Найти тему
Математика не для всех

Как начал сходить с ума великий математик Курт Гёдель (ч. 2)

Оглавление

Продолжение рассказа про Курта Гёделя. Часть первая:

Первая поездка в США

14 февраля 1933 года, Джон фон Нейман написал следующее письмо Курту Геделю:

Уважаемый господин Гедель,
Только что я вернулся в Европу из Принстонского университета, и для меня было бы большой радостью встретиться с вами. В конце сентября я вернусь в Принстон, где планирую преподавать два семестра в год, так как мне предложили присоединиться к "Институту перспективных исследований", и я согласился.
Я думаю, что вы хотели бы получить больше информации о Принстоне (будущем месте работы, прим. автора), помимо той, что мы обсуждали в нашей короткой переписке. Поэтому я обращаюсь к вам по просьбе Веблена (крупный геометр и тополог, один из основателей Принстонского института, прим. автора), чтобы сказать вам, что я готов предоставить любую информацию, которая может вас заинтересовать.
Возможно, у нас также будет возможность встретиться где-нибудь в ближайшее время. Этим летом я, вероятно, буду читать лекции в Берлине (последний раз), а также планирую несколько раз заехать в Вену. Каковы ваши планы на этот период?
С самыми наилучшими пожеланиями, которые я прошу также передать Менгеру и Хану,
Искренне ваш, Йоханн фон Нейман

Первый семестр в Институте перспективных исследований (IAS) должен был начаться 1 октября. Гедель намеревался присутствовать на его открытии, и он уведомил Освальда Веблена о том, что прибудет в Нью-Йорк 29-го числа.

Освальд Веблен считается автором первого доказательства теоремы Жордана
Освальд Веблен считается автором первого доказательства теоремы Жордана

Однако, у Геделя перед отъездом поднялась температура, и он решил вернуться домой . Примерно через две недели он предпринял вторую попытку.

Здание Принстонского университета (ныне Джонс-холл) в 1931 году, где в 1933-1939 годах размещался Институт перспективных исследований
Здание Принстонского университета (ныне Джонс-холл) в 1931 году, где в 1933-1939 годах размещался Институт перспективных исследований

Поездка Геделя в США продлилась почти восемь месяцев до мая 1934 года. Гёдель активно взаимодействовал с членами Института перспективных исследований и преподавателями Принстонского университета. Особенно близкие были его отношения с Вебленом и его супругой Элизабет М.Д. Ричардсон.

Дом, в котором жил Гёдель в первой поездке в США
Дом, в котором жил Гёдель в первой поездке в США

Вспоминая о том времени, Элизабет М.Д. Ричардсон заметила, что она ощущала беспокойство за то, как питался Гёдель и даже готовила ему пищу. Она объяснила это тем, что Гедель иногда так увлекался своей научной работой, что упускал время ужина в рано закрывающихся ресторанах Принстона.

Первый нервный срыв

Вероятно, первая психологическая встряска у Гёделя произошла в 1934 году, вскоре после его возвращения из Принстона. 26 мая он сел на борт итальянского лайнера SS Rex, который следовал из Нью-Йорка. Восьмидневное морское путешествие завершилось в Генуе, на севере уже фашистской Италии.

Тяжело восприняв творящееся на Апеннинском полуострове, Гедёль после трехдневной остановки в Венеции вернулся в Вену, где политическая обстановка уже так же была накалена до предела.

Корабль, который привез Гёделя обратно в Европу
Корабль, который привез Гёделя обратно в Европу
Мировой экономический кризис затронул не только США, но и все страны Европы, включая Австрию, население которой нищало и становилось всё более радикальным.
В начале 1933 года после назначения Гитлера канцлером Германии австрийский канцлер Энгельберт Дольфус отказался от созыва парламента и установил в Австрии авторитарный режим, известный как австрофашизм, приостановив действие конституции
В феврале следующего года в Австрии разгорелась короткий гражданский конфликт, в ходе которого австрофашисты, поддерживавшие Дольфуса, столкнулись с социалистами и анархистами. К июлю австрийские нацисты, лояльные Гитлеру, воспользовались хаосом, убили Дольфуса.
В ответ на это, глава итальянской фашистской партии Бенито Муссолини развернул части итальянской армии на австрийской границе и предупредил Гитлера о возможной войне, если Германия вторгнется в Австрию. Поддерживаемый Муссолини, министр юстиции Курт Шушниг занял место Дольфуса и восстановил порядок в Австрии.

Тем не менее, хотя ситуация в Австрии стабилизировалась, 1934 год ознаменовался событиями, оказавшими влияние на Гёделя. Курт Шушниг в июле 1934 года выпустил указ, определивший порядок аккредитации ректоров и деканов университетов только при условии их присоединения к партии фашистов "Отечественный фронт". В это же время Гедель узнал о тяжелой болезни своего наставника Ханса Хана, который вскоре скончался в возрасте 55 лет во время операции.

