Когда заходит речь о будущем России, мне часто приходится слышать даже от противников действующей власти, что всё еще минимум 20 лет всё будет точно так же. Будут те же лица, те же порядки, принятие законов в том же направлении и вообще система незыблема и ничто на свете не может её поколебать. Что, какое бы унижение поражения, позор и лишения не испытали россияне - всё равно все будут дружно прославлять великого стратега, оправдают его, еще и сплотятся вокруг, встанут грудью в яростном желании отомстить плохому Западу...
Я не вижу оснований для таких выводов. И дело здесь не в самих россиянах, не в том, что сидит в нас глубоко и внушалось десятилетиями, и не в пропаганде, замусорившей головы. Предлагаю посмотреть на ситуацию несколько с другого угла - с законов жизни, психологии и Вселенной.
Вся сегодняшняя готовность ура-патриотов наброситься на любого оппонента и разорвать всякого, кто смеет иметь иное мнение - держится только на одном - на абсолютной уверенности в грядущем триумфе. Они в нем не просто убеждены, для них предстоящая грандиозная победа и торжество - это аксиома, которую они ни в малейшей степени не ставят под сомнение - так же, как у глубоко религиозного человека не возникает даже мысль о том, что бога может не быть.
Не далее как вчера я читала статью одного такого турбо-патриота:
"В нашей победе никто уже не сомневается, даже наши противники" - уверенно пишет он.
Вот их картина мира: впереди - торжество, триумф, признание и приползание Европы с поджатым хвостом, и тому подобное. В таком свете они видят себя как героев-борцов за правду, духовность, нравственность во всем мире. Средства их не смущают: большинство окончило советские школы и теперь постулат "ради высокой цели все средства хороши", посеянный в детстве и юности и обильно политый сегодняшней пропагандой, дал бурные всходы.
Что будет, когда реальность разобьет вдребезги эту розовую сказку?
Представим себе большой научный институт, где начальник одного из отделов решил, что способен изобрести нечто грандиозное - например, антигравитационный двигатель, способный развивать скорость света - и с помощью демонстрации своего изобретения занять место директора института. Часть сотрудников отдела поверили в его идею и горячо подхватили ее, взялись за осуществление проекта. Для этого им пришлось идти на определенные жертвы: мириться с низкими доходами, поскольку существенный кусок зарплаты надо отдавать на исследования; оставаться сверхурочно, рисковать, ставя опасные для жизни эксперименты. Но святая вера в скорое создание необыкновенного двигателя помогала им мириться с трудностями и ощущать себя творцами. Она же внутренне защищала их от насмешек сотрудников других отделов.
Только вот за основу работы были взяты устаревшие материалы о природе тяготения, относящиеся к XIX веку: тогда считали, что гравитация - это такие же волны, как свет, звук или как электромагнитное излучение. Часть сотрудников говорила: "Опомнитесь, сейчас ведь известно, что природа тяготения совсем другая!", но начальник заявлял, что нужно следовать традициям и учениям предков, а то, чему учат сейчас - полное фуфло, которое следует выкинуть на помойку.
В результате на презентации изобретений двигатель не заработал. Испытания ясно показали всему институту, что это просто железка и все теоретические выкладки смехотворны. Начальник вернулся к своим подчиненным, облитый помоями и с позором. Для сотрудников стал проясняться неприятный факт: все жертвы были напрасны.
Человек устроен так, что он может переносить лишения, НО если они в итоге приводят к цели или к желанной победе. Помните, как в бессмертной комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" Милославский - Куравлев пел:
"Тот, кто ждет - все снесет, как бы жизнь не била,
Лишь бы всё, это всё - не напрасно было!"
Если жертвы оказались напрасными - место поклонения и обожания занимает злость и ненависть. Это еще один закон психологии человека: от любви до ненависти один шаг.
К горечи осознания напрасных жертв у сотрудников потерпевшего крах отдела добавится и шок от того, что их обожаемый начальник, которого они считали чуть ли не богом, оказался обыкновенным лузером.
Никогда во всей истории человечества не было случая, чтобы заступались за неудачника и оправдывали проигравшего. Максимум, что тут возможно - горстка единомышленников, готовых взять реванш, но при условии, что есть твердые основания на этот реванш рассчитывать. Если таких оснований нет, а тем более - если нет идеологии и всё держится только на личности - желающих оправдывать и обелять не найдется. Таков закон жизни.
Наконец, один из главных законов Вселенной предполагает, что ничто не вечно и никто не всесилен.
Меня удивляет, когда я слышу от тех, кто рассуждает вполне адекватно и вовсе не склонен обожествлять стратега, что на него эти законы не действуют, ему все нипочем и его всегда будут прославлять, что бы ни случилось. Ведь такие рассуждения предполагают, что он всесилен и стоит над законами Вселенной, которые может подмять под себя. Ну с чего бы приписывать ему такое могущество? Неужели пропаганде удалось почти всем внушить, что он - сверхчеловек, бог?
