13 августа 1899 года родился гений саспенса Альфред Хичкок, чьи работы продолжают влиять на мировой кинематограф, порождая множество ремейков и хоррор-направлений. Сегодня мы, пожалуй, не будем вспоминать культовые картины (уверены, вы и так их знаете наизусть), а присмотримся к самому Хичкоку – личности невероятно колоритной и харизматичной.
«Горный орел», 1926 год
Тут Альфреду всего 27, «Горный орёл» — всего вторая самостоятельная работа режиссера. Фильм не сохранился, он внесён в список 75 самых разыскиваемых Британским институтом кино фильмов (по важности стоит на первом месте), причём на сайте британского киноинститута отмечается: «Это что-то вроде Святого Грааля для историков кинематографа». Сам режиссёр, впрочем, считал эту картину «ужасной».
«Тридцать девять ступеней», 1935 год
Переносимся почти на десять лет вперед, на съемки фильма «Тридцать девять ступеней» (на фотографии первый день съемок).
В разговоре с Хичкоком про этот фильм Франсуа Трюффо заметил ему, что примерно тогда режиссёр стал «свободнее в обращении со сценарным материалом, в частности, перестал слишком серьезно относиться к достоверности сюжета, по мере необходимости хладнокровно жертвовал правдоподобием в пользу эмоциональности».
Кстати, актеры, сыгравшие главных героев, – Роберт Донат и Мадлен Кэрролл – до съёмок не были знакомы. Первая сцена, где они снимались — это когда их персонажи, прикованные друг к другу наручниками, убегают. Хичкок пристегнул их настоящими наручниками и сказал, что потерял ключ. Прикованные друг к другу актеры провели весь день вместе.
«Леди исчезает», 1938 год
«Леди исчезает» — предпоследний фильм Хичкока, снятый до переезда в Голливуд. Комедийный триллер имел большой успех у английской публики и стал самым кассовым проектом. Этот успех позволил Хичкоку подписать контракт с ведущим голливудским киномагнатом Дэвидом Селзником и продолжить свою карьеру в США.
«Ребекка», 1940 год
Мастер на съемках «Ребекки» — экранизации одноимённого романе Дафны Дюморье. Главные роли исполняют Лоренс Оливье и Джоан Фонтейн, которая стала звездой после этого фильма. Картина получила две премии «Оскар», включая награду за лучший фильм года. Ну что тут можно еще добавить? Гений!
«Дурная слава», 1946 год
На этом кадре великая троица: Альфред Хичкок, Кэри Грант и Ингрид Бергман.
«Дурная слава» считается одной из самых важных картин Хичкока. Получив восторженные отзывы в прессе, фильм также имел коммерческий успех, принеся 8 миллионов долларов прибыли и две номинации на премию «Оскар». В 2006 году лента была внесена в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение.
«Страх сцены», 1950 год
Какой кадр! Хичкок, кстати, крайне не любил, когда актеры выражали свое мнение, но для Марлен Дитрих он сделал исключение: он позволил диве самой обсуждать с оператором фильма Уилки Купером, как и при каком освещении снимать все сцены с ее участием.
«В случае убийства набирайте „М“», 1954 год
Хичкок и его муза Грейс Келли на съемках фильма, который вошёл в десятку лучших фильмов детективного жанра по версии Американского института киноискусства.
Постановщик признавался, что взялся за фильм во время творческого кризиса. Поскольку по контракту с Warner Bros. он обязан был что-то снять, то решил прибегнуть к надежному способу — выбрать достаточно успешную пьесу, которая не требует больших творческих усилий. Картина снята по пьесе Фредерика Нотта «Телефонный звонок».
«Окно во двор», 1954 год
Хичкок отдыхает в перерыве между съемками фильма «Окно во двор». Картина считается одним из лучших и самых удачных работ режиссера (очень ее люблю). Четыре номинации на премию «Оскар». Фильм признан одним из величайших детективов и триллеров в истории.
«Головокружение», 1958 год
Редкий кадр: смеющийся Хичкок на съемках «Головокружения» с Ким Новак.
«Головокружение» занимает первое место в списке величайших фильмов по версии «Sight & Sound» (по итогам опроса 846 кинокритиков, составляется с 1952 года).
«Марни», 1964 год
Хичкок показывает, как надо играть на съемках фильма «Марни». Главные роли в картине исполнили Типпи Хедрен и Шон Коннери.
Это последний фильм режиссёра, главную роль в котором сыграла классическая хичкоковская блондинка в стиле Грейс Келли (которая отказалась вернуться в Голливуд ради этой роли), и вообще последний фильм, над которым Хичкок работал со своей обычной командой. Фильм окупился в американском прокате, но был принят холодно критиками.
«Семейный заговор», 1976 год
Альфред Хичкок на съемках своего последнего фильма.
Камео режиссера — силуэт Хичкока видно через стеклянную дверь, на которой написано «Регистрация рождений и смертей».
Через три года режиссер получит почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II посвятит его в рыцари. Хичкока не станет 29 апреля 1980 года — он умрет от почечной недостаточности в Лос-Анджелесе.