В буддизме випашьяной, или проникновенным видением, называют динамическую медитацию — то есть размышление о движении, которому подвержены все внешние явления. Противоположной ей статической медитацией является дзен, или дхьяна — созерцание неподвижности явлений внутренних, умозрительных, духовных.
Палийский канон, сборник изречений Будды Гаутамы, рекомендует развивать проникновенное видение — для этого практиковать созерцание в уме трёх неотъемлемых свойств внешних явлений: их непостоянство, неудовлетворительность и безличность.
Под непостоянством (аничча) мы понимаем непрерывное перетекание любых физических и психических процессов из одного состояния в другое. Течение времени заставляет явления постоянно перетекать друг в друга, это вселенский закон, который меняет рождение молодостью, старением и смертью как для людей, так и для любых организмов, сложных систем и даже астрономических объектов.
Из непостоянства вытекает неудовлетворительность (дуккха) внешних явлений, проявляющаяся в том, что жажду — дуккху, о которой говорит Первая Благородная Истина буддизма — невозможно окончательно насытить. Это как предложить вам сегодня все яства мира, чтобы вы наелись на неделю вперёд — такое невозможно; сколько бы вы ни съели сегодня, завтра к вам придёт голод. Так же в природе наступает осень, а в жизни старость — перемены неотвратимы, и они не следуют путями удовольствия для нас.
Триаду свойств действительности замыкает безличность (анатман) — отсутствие какой-либо реальной или постоянной сущности, «души» мира или какого-либо субъекта; самости. Согласно буддизму, психика складывается из мгновенных вспышек сознания, формируемых кармой — причинно-следственной связью судьбы. Безличность действительности примиряет с ней, поскольку оказывается, что никто не желает вам зла, да и желать его некому. Просто обстоятельства складываются в пользу определённого течения событий, на что вы можете повлиять только духовными практиками — мирские занятия ведут людей кругами биологических, экономических, солнечных и других циклов, за которыми можно провести всю жизнь и не открыть для себя всей ширины картины.
Буддизм учит видеть мир таким, какой он есть. Проникновенное видение по учению Будды практикуют в ходьбе, сидя и лёжа. В России, возможно, в силу какой-то генетической памяти, также практикуют випашьяну стоя — важно не чтобы двигались вы, важно, что движется всё вокруг вас. Поэтому хорошо практиковать проникновенное видение на природе, в городе, в транспорте. Количество движущихся объектов должно быть привычным, отношение к ним — отстранённое, как к явлениям действительно внешним. Так вы копите место в сознании для практики дзена — сосредоточения на внутреннем.
Такое наблюдение за реальностью позволяет глубже раскрыть смысл Четырёх Благородных Истин буддизма, о которых мы подробнее поговорим в отдельном материале. Вы увидите, что бытие наполнено дуккхой — страданием, или желанием, или потенцией к действию. Единственный способ перестать страдать — это перестать желать, а Угасание — Нирвана — есть конечная желанная цель буддиста, состояние Будды.
Хочу обнадёжить новичков на пути буддизма: состояние Будды вполне достижимо для прилежного ученика, оставайтесь на связи с моим каналом системного изложения Учения и преуспеете 🙂 Проблемой оказывается удержание этого состояния — материальная составляющая жизни поначалу выбивает из духовной колеи, но по мере практики оставаться в состоянии Пробуждения становится всё проще.
В дальнейших материалах мы поговорим о дзене, о Четырёх Благородных Истинах, об этапах Просветления и многом другом. С вами был Сэм, это мой дебютный материал для канала — надеюсь, он вам понравился.
Всем успехов на духовном пути 🙏