Найти тему
Ираида Сальникова

Литературные страницы Петра Саморукова

Невыдуманная история.

Было лето 1956 года. Начало июня. Мне исполнилось уже десять лет. В нашем доме было много детей разных возрастов, мальчишек и девчонок. Это были дети преподавателей нашего Железнодорожного института. По вечерам мы собирались во дворе и затевали бесконечные игры, которые нас всегда радовали и укрепляли нашу дружбу. Родители наших ребят в свободное время занимались кто спортом, кто рыбалкой, кто охотой, кто собиранием ягод и грибов. Мы, конечно, встречаясь, рассказывали друг другу обо всех событиях и приключениях, которые происходили с нашими родителями…

И вот однажды, один мой дружок - одногодок, предложил мне поехать с ним за Амурский мост на Круглое озеро! С ночёвкой! Он рассказал, что недавно они с отцом ездили туда и наловили много крупной рыбы ... «Давай, - говорит, - возьмём по две закидушки, червей, по куску хлеба, вечером приедем, а утром обратно ... Никому ничего не скажем, а приедем с рыбой - так нас ещё и похвалят!» И уговорил!

Сказано сделано. Мы тихонько собрали наш нехитрый скарб и вечером, как - бы пошли гулять, а сами побежали на вокзал. Расписание поезда узнали заранее. Было ещё светло. Вечернее солнышко грело и ласкало ... Наш медленный пригородный поезд медленно, останавливаясь у каждого столба, осторожно прогремел по любимому Амурскому мосту, и вот мы уже на левом берегу. Проехали ещё несколько маленьких полустанков, и мой товарищ зовёт меня к выходу. Поезд остановился прямо на пустом месте ... Мы спрыгнули с вагона, и, перебравшись через канаву, зашли в густой перелесок (защитная лесополоса вдоль дороги). За лесом начинались пустые пространства, захваченные кустарником и травой. Много было цветов. И запах от растений был свежим и приятным. Летали бабочки, и жужжали пчелы.

Мой приятель уверенно шел по дороге. Мы достигли автомобильного шоссе, которое шло параллельно железной дороги, пересекли его, и перед нами открылось большое, просторное поле, сплошь покрытое цветущей травой.… Вдали, куда мы направлялись, видны были деревья, а за ними, по словам моего приятеля, должно быть долгожданное озеро.

Наконец, пройдя через небольшой лесок, мы достигли нашего озера! Вода была вполне высокая, и озеро было очень большое, на противоположном берегу которого был тоже лес. Быстро вечерело. Солнце спешило скрыться за ближайшим лесом ... Резко стало холодать. Одеты мы были по-летнему. ... Правда, мой напарник захватил тонкий плащик. А тут ещё ветер изменил направление и подул вдруг не с запада, откуда мы пришли, а с севера! На озере стала появляться волна. Становилось по-настоящему холодно ... Мы быстро размотали свои снасти, забросили подальше, на глубину и стали размышлять: «Что же нам делать дальше?» …

Ветер усиливался, мы стали замерзать. К тому же совсем стало темно. Наступила ночь. А мы не приготовили ни дров, ни сухой травы - ничего! На другом берегу озера, наверно рыбаки, развели костер, но до него было так далеко ... Мы побежали по берегу, нашли сухие ветки для костра (спички у нас были), но костер разводить побоялись ... Нашли недалеко от берега глубокую ямку, поросшую травой, забрались туда, прижались друг к другу, укрывшись жиденьким плащом, и началась бесконечная ночь!... В нашу ямку холодный ветер задувал меньше, и туда же налетели комары! В общем, было весело. Мы боялись волков и медведей ... В те далёкие времена эти звери водились ещё везде. А мы были безоружны и беззащитны. Поспать в эту ночь нам не удалось! Наконец, настало серое, хмурое и холодное утро ... На наше счастье, не случилось дождя, а то мы заболели бы точно. Мы вытащили наши закидушки из воды. На одном крючке болталась одна касатка. Вот и вся большая рыба!!! Как мы бежали от озера к железной дороге — это история умалчивает! Вот и дорога. А когда придет поезд, мы не знали.

Мой приятель совсем растерялся…На наше счастье, мимо нас, в направлении Хабаровска шел товарный поезд. Перед мостом, товарные поезда иногда притормаживали ... И этот поезд неожиданно замедлил ход. Мы поняли, что в этом наше спасение. Мы перебежали линии, и запрыгнули на тормозную площадку одного из вагона. Сели, прижавшись друг к другу, чтобы нас сторож как- нибудь не заметил ... Наконец, поезд дернулся и загрохотал ... Я первый раз ездил на площадке товарного вагона. Своеобразное удовольствие! Но вот, наконец, наш родной мост и Амур. Первый и последний раз я видел мост не из вагона поезда, а вот прямо перед собой ... Стоит руку протянуть, и ты коснешься его ферм ... (Ферма моста – это обтекаемая закрытая плоская стальная балка) …А под колесами между шпал так близко речная вода! И грохот колес, и грохот всего моста под тяжестью вагонов нас впечатлил…Было очень страшно! Но вот, наконец, мост кончился и - мы на родном берегу!!!

Поезд, не торопясь, пройдя приамурский тоннель, начал медленно, большими профильными дугами, продолжать свой путь к станции. Паровоз на подъёме пыхтел и трудился в полную силу. Мы приободрились ... Мы уже почти дома! Вот поезд уже на станции, колеса стучат на стрелках, и поезд, выбрав свой прямой путь, неожиданно для нас не стал тормозить, а наоборот начал набирать ход! Мы поняли, что состав идёт на проход, и надо скорее прыгать, а то уедем, Бог знает куда! И мы стали прыгать! То, что мы набили себе шишки и ссадины на ногах и руках — это понятно! ... Но главное, что мы дома, на своей станции. Нас никто не заметил из охранников, может просто не обратили внимания на мальчишек ...

Домой мы вернулись вовремя, так как нас уже хотели объявлять в розыск. ... Моего друга пороли, он сам рассказывал, а моя мама ахала и охала, осматривая мою одежду ... А папа, сам в прошлом деревенский парень, много бывавший в «ночных», когда пас лошадей, меня не ругал, а вскоре стал доверять мне снаряжать патроны для охоты, а потом и брать меня с собой на охоту! Вот такая была история в моем детстве. А опасность действительно была, но я это понял позднее.