Найти тему
Кинолюбитель

День рождения Альфреда Хичкока

13 августа 1980 года родился человек, который в будущем стал великим режиссёром, подстроил под себя кодекс запретов Хейса и ввёл саспенс как поджанр триллера в кино - Альфред Хичкок. Разберём несколько картин режиссёра, оказавших влияние на кинематограф, цитирование которых не прекращается до сих пор.

1. Психо (1960)

-2

Мэрион Крэйн (Джанет Ли) работает секретаршей в риэлторской конторе и пытается устроить личную жизнь. Её любовник Сэм Лумис (Джон Гэвин) не может на ней жениться из-за долгов, что очень тяготит девушку. И когда начальник даёт Мэрион в руки конверт с 40 000 долларов, чтобы та отнесла их в банк, главная героиня решается на отчаянную авантюру. Она быстро собирает вещи, садится в машину и уезжает подальше из города с украденными деньгами, чтобы начать новую жизнь с Сэмом. Но из-за долгой дороги и стресса Мэрион решает остановиться в придорожном отеле на ночёвку. Там её встречает молодой управляющий Норман Бэйтс (Энтони Перкинс), который страдает от тирании властной и деспотичной матери. Героиня даже не подозревает, на что готова пойти эта женщина, чтобы уберечь сына от общения с ней.

«Психо» — визитная карточка Хичкока, уже много десятилетий входящая во всевозможные списки лучших фильмов. Картина получила четыре номинации на премию «Оскар», три сиквела (снятые при участии Энтони Перкинса), телевизионный спин-офф, ремейк, сериал-приквел, а культовая сцена убийства Мэрион Крэйн в душе повторена и спародирована бессчетное количество раз в шоу, фильмах и даже мультфильмах. В основе проекта лежит реальная история Эда Гина, маньяка-некрофила из штата Висконсин — это он «вдохновил» писателя Роберта Блоха на книгу «Психоз», которая так понравилась Хичкоку, что он загорелся идеей воплотить её на экране. Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценарий. Картина была снята на черно-белую пленку не только из-за экономии денег, но и чтобы сделать ленту менее кровавой и пройти цензуру.

2. Верёвка (1948)

-3

Двое молодых людей, Брэндон Шоу (Джон Долл) и Филлип Морган (Фарли Грейнджер) без всякой причины, для развлечения убивают своего приятеля-сокурсника, Дэвида Кентли (Дик Хоган), задушив его верёвкой. Спрятав тело в сундук, Брендон и Филлип устраивают вечеринку в той же квартире. Среди приглашенных — отец Дэвида, его невеста Жанет и их преподаватель Руперт (Джеймс Стюарт). В ходе вечеринки Филипп постепенно осознает весь ужас содеянного, а Руперт начинает подозревать неладное.

Частично сюжет фильма основан на реальном убийстве, совершённом студентами «Университета Чикаго» Нэйтаном Леопольдом и Ричардом Лобом. Данное преступление также легло в основу сюжета «Насилие» (1959). Картина снималась с помощью долгих планов продолжительностью от четырех до десяти минут (десять минут – таково было максимальное количество времени, на которое хватало пленки в камере).

«Веревка» стала первым цветным фильмом Альфреда Хичкока.

3. В случае убийства набирайте «М» (1954)

-4

Тони Вендис (Рэй Милланд) — красавчик, прожигатель жизни и типичный альфонс. Он с легкостью тратит деньги богатой жены Марго (Грэйс Келли), однако как только узнаёт, что у его супруги появился любовник — писатель Марк Холлидэй (Роберт Каммингс), — мужчина решается на преступление. И вовсе не от ревности, не ради мести и не из-за желания, как Отелло, обладать женой единолично. Вендис задумывает убийство жены от отчаяния, потому что если та надумает уйти к другому, сам альфонс останется без гроша, ведь совместно они ничего не нажили. Он находит исполнителя, придумывает гениальный план убийства и даже алиби для себя, но не учитывает одного — женской логики.

Фильм снят в 1954 году всего за 36 дней на основе пьесы Фредерика Нотта «Телефонный звонок», и Хичкоку не хотелось адаптировать сюжет под кинематограф. Практически всё действие происходит в одном помещении, что создает ощущение театральной постановки, но благодаря этому приёму режиссёру удалось создать более напряжённую атмосферу. Чтобы крупным планом снять телефонный диск с буквой «М» и палец, набирающий номер, были использованы увеличенные в несколько раз по отношению к оригиналам копии предметов, так как в то время технически невозможно было снять камерой такие небольшие объекты с маленького расстояния. По пьесе «Телефонный звонок» были сняты еще два фильма — советская «Ошибка Тони Вендиса» и голливудское «Идеальное убийство».

4. Головокружение (1958)

-5

У детектива Скотти Фергюсона (Джеймс Стюарт) после трагической гибели напарника развивается акрофобия, то есть боязнь высоты. Болезнь вызывает у него панические атаки и мешает нормальной работе, поэтому Скотти подает в отставку. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он решает стать частным сыщиком. Заказчик находится быстро: бывший коллега Гейвин Элстер (Том Хелмор) просит Фергюсона последить за своей женой Мадлен (Ким Новак), которая постоянно думает о самоубийстве. И действительно, однажды во время слежки герой спасает её от прыжка с моста, привозит домой и… влюбляется. Однажды у Мадлен происходит очередное помутнение рассудка, и она совершает самоубийство, а Скотти попадает в психлечебницу. После этого он встречает Джуди Бартон, которая как две капли воды похожа на погибшую Мадлен. Неужели детектив окончательно сошёл с ума?

