Утром 26 декабря 1943 года подразделения 1-й дивизии морской пехоты США начале высадку на мысе Глостер на острове Новая Британия. Целью союзников стали две японские взлетные полосы, на базе которых планировалось построить свою авиационную базу для обеспечения дальнейших операций как на Новой Гвинее, так и против главной японской базы в регионе - Рабаула. Сразу после получения сообщения о высадке американцев японское командование начало готовится к нанесению воздушного удара.
В составе американских сил вторжения имелось 87 транспортных и десантных кораблей под прикрытием 12 эсминцев и трех минных заградителей.
Ранним утром 26 декабря 1943 года самолет-разведчик Ki-46 из состава 74-й отдельной эскадрильи провел разведку района высадки и погоду над целью, передав добытые сведения на пункт управления японской авиации в Вевак. Затем с аэродрома Алексисгафен взлетели шесть бомбардировщиков Ki-49 "Донрю" из 61-го сентай и один из 7-го сентай. Но через некоторое время самолет 7-го сентай был вынужден вернуться из-за проблем с двигателем.
Прикрывали бомбардировщики чуть больше двадцати истребителей - девять Ki-43 "Хаябуса" 248-го сентай, несколько Ki-43 59-го сентай и десять Ki-61 "Хиен" 68-го и 78-го сентай. Полет к цели совершался на высоте около 3600 метров.
Пока армейские самолеты только подлетали в район высадки около 14.30 американские корабли атаковали флотские самолеты из Рабаула. Ценой потери 13 пикирующих бомбардировщиков D3A и четырех истребителей A6M им удалось потопить эсминец DD-518 "Браунсон" (затонул в 15.00), повредить еще три эсминца и десантный корабль.
Через некоторое время после налета флотских самолетов корабельные РЛС обнаружили еще одну групповую воздушную цель, приближающуюся с запада. Американские истребители, патрулировавшие над районом высадки, направились на перехват - 16 P-38 "Лайтнинг" 36-й истребительной эскадрильи и 38 P-47 "Тандерболт" 342-й истребительной эскадрильи.
Первыми самолеты японцев встретили 16 "Тандерболтов", в районе 3 км северо-западнее мыса Глостер на высоте около 3300 метров, атаковав и связав боем "Хаябусы". Однако в последовавшем бою японские летчики, не смотря на численное превосходство американцев, не только не понесли потерь, но и смогли, пользуясь своей маневренностью, сбить два P-47 (летчиков подобрали эсминцы). Остальные "Тандерболты" несколько раз атаковали Ki-61 и шестерку "Донрю", продолжавшую полет к цели уже без истребительного прикрытия, каждый раз записывая себе "сбитые". Однако все бомбардировщики достигли кораблей атаковав их около 17.00. Три Ki-49 были сбиты огнем корабельных зениток и упали в море. Скорее всего американскими зенитчиками был сбит и еще один "Тандерболт", пытавшийся преследовать японцев уже в зоне огня средств ПВО (летчик погиб).
Оставшиеся беспорядочно сбросили бомбы и попытались уйти домой. В этот момент их атаковали P-38 сбив все три оставшиеся бомбардировщика. Японские истребители, потеряв в бою с "Лайтнингами" один Ki-61 78-го сентай (летчик сержант Мацумото Макото погиб), вернулись на базу.
Всего за бой с японской армейской авиацией американские летчики заявили об уничтожении 60 вражеских самолетов, еще на 14 претендовали зенитчики, в то время как реальные потери японцев - семь самолетов (один Ki-61 и шесть Ki-49). Результат завышен в десять раз! Вероятно это американский рекорд оверклейма.
Этот бой произвел тягостное впечатление на японских авиационных командиров - в очередной раз было подтверждено численное превосходство авиации союзников (хотя качество летчиков-истребителей было оценено как не высокое), стало ясно, что РЛС не позволяют рассчитывать на внезапность ударов без изменения тактики, гибель всех двухмоторных бомбардировщиков привела к прекращению дневных налетов Ki-49. Впрочем боеспособных "Донрю" к тому времени на Новой Гвинее оставалось менее десятка. Японской авиации на Новогвинейском ТВД оставалось жить четыре месяца.