Мы в LOGIKA давно занимаемся BI-аналитикой и совершенно точно можем сказать, с чем кстати согласны и наши клиенты, что обоснование ценности инвестиций в внедрение бизнес-аналитики (BI) является уникально сложной задачей, особенно потому, что не существует прямого уравнения рентабельности инвестиций.
Собственно в чем заключается проблема? Трудно, если вообще возможно, рассчитать рентабельность инвестиций в лучшее принятие решений.
Во многом оправдание внедрения бизнес-аналитики действительно основано на том, что кто-то на очень высоком уровне может концептуализировать и представить ценность чего-то, чего не существует. Вы имеете дело с такими вещами, как ценность предоставления лучшего обслуживания клиентов и ценность того, что люди быстрее принимают правильные решения. Поэтому BI проекты часто требуют некоторой веры со стороны людей, подписывающих счета на оплату.
Не зацикливайтесь на жестких показателях
Одной из самых больших проблем в проектах BI является определение точных показателей «до и после».
Если вы не знаете, с чего начинаете, вам будет сложно рассчитать выгоду в конце — какова ваша рентабельность инвестиций. Вам нужны точные метрики в начале и точные метрики в конце.
Но затем некоторые компании сталкиваются с проблемой курицы и яйца. Без системы BI у них нет точных показателей. Без точных показателей им трудно обосновать потенциальную рентабельность инвестиций в новую систему бизнес-аналитики. Таким образом, организации должны сделать все возможное, чтобы найти некоторые жесткие показатели, например, где развертывание BI снизит затраты или увеличит продажи, но реальное внимание должно быть сосредоточено на мягких преимуществах.
Расчет рентабельности инвестиций сложен и не всегда необходим
В BI проектах, как правило есть какой-то расчет рентабельности инвестиций. Некоторые проекты обеспечивают очевидное снижение затрат за счет отказа от ручных процессов. Но большинство инициатив требует сотрудничества с руководителями на местах для определения показателей рентабельности инвестиций, задавая такие вопросы, как «Сколько клиентов поможет нам привлечь или сохранить этот новый инструмент отчетности?». Расчеты для каждого проекта разные.
Волшебного уравнения окупаемости инвестиций в бизнес-аналитику не существует. Очевидно, что есть ценность и преимущества, но это не влияет на рентабельность инвестиций. На чем вам нужно сосредоточиться, так это на следующем: «Какова ценность для бизнеса?», «На чем сейчас основано принятие бизнес-решений в нашем бизнесе?».
«Мягкие» преимущества BI являются наиболее важными
Внедрение BI оплачивается единовременно, инвестиции в BI проект лучше рассматривать не с точки зрения прямой окупаемости в деньгах. А с точки зрения возможности принятия быстрых и эффективных бизнес-решений, как стратегических, так и тактических, основываясь на достоверных данных. Такой подход дает преимущество над конкурентами, позволяет своевременно увидеть узкие горлышки, а в следствии влияет на увеличение прибыли, оптимизацию бизнес-процессов и упорядочивание хаоса.
Даже без жестких показателей часто существуют мягкие преимущества, которые могут оценить руководители. Например, избавиться от ручного процесса сбора данных и перейти к автоматизированным BI-дашбордам. Таким образом, руководители могут заниматься своими прямыми обязанностями - анализом и планированием, а не заниматся консолидаций данных из разных источников.