Найти тему
Вечерняя Казань

Римляне, стрельцы 17-го века и мушкетеры: как проходит фестиваль «Битва эпох» в Татарстане

Фестиваль исторической реконструкции «Битва эпох» расположился в эти выходные в живописном месте Мамадышского района - у крепости Кирменчук. Новизна формата - в соревнованиях представителей двух исторических эпох: римлян и русских стрельцов 17-го века. Помимо состязаний здесь реконструировали реальную битву Смоленской войны 1632 - 1634 годов. О том, как прошел исторический фестиваль, - в материале «Вечерней Казани».

Кирменское городище, где проходит «Битва эпох», - место с собственной историей, полной загадок. Распространена версия, что Кирменчук - северный форпост Волжской Булгарии. Последний раз крепость упоминается в летописях в 1396 году, ее воинам много раз приходилось отбивать атаки налетчиков. Неподалеку раскинулось село Средние Кирмени на речке Кирменке, там находятся «Изгелэр чишмэсе» — «Святые родники».

ЗДЕСЬ СТОЛКНУЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ЭПОХ

Новую точку притяжения туризма организатор мероприятия - предприниматель Алексей Кокурин - присмотрел еще в 2015 году. Изначально здесь хотели провести детский фестиваль «Хранители сказок». Судя по всему, боевое прошлое Кирменского городища пересилило, и в эти выходные тут вновь были слышны залпы орудий.

-2

- С Мамадышским районом мы работаем давно, - говорит Алексей Кокурин. - Делаем маршруты, развиваем внутренний туризм. Конкретно с этим местом познакомились в 2015 году, когда ехали с соревнований по средневековому бою из Перми. Увидели крепость и сразу решили, что проведем тут фестиваль. Как видите, удалось это сделать только спустя восемь лет. Тогда ведь был «Великий Болгар» (международный фестиваль исторической реконструкции, ежегодно проходит в Болгарском музее-заповеднике Татарстана. - «ВК»), и мы не могли распыляться. Сейчас мы решили отойти от глобальной болгарской истории и устроить другой формат.

Основным отличием «Битвы эпох» Алексей называет то, что в данном фестивале, как можно догадаться из названия, представлены сразу две эпохи.

- Есть реконструкции, посвящённые какой-то одной исторической эпохе - Золотой Орде или, например, Куликовской битве. А здесь представлены самые лучшие клубы, и они действительно между собой соревнуются. Условно мы делим их на две группы: римляне и стрельцы. Но внутри каждой группы есть разделения: тут представлены еще варвары, мушкетеры, европейские войска. Один клуб может заниматься сразу несколькими эпохами.

-3

В Казани официально действуют три клуба исторического средневекового боя, четыре клуба реконструкции, не считая еще тех, кто реконструирует ВОВ, последних с каждым годом становится все больше. Сам Алексей, как и большинство, пришел в реконструкцию через увлечение историческим средневековым боем. Участники делятся, что это все - «отдых для души» и даже научная работа, способствующая «перезагрузке».

- На такие фестивали я езжу давно, - говорит обучающий древнерусскому письму гусиным пером мужчина из Саратова. - В последние годы был в Великом Болгаре с Золотой Ордой, а в этот раз я тут с 17-м веком. Для кого-то это просто хобби, увлечение, для кого-то - научная работа, для кого-то способ отдохнуть. Для меня, несмотря на то что мастер-класс - энергозатратный процесс, это все же отдых. Есть основная работа, а это «перезагрузка», не исключающая и научную работу.

Рядом с «писарем» - мастерская «кузнеца», мельница, изготовление веревок – желающие могли попробовать себя в этих ролях. Один из «ремесленников» рассказал, что приехал из Набережных Челнов помочь на фестивале другу. Помимо участия в мастер-классах посетители могли примерить доспехи и одежду выбранных эпох.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ 

Мужчина из Сибири в костюме римского сенатора поделился, что за последние полгода на подобных мероприятиях был три раза, хотя ранее реконструкцией вообще не интересовался. Недавно его внучка, увлекающаяся реконструкцией, попросила примерить костюм, с тех пор он так с ней и путешествует.

