Найти в Дзене

Как Украина входила в состав России. III. Западнорусские архиереи, аристократия, братства.

Во второй половине XVI века западнорусская церковь находилась далеко не в завидном положении. Так как правительство Польши принадлежало к другому вероисповеданию, то мало кто обращал внимания на нужды православных подданных. Польскому правительству было выгодно приближать к себе своих служителей, а не православных и зачастую у православного духовенства забирали не только отдельные церкви, но и целые епархии и давали их своим служителям за какие-либо заслуги перед государством. Понятно, что такие пастыри не могли учить нравственности и как следствие ослабление церковной дисциплины и просвещения. Однако, те западнорусские церкви, к которым правительство было враждебно, поддерживались обществом. Западнорусское общество в тот период представляло из себя сильную аристократию и могущественные роды, некоторые из которых вели свою родословную от Рюрика и Гедимина. Изначально эта аристократия оказывала сильную помощь западнорусской церкви. Но потом эта ревностная помощь стала ослабевать, так
Каневский полк Войска Запорожского (1625 - 1712).
Каневский полк Войска Запорожского (1625 - 1712).

Во второй половине XVI века западнорусская церковь находилась далеко не в завидном положении. Так как правительство Польши принадлежало к другому вероисповеданию, то мало кто обращал внимания на нужды православных подданных. Польскому правительству было выгодно приближать к себе своих служителей, а не православных и зачастую у православного духовенства забирали не только отдельные церкви, но и целые епархии и давали их своим служителям за какие-либо заслуги перед государством. Понятно, что такие пастыри не могли учить нравственности и как следствие ослабление церковной дисциплины и просвещения. Однако, те западнорусские церкви, к которым правительство было враждебно, поддерживались обществом.

Западнорусское общество в тот период представляло из себя сильную аристократию и могущественные роды, некоторые из которых вели свою родословную от Рюрика и Гедимина. Изначально эта аристократия оказывала сильную помощь западнорусской церкви. Но потом эта ревностная помощь стала ослабевать, так как русская аристократия стремилась сравняться с польской при дворе. Если старики ещё держались отцовской веры, но их дети, обучившиеся в польских школах и выросшие в совершенно иной среде, легко отказывались от своих традиций и сливались с польской аристократией. Поэтому их интересы всё чаще сращивались с интересами польского государства, а всё остальное уходило на второй план и теряло свою важность.

Однако, не ослабевала поддержка православной церкви среди среднего сословия и городового населения. Большую роль в этом играли религиозные объединения или общины, именуемые братствами. Братства были как в восточной Руси, так и в западной. Наибольшее влияние приобрели в более самостоятельных княжествах: в Новгороде, Пскове, городах Западной и Литовской Руси. Именно городовое сословие и мещанство активно цеплялись за веру предков в силу своих провинциальных привязанностей. Также можно и сегодня видеть, что в маленьких и провинциальных городах люди сильнее привязаны к тому быту, что вели их предки. Мещанские братства, укоренявшиеся благодаря цеховому устройству, являлись по сути центрами куда стягивалаь и шляхта во время борьбы за веру. Именно на этих братствах и споткнулись иезуиты, пытаясь внедрять унию.

Таким образом, аристократия и братства имели большое влияние не церковь, против чего и выступал Скарга. Именно поэтому иезуиты и хотели вывести Западнорусскую церковь из-под этого влияния, чтобы осуществить унию. Такую же точку зрения имели и некоторые западнорусские епископы. Они желали освободить себя от влияния на них общества и готовы были признать необходимость и законность унии.

Все материалы по теме