Фильм был поставлен Хичкоком по мотивам романа «Из мира мертвых», написанного совместно Пьером Буало и Тома Нарсежаком, а легендарные и новаторские для своего времени титры разработал дизайнер Сол Басс. Также в ленте впервые был использован спецэффект, который иногда называют «эффектом головокружения». Несмотря на внешний успех картины, у постановщика были проблемы с актрисой Ким Новак. Во-первых, идеальной исполнительницей Мадлен Хичкок считал Веру Майлз, а Новак ему навязали студийные боссы. Во-вторых, Ким периодически давала Хичкоку советы, чего режиссёр очень не любил.

5. Окно во двор (1954)

-6

Профессиональный фотограф Джефф (Джеймс Стюарт) из-за перелома ноги вынужден постоянно сидеть дома в Нью-Йорке. Его навещают сиделка (Тельма Риттер) и подруга-модель (Грэйс Келли). От скуки главный герой наблюдает за соседями из окна, выходящего во двор. Их жизнь разворачивается перед ним как на ладони, и со временем у Джеффа даже появляются «любимчики», он следит за их повадками и образом жизни. Постепенно фотограф начинает подозревать, что в одной из квартир дома напротив произошло убийство: ему кажется странным, что после громких семейных разборок сосед несколько раз выносит чемодан из дома, а его жена таинственным образом исчезает. Ни друзья, ни полиция ему не верят, но Джефф не оставляет попыток докопаться до истины.

«Окно во двор» — кино о жажде приключений, которые, если очень хочется, можно найти даже в самом обычном месте. Хичкок превращает двор в огромные театральные подмостки, а многие события здесь показаны с точки зрения стороннего наблюдателя — через окно. К тому же помимо детективной, в окнах разворачиваются вполне будничные, но увлекательные драматические истории. Интересно, что у главных героев есть реальные прототипы: фотограф Роберт Каппа и актриса Ингрид Бергман, у которых в то время был роман. А ещё под впечатлением от просмотра картины Хичкока писатель Хулио Кортасар написал новеллу «Слюни дьявола», которая, в свою очередь, легла в основу «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони.

6. Птицы (1963)

-7

Мелани Дэниелс (Типпи Хедрен), светская дива и роковая блондинка (любимый типаж Хичкока) знакомится в зоомагазине с адвокатом Митчем Бреннером (Род Тейлор). Он делает вид, что принял её за продавщицу, а она поддаётся на его шалость и совсем не обижается — напротив, находит мужчину оригинальным и симпатичным и решает продолжить знакомство. Мелани узнает адрес Митча и якобы случайно оказывается в прибрежном городке, где тот обитает с матерью. Во время совместного катания на лодке чайка клюет девушку в голову, герой помогает обработать ей раны — и между ними завязываются близкие отношения. Внезапно птицы в округе начинают вести себя очень странно — фермерские цыплята умирают, а вороны начинают нападать не только на мелких животных, но и на людей.

В основе ленты лежит небольшой одноименный рассказ Дафны дю Морье, который из мистической истории был превращен Хичкоком в настоящий фильм-катастрофу и мелодраматический триллер. Современному зрителю «Птицы» могут показаться несколько наивными в визуальном плане, ведь спецэффекты — не самая сильная его сторона. Но в 1963 году он вызвал невероятный ужас: надвигающаяся с небес опасность, за которой пристально следует камера, срывается в хаотичный птичий крик. При этом в картине полностью отсутствует музыкальное сопровождение, ведь истинный кошмар прячется в тишине.

Работа с огромным количеством птиц доставляла много сложностей на площадке, но режиссёр и консультанты нашли выход из положения: они кормили их смесью пшеницы и виски, пернатые становились более послушными и могли дольше находиться на земле, нагнетая тем самым ужас, что и нужно было Хичкоку.

7. На север через северо-запад (1959)

-8

Главный герой Роджер Торнхилл (Кэри Грант) работает рекламным агентом. Но однажды контрразведка принимает его за мифического секретного агента Джорджа Каплана, которого никто не знает в лицо. Спецслужбы пытаются убить Роджера, его обвиняют в убийстве важного свидетеля, но таинственная незнакомка (Ева Мари Сэйнт), которую герой встречает в поезде, помогает ему спастись. Теперь Роджер должен разобраться в проблеме и доказать свою невиновность, но он только глубже погружается в опасную шпионскую сеть, где надо играть по чужим правилам.

В основу фильма легла реальная история времен Второй мировой войны. Тогда британская разведка придумала образ несуществующего спецагента и заставила врагов тратить время и силы на его поиски. Изначально на главную роль был выбран Джеймс Стюарт, но Хичкок заменил его Грантом после плохой игры первого в «Головокружении». Название картины отсылает к пьесе Шекспира «Гамлет». В одной из сцен главный герой произносит фразу «Я безумен только с северо-северо-запада», чтобы убедить людей в своем здравомыслии.