Корабль "Bom Jesus": Загадочная история плавания португальского корабля, который поднял паруса от Лиссабона, Португалия, в пятницу, 7 марта 1533 года. Его судьба оставалась неизвестной до 2008 года, когда его останки были обнаружены во время добычи алмазов у побережья Намибии, недалеко от Ораньемунда. Сегодня "Bom Jesus" – самый древний и ценный известный кораблекрушение, когда-либо обнаруженное у побережья Западной части Подсахарной Африки.
Начало
"Bom Jesus" был португальским торговым судном, построенным в начале 1500-х во время периода интенсивного расширения Португальской империи при Мануэле I Португальском. В то время как мало что известно о самой истории "Bom Jesus", считается, что корабль был частью класса военных судов, которые были крупнее, эффективнее и долговечнее, чем предыдущие португальские и испанские суда, чтобы облегчить дальние экспедиции португальских флотов в этот период. Каррака типа нау была последним словом в кораблестроении того времени.
Основываясь на содержимом кораблекрушения, включая роскошные предметы и валюту, археолог Дитер Ноли и другие ученые считают, что корабль направлялся к западной Индии из своего родного порта в Лиссабоне, через южный конц Африки, что было обычным маршрутом для подобных португальских нау в то время, перевозивших такой же груз. Эти нау часто плавали между Португалией и Китаем, Индией и Японией, перевозя ценный и экзотический груз, такой как золото, медь, специи, слоновая кость, оружие и шелк.
Кораблекрушение
Считается, что "Bom Jesus" потерпел крушение во время шторма у побережья Намибии. Капитан решил укрыться от волн максимально приблизившись к берегу - такая тактика была довольно распространена в то время. Однако, в результате маневра, корпус корабля столкнулся со скалой и накренился, опрокидывая судно. Эта гипотеза подтверждается тем, что сундук с монетами из каюты капитана был найден на дне океана у побережья, вероятно, из-за того, что сундук выпал после того, как корпус был разрушен при первом столкновении.
По мере того как "Bom Jesus" двигался к берегу, мачты и корпус, вероятно, разрушились и их раскидало вдоль побережья. Остатки корабля были разбросаны позже, из-за строительства больших песчаных укрепительных стен вокруг места происшествия. Состояние, в котором был найден корабль, подразумевает, что шторм, вызвавший кораблекрушение, был особенно бурным, хотя отсутствие человеческих останков (за исключением нескольких рассеянных костных фрагментов) на месте говорит о том, что большая часть экипажа на борту выжила или погибла в море.
Открытие
Город горнопромышленников Ораньемунд, расположенный у Атлантического побережья, управляется компанией NAMDEB, включая как правительство Намибии, так и компанию по добыче и торговле алмазами De Beers (Британская корпорация). 1 апреля 2008 года сотрудник De Beers Каапанда Шадика обнаружил коллекцию медных слитков и остатки слоновой кости во время раскопок на прибрежной территории, находившейся под лицензией компании. После дальнейшей проверки археолог Дитер Ноли, работавший на контрактной основе для компании De Beers, пришел к выводу, что кораблекрушение имеет древние корни, и попросил о помощи морского археолога Бруно Верца из Южноафриканского института морской археологии (SAIMA).
Первоначальное состояние "Bom Jesus"
После первоначального обнаружения останки корабля были разбросаны вдоль побережья на трех больших участках. По словам археолога Франциско Алвеса, содержимое кораблекрушения было полностью покрыто влажным слоем "оранжевых конкреций" толщиной в один метр, образовавшихся в результате химических, биологических и седиментационных процессов в прибрежной почве, что помогло сохранить большую часть корпуса и деревянную структуру корабля в песках, насыщенных морской водой. Большая часть груза изначально была обнаружена разбросанной на трех больших участках раскопок, включая медные слитки, слоновую кость, навигационные инструменты и пушки, которые легко извлекались из песка. Остальная часть обнаруженного груза, такая как железные слитки, оружие и фрагменты деревянного корпуса, была найдена внутри извести и плотных песчаных конкреций. Несмотря на то что эти условия помогли сохранить и защитить содержимое корабля, эти конкреции затруднили их идентификацию и извлечение археологам на месте.
Раскопки
Примерно через месяц после начала первоначальных археологических раскопок и исследований Bloomberg объявил об обнаружении кораблекрушения в Интернете, привлекая международное внимание к месту и его значимости, в частности к обнаружению редкой португальской монеты крузадо археологом Пауло Монтериу на месте раскопок. Эта международная реклама подвергла намбийское правительство давлению исследовательских и научных источников из-за необходимости сохранности места, вызванной большими песчаными укрепительными стенами вокруг кораблекрушения, защищающими место от воды океана, которые находились в опасности быть размытыми из-за сезонной погоды и повреждения корпуса корабля.