Стоит убрать из рассуждений эту уверенность во всесилии - как остается обыкновенный смертный, у которого нет и не может быть возможности диктовать жизни свои условия.
Другое дело, что переосмысление может занять много времени. Люди разные, да и стадий принятия реальности никто не отменял: сначала будет неверие, "не может быть", потом, когда шок немного схлынет, наступит злость, дальше - депрессия, ощущение безнадеги и отчаянные попытки обелить себя, найти оправдания. Их будет множество: "мы же не знали", "человек просто может ошибаться", "там что-то есть еще, но правды нам не скажут" (хотя это - скорее стадия торга), "мы не хотели ничего плохого", "это всё Запад" и так далее.
Независимо от того, какими будут оправдания и где будут искать виноватых, эти попытки неминуемо приведут к принятию реальности.
Нельзя также забывать, что как минимум 30% общества - это люди равнодушные, предпочитающие оставаться в стороне и "быть на позитиве", старательно отбрасывая в сторону всё, что может испортить настроение и заставить задуматься. Их позиция примерно такова:
"Я сегодня всё поддерживаю, потому что мне так удобнее. Можно спокойно дальше работать, ходить в кафе, гулять в парке и копить на отпуск. Зачем я буду лезть в эту политику, да еще рисковать? А думать, что мы великие - приятно".
У таких, возможно, будет всего две стадии: переобувание в воздухе и новая поддержка, но уже других.
Есть еще одна популярная версия: окружение поставит двойника, чтобы сохранить всё, как есть. Она не выдерживает критики по той же причине: диктатуры, как и всё на свете, не вечны. Если б такое было возможно - почему на место Гитлера или Сталина, или того же Чаушеску - в свое время двойника не поставили? Что помешало? Да всё тоже: никто не хотел сохранения тех порядков, они всем осточертели. Хотели перемен - все без исключения. Те, кто был рядом с Гитлером, понимали, что никакой двойник их не спасет в мае 1945-го, а остальным сохранение рейха было сто лет не нужно. Окружение Сталина почувствовало, что их самих скоро затянет эта мясорубка. Да и трудно представить, как в реальной жизни мог бы руководить двойник. Допустим, что двойника поставили. Сам по себе он - никто и слушать его не будут, следовательно - за его спиной кому-то надо было быть, кому-то из окружения, и этот человек будет руководить страной. А кто его бояться будет? Вступят в силу обычные законы борьбы за власть, и "серого кардинала" вместе с двойником скинут, как миленького, в считанные месяцы, а то и недели. Сталина реально боялись, а вот Берию и Маленкова - легко свалили.
Политическая "элита" не станет вставать грудью и стараться во что бы то ни стало сохранить систему - им это не нужно. Все, что их интересует - возврат и сохранение их собственности, наворованной непосильным трудом. Там нет идейных революционеров, какие были вокруг Ленина, да и идеологией там даже не пахнет. Был бы кошелек и безопасность - остальное гори синим пламенем. Пока лидер сохраняет им хоть часть кошелька и безопасность, но как только эти гарантии начнут рушиться - их преданность исчезнет во мгновение ока.
Когда-то, еще в начале 90-х, я слушала монолог Яна Арлазорова "Под гипнозом". Привожу здесь отрывок:
"Загипнотизировал начальника на работе. Тот руки по швам вытянул, да как заорет: "Под знаменем Марксизма - Ленинизма! Вперед к победе капитализма!" Я ему говорю: "Да вы что, к капитализму - это ж назад!", а он отвечает: "А мне - хоть на фиг! Лишь бы вот с этой работы не погнали!"
Считаю эту сценку отличной демонстрацией той единственной "идеологии", которая существует в нашей Госдуме.
Заканчивается, кстати, тот монолог фразой, которая сказана будто про наши дни:
"Граждане, да мы же все - под гипнозом! Если бы мы были в своем уме, разве бы мы терпели вот эту жизнь?"
Наше общество сейчас действительно под гипнозом и серьезно деградировало. Оправится оно от этого страшного сна или нет - еще вопрос, хотя я уверена, что шанс есть. Но, как бы не буксовало будущее переосмысление. в одном я уверена твердо: вечно этот кошмар продолжаться не будет. И даже долго - не будет, просто ресурсов для его поддержки все меньше и меньше. Тем более не будет вечной слава проигравшего кумира. Согласно главному закону Вселенной, всё кончается. И никто не властен этот закон отменить.
Ставьте лайк, если согласны с рассуждениями автора. Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Всем добра!