Найти тему
Советское Кино и не только

"Лялька-Руслан..." vs "Ты приходи к нам, приходи" - две экранизации одной повести

Детский фильм "Лялька-Руслан и его друг Санька" снят по повести Виктора Голявкина "Ты приходи к нам, приходи". Режиссёр - Евгений Татарский.

Фильм замечательный. Да, конечно, в СССР снималось много детских фильмов, но не все они замечательные. Тем более - не все из них можно с удовольствием посмотреть и будучи взрослым. Но "Лялька-Руслан" хорош по всем критериям.

Лялька-Руслан (Дима Аристархов), кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)
Лялька-Руслан (Дима Аристархов), кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)

И те, кто его однажды видел, как минимум, не смогут забыть уморительную парочку бабушки и внука, который требует "черпалку".

Но ближе к делу. Очень застенчивый мальчик приезжает на дачу. Конечно, он надеется найти компанию, но с этим, увы, происходит облом. Дело в том, что у мальчика дурацкое имя - Руслан, в уменьшительном варианте - Лялька. И мальчишки, едва услышав это имя, принимаются дразнить пацана.

Все попытки найти друга в поселке не увенчиваются успехом, и единственным товарищем Ляльки становится пожилой холостяк Михаил Иванович (Михаил Пуговкин).

Михаил Иванович (Михаил Пуговкин), кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)
Михаил Иванович (Михаил Пуговкин), кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)

Но всё изменилось, когда Лялька забрел в лесочек, где ребята из пионерского лагеря, расположенного неподалеку, играли в "Зарницу". Пацана сначала берут в плен, спутав его с игроком "вражеской" команды, а потом происходит чудо - Лялька находит друга: бойкого Саньку, который за словом в карман не лезет и никого не боится.

Правда, есть одна малоприятная деталь: посторонних на территорию лагеря особо не пускают, а потому мальчишкам приходится придумывать разные ухищрения для того, чтобы встречаться.

Санька (Тимур Халиков), кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)
Санька (Тимур Халиков), кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)

Время идет, дружба крепнет, и Санька (настоящий психолог, хоть и маленький) постепенно учит Ляльку быть смелее и не пасовать перед трудностями.

Фоном к истории дружбы Руслана и Саньки - жизнь поселка, лагеря...

Сценарий просто пропитан юмором, и я уверен, что даже очень взрослые люди не смогут не начать улыбаться, следя за приключениями мальчишек.

"Черпалка", которой внук довел бабушку чуть не до инфаркта, рыбная ловля, концерт художественной самодеятельности, беседы Ляльки с Михаилом Ивановичем, ремонт часов... Правда, весело :)

Кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)
Кадр из фильма "Лялька-Руслан и его друг Санька" (1980)

Но "Лялька-Руслан и его друг Санька" - не единственная экранизация рассказа Голявкина.

В 1966 годы был снят первый вариант - телевизионный (Ленинградское ТВ), который назывался так же, как повесть - "Ты приходи к нам, приходи".

Наверное, те, кто видел его в детстве, до выхода второй экранизации, какую-то ностальжи испытывают, но, на мой взгляд, он очень проигрывает второй версии.

И дело не в том, что он чёрно-белый, а в том, что он почему-то совсем не смешной. Что странно - по одному произведению снято, но вот такое разное ощущение.

Юра Прокопьев (Санька) и Саша Подошвин (Лялька), кадр из фильма "Ты приходи к нам, приходи" (1966)
Юра Прокопьев (Санька) и Саша Подошвин (Лялька), кадр из фильма "Ты приходи к нам, приходи" (1966)

Авторы телефильма 1966 года (режиссёр Виктор Поболь, сценаристы Виктор Голявкин и Герман Лупекин) исключили из сценария почти всю "дачную жизнь", "познакомив" мальчишек почти сразу - и в результате исчезла безнадёжная скука, терзавшая маленького героя.

Отсутствует и динамика... Что интересно - фильмы имеют почти одинаковый хронометраж (час с минутами), но в "Ляльке-Руслане" событий происходит раза в три больше.

Ну и подбор актёров в фильме 1980 года куда более удачен: если в телефильме мальчишки почти одинаковые по психотипу, то в "Ляльке-Руслане" эта разница между кипучим экстравертом Санькой, который минутки не может находиться в покое, и флегматичным интровертом Лялькой, тихим и скромным, заметна буквально с первых кадров.

Характеры мальчишек прочитываются еще до того, как они произносят первые слова, да и выкладываются они на полную катушку, а не просто произносят то, что положено по роли.

В общем, фильм "Ты приходи к нам, приходи" я даже не рекомендую, на него стоит потратить время только в том случае, если любопытно сравнить.