-4

«Римлян» на фестивале воссоздают клубы из Омска, Питера, Нижнего Новгорода, с Урала. «Варваров» - клубы Поволжья и из Санкт-Петербурга. «Стрельцы» приехали из Бирска и Чебоксар, а «мушкетеры» - из Нижнего Новгорода, Тольятти и Пензы.

Семейная пара  из Тольятти поделилась с нами, что бывает на реконструкциях постоянно. Для них участие в фестивалях - это путешествия, причем не столько в другую местность, сколько в другое время.

- Сейчас, когда границы закрыты и нельзя путешествовать в другие страны, можно путешествовать в другие эпохи, - шутит мужчина в костюме испанского наемника 17-го века. – Сегодня мы испанские наемники, которые, кстати, могли быть и в России. Их привлекали на военные действия в любой войне. Как говорится, мы нужны всегда, по обе стороны.

«Римские хранительницы храма Весты»
Елизавета и Юлия из Нижнего Новгорода находят в реконструкции серьезный исследовательский опыт.

- У нас в клубе каждый занимается своим направлением. Кто-то глубоко исследует эпоху, чтоб потом максимально достоверно воссоздать какой-то обряд, одежду. Тут нет ничего придуманного. Если в той эпохе этот предмет был сделан из кожи, мы повторяем в точности. Кто-то занимается пошивом, кто-то разбирает образ. Нам это очень интересно, можно приблизиться к тому, что могли чувствовать люди той эпохи, - говорят девушки.

-5

Новое место все участники отмечают как очень удачное, особенно по нраву пришлись уникальные родники недалеко от крепости и живописный вид.

Картонный забор стал своеобразной стеной для записей зрителей. В основном посмотреть фестиваль собрались жители Татарстана и близлежащих республик, хотя, безусловно, были гости со всей России. Женщина из Амурской области поделилась, что приехала впервые с сыном, он очень хотел посмотреть реконструкцию. Возможно, они бы остались и на второй день, если бы приехали на машине, но так автобус в час ночи повезет их домой. Фестивалем семья осталась довольна.

Музыкальная сцена – точка притяжения зрителей и днем и ночью. Часто гости приезжают на фестиваль исключительно из-за любимых музыкальных групп.

-6

В первый день фестиваля шли показательные маневры, своеобразное представление для зрителей от участвующих войск, основное «сражение» со взятием крепости запланировано на последний день. Тем не менее гости первого дня также смогли увидеть реконструкцию боя Смоленской войны 1632 - 1634 годов. Пан Михал с помощью наемников пытался отвоевать свое родовое поместье у государевых стрельцов. На его стороне отряд пикинёров и мушкетеров, с другой стороны - небольшой отряд стрельцов с одной пушкой. 

ЧТО В ПЛАНАХ? 

В дальнейших планах у организаторов - продолжить начатый цикл фестивалей «Битва эпох» в течение 4 - 6 лет.

- В соцсети «ВКонтакте» будет голосование для зрителей, какая эпоха им больше всего понравилась. Команда-победительница перейдет в следующий раунд на следующий год. В следующем году одна из локаций точно будет Золотая Орда, а кто еще - покажет голосование. В наших интересах как туристического оператора - чтобы это направление развивалось, - поделился Алексей Кокурин.

-7

Мамадыш считается достаточно активным направлением туризма в Татарстане. Здесь проходит первый в республике этногастротуристический маршрут «Одна дорога, пять культур», на котором туристы посещают пять поселений: татарскую Нижнюю Ошму, русскую Красную Горку, марийскую Большую Шию, кряшенские Зюри и удмуртское Пойкино. В Мамадышском районе ежегодно проходит масштабный праздник кряшен «Питрау». Возможно, теперь появится еще одно крупное мероприятие.

Фестиваль проходит при информационной поддержке Госкомитета Республики Татарстан по туризму.

Автор: Гузель Касимова

Фото: Гузель Касимова / «Вечерняя Казань»
          Официальное сообщество «Битва эпох» в «ВКонтакте»