Детский фильм "Лялька-Руслан и его друг Санька" снят по повести Виктора Голявкина "Ты приходи к нам, приходи". Режиссёр - Евгений Татарский.
Фильм замечательный. Да, конечно, в СССР снималось много детских фильмов, но не все они замечательные. Тем более - не все из них можно с удовольствием посмотреть и будучи взрослым. Но "Лялька-Руслан" хорош по всем критериям.
И те, кто его однажды видел, как минимум, не смогут забыть уморительную парочку бабушки и внука, который требует "черпалку".
Но ближе к делу. Очень застенчивый мальчик приезжает на дачу. Конечно, он надеется найти компанию, но с этим, увы, происходит облом. Дело в том, что у мальчика дурацкое имя - Руслан, в уменьшительном варианте - Лялька. И мальчишки, едва услышав это имя, принимаются дразнить пацана.
Все попытки найти друга в поселке не увенчиваются успехом, и единственным товарищем Ляльки становится пожилой холостяк Михаил Иванович (Михаил Пуговкин).
Но всё изменилось, когда Лялька забрел в лесочек, где ребята из пионерского лагеря, расположенного неподалеку, играли в "Зарницу". Пацана сначала берут в плен, спутав его с игроком "вражеской" команды, а потом происходит чудо - Лялька находит друга: бойкого Саньку, который за словом в карман не лезет и никого не боится.
Правда, есть одна малоприятная деталь: посторонних на территорию лагеря особо не пускают, а потому мальчишкам приходится придумывать разные ухищрения для того, чтобы встречаться.
Время идет, дружба крепнет, и Санька (настоящий психолог, хоть и маленький) постепенно учит Ляльку быть смелее и не пасовать перед трудностями.
Фоном к истории дружбы Руслана и Саньки - жизнь поселка, лагеря...
Сценарий просто пропитан юмором, и я уверен, что даже очень взрослые люди не смогут не начать улыбаться, следя за приключениями мальчишек.
"Черпалка", которой внук довел бабушку чуть не до инфаркта, рыбная ловля, концерт художественной самодеятельности, беседы Ляльки с Михаилом Ивановичем, ремонт часов... Правда, весело :)
Но "Лялька-Руслан и его друг Санька" - не единственная экранизация рассказа Голявкина.
В 1966 годы был снят первый вариант - телевизионный (Ленинградское ТВ), который назывался так же, как повесть - "Ты приходи к нам, приходи".
Наверное, те, кто видел его в детстве, до выхода второй экранизации, какую-то ностальжи испытывают, но, на мой взгляд, он очень проигрывает второй версии.
И дело не в том, что он чёрно-белый, а в том, что он почему-то совсем не смешной. Что странно - по одному произведению снято, но вот такое разное ощущение.
Авторы телефильма 1966 года (режиссёр Виктор Поболь, сценаристы Виктор Голявкин и Герман Лупекин) исключили из сценария почти всю "дачную жизнь", "познакомив" мальчишек почти сразу - и в результате исчезла безнадёжная скука, терзавшая маленького героя.
Отсутствует и динамика... Что интересно - фильмы имеют почти одинаковый хронометраж (час с минутами), но в "Ляльке-Руслане" событий происходит раза в три больше.
Ну и подбор актёров в фильме 1980 года куда более удачен: если в телефильме мальчишки почти одинаковые по психотипу, то в "Ляльке-Руслане" эта разница между кипучим экстравертом Санькой, который минутки не может находиться в покое, и флегматичным интровертом Лялькой, тихим и скромным, заметна буквально с первых кадров.
Характеры мальчишек прочитываются еще до того, как они произносят первые слова, да и выкладываются они на полную катушку, а не просто произносят то, что положено по роли.
В общем, фильм "Ты приходи к нам, приходи" я даже не рекомендую, на него стоит потратить время только в том случае, если любопытно сравнить.