Найти тему

Банковские мошенники

Оглавление

- Здравствуйте, это Иван Иванов, ведущий специалист Центрального Банка. Василий Васильевич, на ваше имя только что пытались оформить кредит по доверенности...

Наверняка, хотя бы раз в жизни вам поступал звонок подобного содержания. Скорее всего, вы сбрасывали трубку (и правильно делали). Но по незнанию могли вступить в диалог со звонящими. А может даже и назвать какие-то данные: личные или банковские. Неподготовленный человек всегда рискует попасть в цепкие лапы телефонных мошенников и выложить последние деньги.

Немного о мошенниках

По данным ЦБ, в 2022 году россияне перевели мошенникам ЧЕТЫРНАДЦАТЬ МИЛЛИАРДОВ рублей. Эта цифра ужасает и год от года она только растет. Причем, вернули банки своим клиентам всего 618 миллионов рублей. Кто же занимается воровством в поистине промышленных масштабах?

Ходят легенды, что этим занимаются исключительно люди, отбывающие срок в местах не столь отдаленных, или же граждане соседних стран. К сожалению, аудитория мошенников представлена куда шире. Телефонные «разводилы» давно вышли с уровня индивидуальных любителей на масштаб целых организаций. Они открывают собственные колл-центры, нанимают целые отделы сотрудников, постоянно работают над совершенствованием своих процедур.

А кто ведётся на их схемы? Казалось бы, все уже много лет должны знать о телефонных мошенниках и что никому нельзя говорить три цифры с задней стороны карты. Но, к сожалению, финансовая грамотность и внимательность наших сограждан оставляют желать лучшего. Пенсионеры, впеатлительные или слабые характером люди - вот истинный «корм» для акул данного бизнеса.

Основные схемы

Подробно о стандартных схемах мошенников я расскажу вам в другой статье. Пока же общая информация о способах воровства денег. Первое и самое главное: самим по себе звонком никто ничего у вас не украдет. Забудьте о городских легендах в стиле: «Мне позвонили, я взял трубку и с карты пропали деньги», «Если сказать в трубку слово «да», у тебя спишут с карты», «Через звонок на телефон может попасть вирус». Это сказки дядюшки Римуса. Жертвы мошенников ВСЕГДА сами совершают действия, позволяющие украсть у них деньги.

Вкратце об основных способах потери денег:

1) Сообщить данные своей карты - номер (16 цифр посередине карты), срок действия (две цифры, дробь, две цифры под номером), CVV-код (три цифры с обратной стороны карты). Есть сайты и сервисы, позволяющие списывать деньги при вводе этих данных. И да, эти сервисы могут не запрашивать одноразовый код на телефон (3DS). Кстати, наличие защиты 3DSecure зависит не от настроек в вашем банке, а именно от настроек этого сервиса.

2) Дать доступ к своему онлайн-банку. Как правило, в этом случае клиент сообщает номер своей карты, по которому мошенник регистрируется в личном кабинете. Далее потерпевший сообщает код для входа и вуаля - мошенник уже внутри, где он может сам переводить что и куда захочет.

3) Подключить номер телефона мошенников к своей карте. Сложно понять, как у людей хватает ума подключить в банкомате чужой номер к своей карте, однако, это случается. А имея подключенный СМС-банк мошенники уже сами могут и в вашем личном кабинете зарегистрироваться, и на сайте оплату провести, даже если потребуется одноразовый код, который теперь уже придет к нему на телефон.

4) Самостоятельно перевести деньги мошенникам. Да-да, такие случаи все еще встречаются. Люди берут кредиты целыми миллионами и сами переводят деньги мошенникам. Подробнее о таких ситуациях я расскажу в другой статье.

5) Установить вредоносное ПО. Это самый редкий способ мошенничества, аферистам, как правило, лень заморачиваться с такими сложными приложениями. Но ситуации бывают. В таких случаях вам направляется ссылка на сайт или приложение, содержащие вирус, дающий доступ к вашему телефону. А там уже по аналогии со 2 или 3 пунктами - мошенники сами воруют ваши деньги.

-2

Способы защиты

Защититься от телефонных мошенников проще простого. С ними всего-навсего не нужно разговаривать. Сотрудники банка действительно могут звонить вам с рекламным предложением или проверкой операции на предмет мошенничества. Но они никогда не запрашивают данные по вашей карте или персональные данные. Никогда не просят скачать что-то, перевести куда-то деньги, назвать одноразовый код или совершить действие. Поэтому, повторим простые правила:

1) Ни в коем случае не называйте звонящим никаких данных - паспортных или банковских. Особенно, срок действия карты и 3 цифры с обратной стороны (CVV/CVC-код). Если вы назовете ТОЛЬКО номер карты (например, для перевода денег) - ничего страшного не произойдет, но сейчас почти во всех банках реализована возможность перевода по номеру телефона (СБП).

2) Не сообщайте никаких одноразовых кодов, паролей или логинов.

3) Не переходите ни по каким ссылкам, на которых просят что-то скачать или ввести.

4) Не скачивайте никаких программ, направляемых звонящими

5) Не совершайте никаких действий в банкомате или личном кабинете

6) Самое главное - никому и ничего не переводите. Ни на «зарезервированный счет», ни на специальный счет, ни на волшебный. НИ-КУ-ДА. Никто и ничего вам не вернет.

Последствия

Если вы стали жертвой мошенников - скорее всего, никто и ничего вам не вернет. С точки зрения законодательства, если вы сами перевели деньги другому человеку или предоставили доступ к своим данным - банк не имеет права в одностороннем порядке забрать деньги у мошенника и вернуть вам. Эти процессы регулируются ГК РФ. Только в крайнем случае, если потеря денег произошла по вине сотрудника банка, вы можете рассчитывать на возврат. Например, если автоматическая система проверки заблокировала операцию или карту, а сотрудник разблокировал с нарушением процедуры.

Поэтому, попались - идите в полицию. Строго туда и иначе никак.

Ну а в следующих статьях я детально расскажу о схемах мошеннических переводов. Бывал ли у вас опыт общения с мошенниками? Расскажите в комментариях, чем кончилось дело. А также подписывайтесь на канал. Дальше - больше.

Поддержать развитие канала можно переводом на банковскую карту:

2202 2062 2212 3627 (сбер)

5536 9140 6356 3716 (тинькоф)