Да, ребята, такой вот парадокс: признавая все таланты Ларисы Александровны (пора бы именовать её по отчеству - далеко уже не молоденькая) коих у неё немало, в любви к её творчеству я признаться не готов. В лучшем случае это уважение к тому, что она делала раньше, лет 35-40 назад. Но с той поры немало воды утекло...
Сейчас уже и не вспомню с кем было то интервью в газете, прочитанное мной в начале 80-х, где героя попросили назвать имена наиболее интересных исполнителей на советской эстраде. И, в числе прочих, он упомянул имя Ларисы Долиной - мне на тот момент совершенно ни о чем не говорящее. Но поскольку в том "перечне" оно соседствовало с такими монстрами как "Автограф", " Круиз", "Машина времени" и т. п., то я посчитал что это имя стоит взять на заметку и ознакомиться с творчеством данной исполнительницы. И уже где-то через год или чуть раньше в мои руки попала пластинка-миньон с двумя песнями в исполнении Ларисы Долиной: "Две мечты" и "Не забывай", а затем я увидел её и на экране ТВ (кажется в "Утренней почте") с песней "Затяжной прыжок" (сама песня была издана на диске-гиганте 1986 года, но на виниле она мне вроде и раньше попадалась: или на каком-то миньоне или на сборнике). Тогда же, в 1983-м я увидел Долину и в фильме Карена Шахназарова "Мы из джаза", но поскольку сам я тогда от джаза был весьма далёк, а работа отечественных гримеров по преображению Долиной в негритянскую (простите за не политкорректность😂) певицу на Оскар не тянула, то на тот момент её (Долиной) участие в фильме не произвело на меня должного впечатления. Но вернусь к песням.
Упомянутый выше миньон с песнями "Две мечты" и "Не забывай" конечно не мог произвести впечатление на 16-17 летнего отрока, коим я в то время являлся. Это сейчас я могу оценить красивые аранжировки, богатый голосовой диапазон певицы и т.д., но и сейчас я уверен: ни та ни другая песня хитами не были.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=X7sJGoNjVoI
К тому же песня "Не забывай" на тот момент уже была записана Софией Ротару и прозвучала в фильме "Где ты, любовь?" и вышла на одноимённом диске-гиганте. Не сравнивая вокальные данные двух певиц просто скажу что версия в исполнении Ротару была лучше.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ABeBcVyzxAE
А вот песню "Затяжной прыжок" Долина ни с кем не делила.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=BIngwFzYgrA
Песня в общем-то неплохая и даже с задатками хита - не зря же Долина назвала так свой дебютный диск-гигант - наверняка определённую ставку она на эту песню делала. Но в музыкальные хит-парады 80-х она вошла с другими песнями - песнями Виктора Резникова: "Льдинка", "Половинка","Дельтаплан" и др. Не скажу что я от этих песен был в восторге (вот привереда, да?), но по крайней мере отторжения они не вызывали.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=1Bic0kgBDio
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=sAx4Giir7Us
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=VW96LSUrekg
Отторжения вызвало то, что Долина стала петь в 90-е. Прежде всего...(готов ловить гнилые помидоры) это "Погода в доме" и "В ресторане".
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Z6hH0OtymPY
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=J6CrGDNn4pc
И не то чтобы сами эти песни плохие или Лариса их спела плохо. Просто это совершенно не её уровень: обладая шикарными вокальными данными исполнять такой вот материал, всё равно что палить из пушки по воробьям. То есть переход от шикарных джазовых импровизаций к (по сути) шансону...ну не знаю. Как по мне это не есть "зер гуд". Но так бывает что человек прославляется не теми вещами которые у него получаются лучше всего. Достаточно вспомнить того же Барыкина с "Букетом", который предпочитал регги.
Кстати, по поводу "регги". Лариса Долина принимала участие в записи пластинки группы Стаса Намина "Регги-Диско-Рок". И это она исполняет на той пластинке песню "Всё как прежде"(только не подумайте что я причисляю эту песню к " регги" - "регги" это лишь отсылка к названию альбома) :
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=hQP6HpjeDTw&t=48s
Это мой ролик, снятый уже достаточно давно.
И вот тут Долина, на мой взгляд, в своей стихии. Человек вообще должен заниматься тем, что у него получается лучше всего, а лучше всего у Ларисы Долиной получался джаз и смежные с ним стили и направления. Вот только далеко не всегда то, что ты любишь и умеешь, приносит дивиденты. Это я даже по собственным публикациям знаю. "Выстреливают" чаще всего не те, в которые вложил душу и время, а те, что попроще - ну вот не любит у нас народ в своей основной массе "заморачиваться" по поводу серьёзных тем. Будь то музыка, литература или кинематограф (список можете продолжить).
И то,что многие деятели культуры начинают "прогибаться под изменчивый мир" на самом деле совершенно не удивительно. Та же Долина начала свою музыкальную карьеру ещё в 1971, а многие ли знали о ней до начала 80-х? Вопрос естественно риторический. А если бы она продолжала делать то что делала в 70-е до сих пор стала бы она звездой эстрады? Не факт. Скорее была бы известна в узких кругах. Это на Западе джаз и джазовые исполнители в почёте, а у нас - увы. Поэтому чисто по-человечески "перебежчиков" из одного музыкального лагеря в другой понять можно. Все хотят кушать и не "гарнир с подливкой", а что-то поосновательней. Ну а то, что ты при этом теряешь какую то часть поклонников, так это побочный эффект, который так или иначе компенсируется приобретением новых ценителей твоего творчества: пусть менее требовательных, но зато более многочисленных. И в итоге всё - ты "звезда". А "звёзды", как тёщи, бывают трёх видов: хорошие, плохие и...никакие. А поскольку моё отношение к Ларисе Долиной на сегодняшний день скорее нейтральное, то для меня лично она - скорее никакая. Да,талантливая, да,трудолюбивая, но этого в моём понимании мало для того чтобы лично я восторгался её творчеством. "Золотой голос России"? Ну, допустим. Но тот же Басков тоже так именуется (или сам себя так именует), но дальше то что? Где песни, исполняемые этими " Золотыми голосами"? И не просто песни, а соответствующие по уровню вокальным данным. Ведь после альбома 1997 года (на котором была "Погода в доме") Долина записала и выпустила ещё около десятка альбомов в жанре "поп" и я честно (и тщетно) пробежался по всем, пытаясь найти хотя бы одну песню ставшую хитом. При этом перепевки старых песен исполненные ранее другими певицами в расчёт не брались.
Получается что вся популярность Долиной базируется на материале четвертьвековой давности и старше. Как то не слишком это убедительно для исполнительницы со звёздным статусом.
Но мне, откровенно говоря, всё равно. Я лишь объяснил почему не являюсь поклонником певицы. Поклонником - не являюсь, но и к стану её противников не примыкаю. Возможно я бы и эту статью писать не стал, если бы не многократные высказывания некоторых комментаторов, называющих Долину в числе лучших российских певиц настоящего, хотя, на мой взгляд, правильнее говорить об этом в прошедшем времени. Несогласные с такой точкой зрения безусловно будут и, вероятно, в весьма немалом количестве, однако каждый имеет право на собственное мнение и, тем более, на собственные "вкусовые" предпочтения. А о последних, как известно, не спорят.