Ближний Восток уже давно не был так близок к миру — в Сирии и Ираке ситуация постепенно налаживается, Саудовская Аравия и Иран возобновили дипломатические отношения, а в Йемене наступило долгожданное перемирие.
И в этот самый момент неожиданно вспыхнул Израиль — он всегда оставался островком стабильности, но из-за судебной реформы сотни тысяч людей вдруг вышли на улицы. Такие масштабные акции сами по себе не происходят — для этого нужны деньги, координация и протестная повестка — и за ними чаще всего стоят внешние силы.
Когда речь заходит о цветных революциях, то на ум сразу же приходят Соединенные Штаты — именно они превратили этот инструмент в оружие и стали применять его по всему миру. Однако в последнее время эта практика все чаще приводила к обратному эффекту — американцы терпели неудачу и окончательно теряли контроль над теми, кого хотели свергнуть или подчинить своей воли.
Так случилось и на Ближнем Востоке, где Соединенные Штаты за несколько лет растеряли всех своих союзников — в их лагере остался только один Израиль, безопасность которого во многом зависит от Вашингтона. Но и израильтяне не избежали участи своих арабских соседей — Госдепартамент даже не стал скрывать, что за израильскими протестами стоят американские деньги. Но зачем американцам это понадобилось?
В декабре прошлого года премьером Израиля в очередной раз стал Биньямин Нетаньяху — этот опытный политик сразу же понял, что его стране грозит большая опасность. Арабский мир практически объединился, а теперь то же самое происходит и с мусульманами - Иран и Саудовская Аравия начинают новую главу в своих отношениях, что может положить конец вечной вражде между шиитами и суннитами. В такой ситуации Тель-Авив больше не сможет играть на противоречиях своих соседей, а против единого арабо-мусульманского фронта ему точно не выстоять.
Да и поддержка со стороны Вашингтона становится все слабее и слабее — левое крыло демократов в открытую называет Израиль «страной апартеида» и требует проводить политику «бойкота, санкций и отказа от инвестиций». К тому же в Соединенные Штаты переезжает все больше мусульман, для которых израильтяне всегда были врагами — судя по последним опросам, уже 56% молодых американцев относится к Израилю отрицательно.
Вдобавок к этому Вашингтон стремительно теряет свое влияние — он больше не может обеспечить Тель-Авиву должную защиту, поэтому последний и решил обратиться к Китаю. При посредничестве китайцев Биньямин Нетаньяху хочет восстановить свои отношения с монархиями Залива — это должно снизить общий градус напряжения между израильтянами и арабами, в том числе и в многострадальном Секторе Газа.
Но и это еще не все — есть версия, что Москва и Пекин попытались помирить Иран и Израиль и предложили последнему свои гарантии безопасности. Если это действительно произойдет, то Соединенные Штаты могут окончательно распрощаться с Ближним Востоком — кроме того, китайский проект «Один пояс, один путь» заиграет новыми ирано-израильскими красками.
Разумеется, все эти планы были строго засекречены, но один высокопоставленный чиновник все же умудрился проболтаться — речь идет о министре иностранных дел Цинь Гане, угодившем в классическую «медовую ловушку». В свое время он сблизился с гонконгской журналисткой, которая оказалась сотрудницей британской разведки — ей то китайский дипломат и рассказал о планах по замирению Ирана и Израиля.
Британцы передали эту информацию американцам, и те приняли срочные меры — использовав недовольство судебной реформой, они вывели на улицы израильских городов сотни тысячи людей. Так что Биньямину Нетаньяху пришлось переключиться на свою внутреннюю повестку — сейчас ему важнее удержаться во власти, чем договариваться с Пекином или Москвой.
Так что протесты в Израиле вспыхнули не просто так — это часть большой ближневосточной игры, в которой никто не хочет уступать. И ставки в ней настолько высоки, что Вашингтон готов поджечь даже своего единственного союзника.