Прежде, чем вы продолжите читать эту историю, пожалуйста, подпишитесь на наш телеграм-канал «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Там вас ждёт ещё больше интересной и полезной информации ❤️ Спасибо вам от всей команды проекта «Подвиги»!
Чемпион России, Европы и мира по боевому самбо Федор Дурыманов в 2018 году во время пробежки спас двух тонущих в Неве девочек, 8 и 10 лет! Обе провалились, решив поиграть на тонком льду. На набережной кричала женщина, но никто из прохожих не решился попытаться спасти детей - никто, кроме Фёдора!
В 2022 году 29-летний Фёдор Дурыманов стал героем книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает его историю.
— В настоящее время отнюдь не каждый готов рискнуть собственной жизнью и здоровьем для спасения других. Но вы доказали, что счастливые исключения всё же бывают. Почему вы не смогли пройти мимо чужого несчастья?
— Думаю, определённую роль сыграло то, что я являюсь военнослужащим, и это мой долг. Хотя… Это – долг каждого человека, увидевшего, что на его глазах происходит что-то страшное: кому-то плохо, кто-то попал в беду. И главное здесь максимально быстро собраться с мыслями, взять под контроль эмоции и просто помочь, даже если это будет угрожать жизни и здоровью самого спасающего. Ну а для меня самого случай со спасением в Петербурге провалившихся под лёд школьниц уже стал просто одним из воспоминаний.
— И всё же – как всё происходило?
— Распорядок в ВИФК почти такой же, как в армии. Выйти за территории учебного заведения можно, только находясь в увольнении - как раз, как я в тот день. Правда, до возвращения в институт и вечернего построения оставался буквально час, за который я и решил пробежаться. Уже тогда я профессионально занимался спортом, а 9 апреля мне нужно было уезжать на очередные состязания.
Пробегая мимо крейсера «Аврора», я услышал, наверное, ещё метров за 500 какие-то крики, увидел переполох на набережной. Заинтересовался. Стояла большая толпа людей: местные жители и иностранцы, вышедшие из припаркованного неподалёку экскурсионного автобуса. Я бежал быстро, потому что вечером заметно похолодало. На Неве, около берега до конца апреля – начала мая остаются небольшие ледяные островки, по которым люди очень любят ходить, проверяя их на прочность. Те девочки, видимо, не стали исключением.
Я не видел, как именно всё произошло, но, возможно, в тот момент, когда их мать отвернулась, разговаривая по телефону, они подошли к реке и спустились на обманчиво прочный лёд, решив походить по «островку», уходившему в реку метров на 10. Но это – только мои предположения. Пробегая, я увидел, что девочки провалились под лёд и пытаются выкарабкаться.
— А люди на берегу просто стояли и смотрели?
— Они все были охвачены ужасом. Впервые видел такое количество одновременно испуганных людей. Кто-то из них кричал, кто-то – молча смотрел. Пытался ли кто-то помочь ещё до того, как я подбежал, не знаю.
— Вас это не остановило?
— Нет. Я тогда просто растолкал всех. Снял крутку, спрыгнул с набережной и прокатившись по льду, подполз к девочкам. Уже позднее я понял, что, наверное, буквально через минуту они бы уже заледенели. Сил кричать у них не осталось. Уже молча они просто цеплялись за жизнь.
Времени на размышления у меня не было. Я бросил рукав куртки одной девочке, сказав, чтобы она хваталась за него. Естественно, вторая в панике тоже за него ухватилась. Пытаясь выбраться, девочки ещё хуже стали топить друг друга. И меня к себе потянули. Одна из них схватила меня за кисть, просунув руку под перчатку, вцепилась в кожу, и просто разорвала её до сухожилия. Рука была в крови, но боли я в тот момент не чувствовал. Я надеялся, что кто-то из стоявших на берегу людей спустится на лёд и будет меня удерживать, но… Видимо, испугались, что, если сейчас кто-то выйдет на реку, лёд не выдержит и мы всей толпой поплывём.
Обувью я «прорубил» углубления во льду. Таким образом одной ногой смог упереться, и стал медленно тянуть девочек. Однако в этот момент лёд отошёл, и я вместе с девочками провалился в воду между льдинами. Хорошо, что в том месте оказалось не глубоко. Вода доставала мне до шеи. Я аккуратно вытолкнул девочек, а потом, оттолкнувшись ото дна, тоже выбрался на лёд. Подробностей я уже не помню, но полз к берегу я лёжа на спине и прижимая к себе спасённых детей. Там я их кому-то передал. Подбежала их мама. Девочек немедленно отвели в машину. А я сразу же сказал женщине: «Скорее включайте печку и везите их домой отогреваться». Женщина была в шоке, но послушалась, включила в машине максимальный обогрев и быстро уехала. Ну а моя помощь на этом закончилась. Сейчас о том дне напоминают только шрамы на руке.
У меня, кстати, совет всем, кто может однажды оказаться в подобной ситуации: не нужно думать, нужно сразу же действовать, но, спасая утопающих провалившихся под лёд, никогда не стоит к ним бежать – нужно лечь на лёд и ползти, а потом бросить утопающему что-то, за что он сможет уцепиться, чтобы выбраться, и потихоньку тянуть.
— Позднее вам довелось ещё встретиться со спасёнными девочками и их мамой?
— Нет. Мне позвонил какой-то человек, знакомый той женщины, и попросил как можно меньше афишировать историю, потому что она боялась, что из-за случившегося её могут лишить родительских прав. Но я и не афишировал это никогда. Публикации в СМИ, конечно, были, но точно не с моей подачи. Это сейчас, когда прошло уже несколько лет, я об этом рассказываю. Думаю, что сами девочки помнят ту историю. Если они когда-нибудь захотят со мной пообщаться, я буду только рад. А тогда портить их судьбу и судьбу их мамы я точно не хотел.
— А до того случая вам уже доводилось попадать в подобные ситуации?
— В подобные, пожалуй, нет. А вот то, как в детстве попал под лёд я сам, решив покататься на коньках на озере, я тогда вспомнил. Было очень страшно. Мне, правда, никто не помог, я вылез сам. А тогда, в 2018 году, увидев беспомощно барахтающихся в ледяной воде девочек, сразу же вспомнил ту историю. Может быть, именно это воспоминание и помогло мне незамедлительно броситься на помощь. Я знаю, что такое холодная вода, и каково это, когда тело от холода уже не слушается и ты не можешь даже сгибать и разгибать пальцы, чтобы уцепиться и выбраться.
— После спасения девочек лично у вас было осознание того, что вы совершили что-то особенное, что вы – герой?
— Нет. Не скажу даже, что для меня это стало каким-то значительным событием. На самом деле, оно довольно повседневное. Я не ощутил в себе чего-то по-настоящему героического: что я – герой, что я кого-то спас. Передо мной тогда стояло слишком много задач, и та ситуация как бы уходила на задний план. А непосредственно после случившегося я думал только о том, как вовремя успеть в институт, чтобы меня не наказали. Прибежал туда насквозь мокрый, в крови. Сразу возник вопрос – не подрался ли я, не натворил ли что-то в увольнительной? Хорошо, что были свидетели. Они даже приходили в институт, подтверждали. Можно сказать, что это меня и спасло. А так, конечно, ничего героического я не почувствовал. Это просто был мой военный долг, да и долг, наверное, каждого человека.
— А были случаи помощи другим людям, пусть и не такие экстремальные?
— До этого случая я спасал малыша в Краснодарском крае на реке Кубань. Его унесло течением, и никто этого не заметил. Я тогда к нему быстро подплыл и вытащил на себе.
Уже после той истории спасения юных петербурженок, около года назад, произошёл ещё один случай. Я тогда был в Новороссийске. Готовился к очередным соревнованиям и бегал по стадиону. Вдруг увидел, как из подтрибунного помещения повалил чёрный дым. Оттуда стали выбегать дети. Человек 20, наверное. Как оказалось, у одного из них загорелась зарядка телефона. Сам аппарат вспыхнул, и огонь перебросился на шкафчики в раздевалке. Огонь быстро распространился и, спасаясь от него, ребята быстро стали выбегать на улицу. Я сразу же забежал внутрь. Стал искать огнетушители. К сожалению, нашел один-единственный, но и тот не работал. Хорошо, что на помощь вовремя прибежал ещё один молодой человек. Мы нашли кран и быстро потушили огонь, набирая воду в ведра. После того случая нас наградило региональное управление МЧС.
— Почему вы, на ваш взгляд, не можете пройти мимо чужого горя?
— Наверное, это всё благодаря воспитанию, суровой закалке и спорту. Я занимаюсь им с четырех лет. Сначала это были гимнастика и плавание, а потом самбо и дзюдо. 3-5 тренировок в день. Нас с братом (он старше меня на один год и три месяца) тренировал тогда отец. Однажды он привёл нас в секцию самбо-дзюдо. А буквально через неделю нас, по его настоянию, отправили на первые соревнования. Я занял тогда третье место, а брат проиграл. В тот момент отца как подменили, и он сказал: «С завтрашнего дня вы будете только первыми». И началась у нас с 8 лет такая суровая жизнь. Каждый день тренировки. А отец буквально за один день превратился в нашего наставника и сурового тренера.
Он не был профессиональным спортсменом, но очень хотел, чтобы мы добились в этой жизни многого и стали настоящими людьми. Только понял я это, уже став взрослым. А спорт лет до 16 я вообще не любил, считал, что к тренировкам меня принуждают, когда мне хотелось просто проводить время с друзьями. Но папа держал нас с братом в ежовых рукавицах. Час свободного времени в день между ужином и вечерней тренировкой - это всё, на что мы могли рассчитывать. Теперь я понимаю, что за той суровостью скрывалось правильное воспитание и забота о нашем будущем.
По-настоящему я полюбил спорт уже в армии. Служил я в спецназе ГРУ, где нас тоже многому обучали. В то время я начал активно выступать на соревнованиях, ездил на сборы. Отслужил «срочку», ещё полтора года служил по контракту. А потом меня пригласили в Санкт-Петербург в Военный институт физической культуры. Там я получил специальность начальника физической подготовки, а после выпуска распределился в ЦСКА. Все мы одновременно являемся и военнослужащими и выступаем на крупнейших соревнованиях. Наша основная служба заключается в том, чтобы постоянно приносить золотые медали нашей стране. Сейчас я действующий офицер, старший лейтенант Министерства обороны РФ. И, наверное, где-то через год после окончания ВИФКа я стал чемпионом мира по боевому самбо.
— Не жалели, что решили связать свою жизнь с профессиональным спортом?
— Нет. Это было моё осознанное решение. Повзрослев, я увидел, кем стали многие мои вчерашние одноклассники и друзья. Кто-то из них спился, кто-то серьёзно заболел, а некоторые просто впали в депрессию, потеряв интерес к жизни. Наверное, то, чтобы подобное никогда не произошло с братом и со мной, и было когда-то целью отца. Он делал это во благо. Его нет с нами уже 10 лет, но я стал заслуженным мастером спорта по боевому самбо, членом сборной команды России, победителем и призёром многих соревнований. Брат тоже профессионально занимается спортом, и больше не проигрывает, как тогда в детстве, он – чемпион мира, борец ММА.
— Насколько я знаю, спорт не единственное ваше серьезное увлечение. Вы уже успели попробовать себя в качестве актера, а сейчас готовитесь сыграть самого себя в полнометражном художественном фильме. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Когда я учился в Военном институте физической культуры, я параллельно закончил киноактёрские курсы. Мне это было очень интересно. Подружился там с одним режиссёром и рассказал историю своей жизни. Вместе мы решили, что хотим снять первый в истории художественный полнометражный фильм о боевом самбо «Лига воинов». Я в нём сыграю самого себя. Сейчас идёт подготовительный процесс. Надеюсь, что через 2-3 года его уже можно будет увидеть во всех российских кинотеатрах. Кстати, история со спасением девочек в Санкт-Петербурге, будет одним из эпизодов фильма. На 95% он будет основан на реальных событиях, а оставшиеся 5% должны сделать его более зрелищным и интересным. Надеюсь, что многих зрителей фильм заставит задуматься о том, как быть настоящим человеком и, может быть, поможет кому-то найти свой жизненный путь.
— А теперь опять вернусь к теме героизма. Кого бы лично вы назвали героем и что для вас подвиг?
— Для меня герой - мой отец, потому что он вложил в меня столько времени и сил, сколько абсолютное большинство современных родителей не готовы уделить своим детям. Многие из них уходят на работу, когда ребёнок ещё спит, и возвращаются, когда он уже спит. Мне кажется, это ошибка. Находить время для общения с собственным ребёнком нужно всегда. И очень важно быть для него достойным примером, чтобы в будущем он стал человеком, в случае необходимости готовым всегда протянуть руку помощи.
А что такое подвиг? Это, прежде всего, когда человек жертвует собственной жизнью ради спасения других. Но не только. Есть и небольшие подвиги, которые каждый из нас может легко совершать буквально каждый день. Достаточно просто уступить место бабушке с общественном транспорте, перевести кого-то через дорогу, да и просто помочь советом тому, кому он необходим. Так что, совершайте подвиги хоть каждый день, хоть каждый час, неважно словом или делом! Но, конечно, нужно всегда подкреплять слова делами.
— Как, на ваш взгляд, нужно воспитывать подрастающее поколение, чтобы однажды, если наступит такой момент, современные дети и подростки помогли другим?
— У меня у самого подрастает дочка. Ей сейчас 7 лет. Она у меня тоже спортсменка – занимается художественной гимнастикой, а меня считает настоящим супергероем. Постоянно видит по телевизору, читает про меня в газетах и в интернете. А ещё мы с ней часто разговариваем по душам. Я ей рассказываю о том, как нужно быть правильным человеком, уважать старших, помогать бедным и попавшим в беду. И стараюсь не просто рассказывать, а показывать на собственном примере. Вот именно таким наглядным примером и нужно быть, мне кажется, чтобы в будущем дети стали неравнодушными.
Фото Фёдора Дурыманова специально для проекта "Подвиги" сделала Екатерина Сучугова, г. Краснодар.
Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️