У нас всегда особо ценили экспортные версии отечественных машин. Хотя большинство автолюбителей в СССР даже не знали, чем они отличаются от моделей для внутреннего рынка.
Меньше – не лучше
При разработке Лады Самара (изначально модель носила имя Спутник) об экспорте думали сразу. Тем более что и заднеприводные Жигули в 1970-80-х неплохо продавались за рубежом. Даже на капиталистическом Западе.
Базовым двигателем для ВАЗ-2108 планировали 1,3-литровый (76х71 мм) мощностью 65 л.с. Считали, что именно такой автомобиль станет наиболее востребованным по аналогии с недорогим и экономичным ВАЗ-2101 (он же Lada 1200 с двигателем объемом 1,2 л). Кстати, 65-сильный тольяттинский мотор стал одним из самых мощных среди европейских одноклассников.
Однако в технические требования к автомобилям семейства ВАЗ-2108 сразу заложили и двигатель рабочим объемом 1,1 л (76х60,6 мм). На создании такой модификации именно для экспорта настаивало внешнеторговое объединение «Автоэкспорт». Казалось, что максимально экономичный вариант (в том числе и с точки зрения налогов) будет популярен в Западной Европе.
И хотя уже по результатам заводских дорожных испытаний ВАЗ-21081 с 54-сильным мотором признали не очень удачным, такую модификацию доделали и даже довели до производства. Но спрос на модификацию с мотором 1,1 л за рубежом оказался невелик. И уж тем более, такая машина не интересовала советских покупателей.
При создании Самары сразу предусмотрели и 70-сильный двигатель объемом 1,5 л (82х71 мм). Такие машины пришли и на внутренний, и на внешний рынки вслед за 1,3-литровыми. И со временем они стали самыми востребованными.
Мотор объемом 1,5 л ставили и на трехдверный ВАЗ-21083, и на пятидверный хэтчбек ВАЗ-21093, а на седане ВАЗ-21099 1,5-литровый агрегат стал единственным.
Местные дилеры в конструкцию автомобиля не вмешивались. Меняли колеса и шины, руль, иногда стартеры, генераторы, сцепления. В основном, недорогая Lada Samara, по цене на Западе сравнимая с моделями классом пониже, иностранных покупателей удовлетворяла. Куда больше переделывали внешность.
Долой клюв, даешь обвес!
С чем без сожаления расставались западные дилеры, так это с пресловутым «клювом» облицовки радиатора. Выглядел он хоть и оригинально, но все-таки странно и неэстетично.
Иностранцы ставили разные по рисунку, но конструктивно однотипные решетки. А вскоре подобная (уже заводская) появилась на всех Самарах.
Иногда советские автомобили перекрашивали. Появлялись колеры, которых на внутреннем рынке не было.
Некоторые дилеры врезали в крыши люки. Во второй половине 1980-х в моду вошел обвес – массивные бамперы, накладки на пороги и на арки колес.
Трехдверные «восьмерки» оформляли в спортивном стиле – с выраженным обвесом и задним спойлером. Все это выглядело иногда интересно, порой аляповато.
Но когда реэкспортные машины стали возвращаться на историческую родину, на неизбалованных советских покупателей они производили сильное впечатление. Название Carlota стало тогда почти нарицательным, и его употребляли по отношению к любому обвесу, иногда даже совсем страшненькому.
А ведь Lada Samara Carlota – лишь один из вариантов внешнего тюнинга. Правда, наиболее удачный. К тому же связанный с заводом. Это работа тольяттинского дизайнера Владимира Ярцева, сделанная специально для одного из крупнейших западных дилеров наших автомобилей – бельгийской компании Scaldia-Volga.
Этот обвес выглядел скромнее и одновременно гармоничнее многих других. А потом под него стали делать самые разные поделки и подделки.
С непокрытой головой
Если кузова Жигулей на Западе никогда не переделывали, то Lada Samara оставила след в истории несколькими вариантами кабриолетов. Мода на них в Европе как раз возродилась во второй половине 1980-х.
В 1990 году по заказу одного из крупнейших дилеров советских автомобилей Scaldia-Volga в Бельгии сделали первый прототип кабриолета San Remo. Кузов, опять же, спроектировал тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев.
Вскоре под смешным именем Lada Natacha такие машины стали делать мелкосерийно. В 1990-1996 годах построили 456 кабриолетов.
Свой вариант открытой Lada Samara создала и фирма Deutsche Lada в Германии. Немецкие автомобили были конструктивно проще бельгийских. Переднюю часть крыши сохранили, а тент укрепили на пластмассовой панели поверх кузова. Таких машин по имени Lada Samara Fun сделали около шестисот.
Оригинальный кабриолет на базе ВАЗ-2108 построили в Канаде. Этот автомобиль отличали минимальные изменения декора кузова. Только в бамперы сбоку вмонтировали обязательные в Канаде и США габаритные фонарики.
В перестроечные времена самые убежденные поклонники Самары привозили импортные кабриолеты на родину.
В зоне доступа
Единственная импортная модификация, которую у нас можно было купить новой (но уже в постсоветские времена), – так называемая Lada Samara Baltic.
Автомобиль, известный также как Евро-Самара, производили на заводе Valmet в Финляндии, сотрудничавшем в разное время с несколькими компаниями. В частности, там делали кабриолеты SAAB и Audi.
Финские «девятки» предназначали не нам, а покупателям Западной Европы. Машины отличала окраска, иные колеса, шины, сцепление, некоторые другие элементы.
Но ажиотажного спроса на такие Лады в Европе уже не было, поэтому часть автомобилей завезли в Россию. Стоили они примерно на треть дороже стандартного ВАЗ-21093. Выпуск Lada Samara Baltic вели с 1996 по 1998 годы. На этом история экспортных версий Lada Samara закончилась.