В результате была проведена встреча между намбийским правительством и другими организациями, заинтересованными в участии в раскопках места, включая делегатов Филипе Кастро и Донни Хамильтона от отдела антропологии Техасского университета A&M, и представителей португальского и испанского правительств, которые согласились на условия с намбийским правительством, чтобы узнать истинное происхождение "Bom Jesus", которое в то время было неизвестно. После короткого обсуждения было разработано заявление Ораньемунда, в котором говорится, что намбийское правительство позволит представителям археологического отдела Техасского университета A&M и португальскому правительству сотрудничать в раскопках корабля, а намбийское правительство будет финансировать восстановление окружающих укрепительных стен.
Идентификация и анализ груза
Среди более 40 тонн груза, извлеченных из раскопок, было обнаружено и закаталогизировано тысячи различных артефактов, включая пушки, оружие, мечи, свинец, олово, текстиль и астрономические приборы. Однако наиболее богатые открытия кораблекрушения включали коллекцию 1 845 медных слитков весом приблизительно 16-17 тонн, более 2 000 золотых и серебряных монет из нескольких современных морских держав, а также 105 различных слоновьих бивней, весом около 2 тонн. Открытие было необычным тем, что все содержимое корабля удалось извлечь и закаталогизировать без вмешательства мародеров благодаря высокой степени безопасности горнопромышленных операций De Beers в этом районе.
Медные слитки
Большая часть медных слитков, найденных на месте кораблекрушения, имеют полусферическую форму и относительно стандартизированы как по весу, так и по размеру, что позволило археологам на месте заключить, что эти медные слитки в основном происходили из одного местоположения и процессов плавки. Поскольку эти медные слитки были так хорошо сохранены, благодаря их защите от океанской воды корпусом корабля, археологи на месте смогли изучить необычную трезубцевидную метку на старом металле. Оказалось, что эти отпечатки на медных слитках принадлежали Антону Фуггеру из семьи Фуггеров, их происхождение уходит к Фуггеровской торговой компании из Аугсбурга, Германия, одной из самых богатых компаний Возрождения в Европе в то время. Исторические документы о деятельности Фуггеровской торговой компании в этот период указывают на то, что Лиссабон и другие крупные португальские торговые центры тесно связаны с торговлей с семьей Фуггеров, что объясняет обнаружение такого большого количества медных слитков на борту. Исторические свидетельства этого периода, а также геохимические анализы меди на борту, указывают на то, что эти медные слитки были произведены компанией Фуггера-Турцо в Словацких рудных горах Словакии.
Слоновья кость
Благодаря хорошей сохранности кораблекрушения и его содержимого, археологи и генетики на месте смогли успешно расшифровать ДНК 71 процента из 105 разных слоновьих бивней на борту, используя митохондриальный и ядерный анализ ДНК. С помощью анализа изотопов, а также изучения относительных размеров и плотности бивней, археологи пришли к выводу, что эти образцы слоновой кости, вероятно, происходят из лесов Западной Африки и саванны слонов, что подтверждает местоположение португальских торговых постов по слоновой кости в Африке в это время. По мере того как Португалия возвышалась до важной торговой державы мира в это время, они последовали примеру других европейских держав и использовали африканскую слоновую кость для оплаты азиатских товаров. Основание португальской крепости у впадины Дагомей в Бенине в 1482 году свидетельствует о том, что слоновая кость, добытая в этом регионе, была отправлена на острова Кабо-Верде и Сан-Томе для обработки, прежде чем она была отправлена в Лиссабон, где начиналось ее путешествие на азиатские рынки.
Монеты
Из коллекции из 2159 монет, обнаруженных на "Bom Jesus", большая часть были испанские экселенты, хотя также были обнаружены португальские, венецианские, французские и мавританские монеты. Присутствие такого большого количества испанских монет на борту изначально заставило археологов предположить, что корабль был испанского происхождения, но эта гипотеза была быстро отвергнута после дополнительного осмотра португальской археологической группой. Надписи и дизайны на португальских монетах, изображающие герб Жуана II Португальского, помогли археологам датировать кораблекрушение до 1530-х годов сразу после его первоначального обнаружения. Однако идентификация корабля приблизительная, так как португальские архивы морской торговой деятельности в это время были полностью разрушены при землетрясении в Лиссабоне в 1755 году.
Сохранение "Bom Jesus"
В настоящее время идет работа по сохранению и выставке останков корабля и всего его груза в общественном музее в Лиссабоне. Однако недостаток финансирования и разрешения от намбийских властей удерживает останки корабля на месте в Ораньемунде, где большая часть груза и корпуса "Bom Jesus" хранятся в солевых бассейнах до тех пор, пока их можно будет безопасно транспортировать.