В психологии, как и в любой другой науке, есть понятие объект и субъект. Первый - это над кем совершают действие, второй - кто совершает действие.
В жизни в норме мы бываем и объектами, и субъектами. Пациент у стоматолога - объект, человек который принимает решение, касающееся его жизни и несёт за него ответственность - субъект.
Если человек оказался в состоянии объекта, то он руководствуется такими принципами как: все в руках божьих, ничего не поделаешь, это не в моих силах и тд. Жертва обстоятельств, которая переложила ответственность за свою жизнь на окружающих и судьбу. Таких клиентов очень сложно и долго вести к субъектности. Порой, невозможно. Чем дальше от "субъекта" по шкале "объектность-субъектность" находится человек, тем более пассивную позицию по жизни он занимает.
Н.Д. Линде в своей книге "Психологическое консультирование. Теория и практика" выделяет несколько уровней психологических проблем, с которыми обращаются к психологу, в зависимости от соотношения этих двух проявлений в личности:
- Сверхнорма. Это личности, которые могут справиться с любой трудностью. По мнению А. Маслоу, людей, достигших этот уровень не более 1 % от общего числа, но именно они являются двигателями прогресса, именно от их вклада зависит развитие общества в целом. На этой ступени сознание человека ясное, он испытывает вдохновение, способен творить, быть гибким и спонтанным, он легко справляется с трудностями. Запросы такого клиенты связаны с самопознанием, достижением высоких целей, духовностью.
- Норма. На этом уровне все обстоит достаточно благополучно. Человек хорошо адаптирован, способен справляться с повседневными обязанностями, эмоциональное состояние по большей части комфортное. Иногда он находится на уровне сверхнормы, но удерживаться длительное время на нем не может в силу страхов, убеждений, недостаточной уверенности в своих силах. Для него недостижимо постоянное чувство легкости. К психологу такие клиенты приходят с "нормальными" вопросами: адаптация к новым условиям, трудности в освоении новой информации, развитие способностей и т.д. На этом уровне желаемое вполне достижимо, человек готов к изменениям и активным действиям.
- Дезадаптивное поведение. На этом уровне человек уже не всегда может справиться с простыми жизненными ситуациями, его сознание суженное, логика рассуждений сыпется, чаще он находится в негативном эмоциональном состоянии. Пул проблем, которые его беспокоят в основном связаны с отношениями, неуверенностью, тревожностью, гневом и т.д.
- Эмоциональные нарушения. Здесь уже наблюдаются более длительные периоды невротических проявлений: уныние, депрессия, гнев, отчаяние, вина, обида. Человек бегает по кругу, негативные состояния переходят в разряд хронических. Утрачивается гибкость и открытость мышления, проблемы кажутся нерешаемыми, индивидуум погружается в череду проблем и разочарований. Типы запросов к терапии: потеря близкого человека, разочарование в любви, потеря смысла жизни и т.д.
- Неврозы. Этот уровень уже относится к уровню заболеваний. Наблюдаются фобии, обсессии, ипохондрия, истерия, анорексия, булимия и т.д. Проявляются психосоматические заболевания: астма, язва, головные боли, гипертония. В основе перечисленных болезней лежит глубокая психологическая травма, произошедшая в детстве и терапия должна быть направлена в первую очередь на устранение коренной проблемы, а не борьбы с проявившимися симптомами. Человек ощущает бессилие, беспомощность, не верит в положительный исход, его сознание сужено. Наблюдается фиксация на травме с невозможностью проявления гибкости в сегодняшней ситуации.
- Психопатии.
- Психозы.
Последние два уровня лежат в области психиатрии и являются патологией нервной системы. Психологу очень важно уметь отличить эти два уровня от остальных предыдущих и передать такого клиента на медикаментозное лечение.
От сверхнормы до психоза уменьшается проявление субъектности и возрастает объектность личности, она от уровня к уровню теряет контроль за своей жизнью, полагается не на себя, а на окружающую действительность, становится все более подвержен влиянию из вне, все менее эффективно справляется с трудностями. Соответственно, и задача психолога или психотерапевта становится все более сложной.
На каждом уровне проблем специалист должен подобрать необходимые техники и методы, позволяющие клиенту повысить свою субъектность. Таким образом, в терапии человек переходит на более высокую ступень и постепенно возвращает себе способность управлять своей жизнью, принимать решения и достигать поставленных целей. Задачи личности становятся все более высокими, расширяется горизонт мышления, улучшается адаптивность, стабилизируется эмоциональное состояние и возвращается уверенность в себе и своих силах. Клиент становится хозяином своей судьбы.
Автор: Коденко Валерия Владимировна
Психолог, Коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru