В основном представляют опасность либо дроны самолетного типа, наподобие UG-22, это многоцелевой беспилотный ударный авиационный комплекс, от компании «UKRJET», либо, все чаще и чаще используется дрон «Бобер», массой 150 кг и боевой частью 20 кг. Он оснащается кумулятивным снарядом КЗ-6, способным пробить бетонную стену.
Поэтому надо сосредотачивать внимание на борьбе с этими беспилотниками, хотя сделать это непросто. Их делают из композитных материалов, практически на локаторах они не видны, за исключением двигателя. У них есть возможность лететь на дальность 700 км - UG-22, «Бобер» - на тысячу километров. Эта техника в состоянии долететь до Москвы с территории незалежной.
Они летят по определенной, заложенной в бортовой компьютер программе. У них практически нет связи с внешним миром и поэтому дрон не выходит в эфир, не принимает сигнал, а значит наша система РЭБ на него, в течение полета, практически не воздействует. Только на подлете он начинает ориентироваться, включать GPS, чтобы атаковать объекты, заложенные в память компьютера и таким образом, в этот момент, он становится уязвимым. Как правило наши системы их тогда сбивают с курса, либо вынуждают совершить посадку.
«СП»: Это ведь снаряды типа «воздух-земля», с нашими пассажирскими лайнерами они не связаны, гражданские самолеты не являются их целью?
- Они могут пролетать через воздушные трассы и возможно столкновение с воздушным судном. А взрыватель там контактный, только задел пассажирский самолет – тут же взрыв и гибель сотен людей.
«СП»: Но велика ли вероятность таково?
- Вероятность есть, если дрон-камикадзе летит по трассе, выделенной для полетов гражданской авиации.
«СП»: И тем не мнее, вы считаете, что закрывать небо над Москвой для полетов гражданской авиации не только на часы, а на недели или месяцы не стоит?
- Нет, этого делать нет нужно. Достаточно временного закрытия, которое происходит, когда обнаруживают дронов нат подлете.
Ну и боевые вертолеты нам надо шире использовать, они против дронов годятся, вполне в состоянии их уничтожать. Вертолеты особенно эффективны, когда обычные граждане засекают пролет дронов и сообщают от этом МЧС. Нужно ставить аппаратуру на Ми-8 и тогда они получат специализацию для решения этих задач...
Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов признается, что военные и гражданские авиаторы сотрудничают очень плотно:
— Вот я, например, заканчивал военное училище, служил истребителем, потом работал в гражданской авиации и таких летчиков немало. Мы все отмечаем День Военно-воздушных сил России 12 августа. А вообще в этом году исполнилось сто лет российской гражданской авиации.
А вопрос о возможном прекращении полетов над Москвой, с точки зрения безопасности пассажиров, абсолютно правилен. Ведь в гражданской авиации главный - не пилот, инженер или диспетчер, а пассажир. Так что ваше беспокойство вполне оправдано.