироваться с определением габаритов, совсем хорошо. Если нет – ничего страшного, определяйте по линиям бордюров, сравнивая их, например, с зеркалами, или зацепитесь за другие ориентиры на автомобиле.
Я до сих пор паркую машину задним ходом при любой возможности (это дополнительная тренировка навыка!). Раньше моих друзей это бесило, потому что я люблю идеально вписываться в разметку и выравниваюсь до бесконечности, но они привыкли.
В любой непонятной ситуации включай аварийку и съезжай на обочину
Однажды я возвращалась с работы и заметила, что индикатор температуры двигателя находится на красной отметке. Поток машин был очень плотным, и я запаниковала: что делать, надо остановиться, а вдруг я помешаю другим?! Но дальше ехать в такой ситуации нельзя, и в итоге я, включив аварийку, съехала на обочину. Заглушила двигатель, открыла капот. Выяснилось, что с радиатора слетела пробка (проблемная резьба), и выплеснулся почти весь антифриз. Все внутри было прекрасного ядовито-зеленого цвета, ха-ха-ха. Брат привез бутыль антифриза, подождал, пока двигатель немного остынет, залил жидкость в радиатор и закрыл его новой пробкой. История закончилась благополучно, но смеемся до сих пор.
В моем случае съезд на обочину был неизбежен, но иногда причины более прозаичные. К примеру, перестал работать GPS. Или вас подрезали, и вы испугались (бояться в таких ситуациях не стыдно!). Или же вы ведете машину несколько часов и почувствовали сонливость. Я несколько раз съезжала на обочину для того, чтобы передохнуть, выпить воды или кофе. Главное – сделать это безопасно и убедиться, что вы стоите в положенном месте (не сразу за поворотом, например).
Мой инструктор говорил: «В любой непонятной ситуации включай аварийку и съезжай на обочину». Этот совет работает и для новичков, и для опытных водителей.
Ехать с неисправным двигателем или спать на ходу в разы опаснее, чем остановиться и оценить ситуацию. Кстати, водительская солидарность – это не миф. Многие останавливаются, видя на обочине машину с включенной аварийкой, и спрашивают, не нужна ли какая-то помощь. И я поступаю так же.
Группа поддержки
Некоторым новичкам комфортнее ездить с сопровождающим. Моим сопровождающим была мама. Она не комментировала мой стиль вождения, не охала, когда я резко тормозила или делала небезопасный маневр. Буквально с первых дней она искренне хвалила меня, причем как в личных разговорах, так и за глаза (а потом рассказывала об этом мне). Это очень поддерживало и укрепляло мою уверенность в себе. Она до сих пор хвалит и меня, и брата. Я люблю ездить с мамой еще и потому, что она не нервничает, когда мы попадаем в странные ситуации. К примеру, теряемся в дороге. Она, как и я, воспринимает происходящее как крутое приключение.
Важно, чтобы ваш сопровождающий не критиковал вас, а поддерживал!
Есть ли у вас права, друзья? Знаком ли вам страх вождения? Если да, как вы его прорабатывали? Делитесь в комментариях и не забывайте… вы знаете.