Курт Шушниг
Курт Шушниг

Под руководством Шушнигга "пропаганда, давление, страх и подозрительность, а также эмиграция" привели к разрушению интеллектуальной и культурной среды Вены, оказавшей существенное воздействие на раннюю жизнь Геделя. Университеты Австрии оказались под влиянием "радикально-националистического большинства как на факультетах, так и среди студенческого сообщества".

Согласно своим собственным записям в письме Освальду Веблену в 1935 году, проблемы Гёделя в 1934 году начались с "воспаления челюстной кости из-за плохого зуба", что привело к длительному чувству "несчастья". Этот инцидент также привел к значительной потере веса и обострению "обычных желудочных неприятностей" у Геделя. В своих мемуарах Менгер описал изменения в Геделе, отметив, что внешность и поведение ученого претерпели изменения.

В своем письме Освальду Веблену в 1935 году Гёдель описывает, что его проблемы в 1934 году начались из-за "воспаления больного зуба", что повлекло за собой периодическое появление признаков депрессии. Психологические проблемы привели к существенной потере веса и, как Гедель написал Веблену, обострили "ставшие привычными боли в желудке".

Карл Менгер - изобретатель трехмерного аналога ковра Серпинского - т.н. "губки Менгера". С Куртом был знаком по деятельности "Венского кружка"
Карл Менгер - изобретатель трехмерного аналога ковра Серпинского - т.н. "губки Менгера". С Куртом был знаком по деятельности "Венского кружка"

В своих мемуарах, Карл Менгер, описывая Курта Гёделя, замечает:

"После возвращения из США Гедель стал более замкнутым, но продолжал поддерживать общение с посетителями "кружка". Гедель был готов делиться своими мнениями и советами по вопросам математики и логики. Он быстро и вдумчиво рассматривал проблемные моменты, лаконично и точно отвечал. Его высказывания раскрывали новые аспекты вопросов для тех, кто их задавал".

Интересно, что Гедель намеренно умалчивает о том, что период с 13 по 20 октября он провел в санатории Пуркерсдорф. В санатории царила мирная атмосфера, и он был подходящим местом для тех, кто искал облегчения от страданий и, кроме того, был способен выложить круглую сумму за лечение.

-7

Находясь в санатории, Гедель вызвал интерес (позже оспариваемый) у Юлиуса Вагнера-Яурегга (1857-1940), первого психиатра, удостоенного Нобелевской премии по медицине в 1927 году за его "разработку методов раздражающей терапии".

Юлиус Вагнер-Яурегг придумал методику лечения паралича, сифилиса и шизофрении путём заражения больных малярией. Активный сторонник Гитлера. Он, как говорится, нашел своё время и место
Юлиус Вагнер-Яурегг придумал методику лечения паралича, сифилиса и шизофрении путём заражения больных малярией. Активный сторонник Гитлера. Он, как говорится, нашел своё время и место

Вагнер-Яурегг, вышедший официально на пенсию в 1928 году, пришел к выводу, что состояние Геделя обусловлено "нервным истощением, вызванным переутомлением" , и ожидал, что скорого восстановления.

В январе 1935 года Гедель писал Веблену, что он "чувствует себя гораздо лучше", хотя все еще чувствует себя "несколько ранимым" и опасается, что "резкие изменения обстановки или... внезапная смена условий могут вызвать рецидив". В связи с этим он решил отложить возвращение в Принстон, на этот раз до начала осеннего семестра 1934-35 годов.

Абрахам Флекснер возглавлял Институт перспективных исследований в Принстоне с 1930 по 1939 год.
Абрахам Флекснер возглавлял Институт перспективных исследований в Принстоне с 1930 по 1939 год.

К осени Гёдель снова начал читать лекции и, как казалось, восстановился. В августе он написал директору Флекснеру, что находится в "нормальном состоянии здоровья уже несколько месяцев" и с нетерпением ждет следующего семестра в Принстоне.

Вторая поездка в США

20 сентября 1935 года Гедель вновь отправился в США, сев на корабль, который отплыл из Франции. В путешествии его сопровождали физик Вольфганг Паули (1900-1958) и математик Пауль Бернайс (1888-1977).

Бернайс был близким другом Давида Гильберта, все математические мечты которого Гёдель "похоронил" своими теоремами о неполноте
Бернайс был близким другом Давида Гильберта, все математические мечты которого Гёдель "похоронил" своими теоремами о неполноте

Хотя он намеревался провести осенний семестр в Принстоне, к 17 ноября стало ясно, что Гедель все еще чувствовал себя плохо. Он уведомил Флекснера о своем "вынужденном уходе в отставку по причине состояния здоровья".

Вскоре Веблен сопроводил Гёделя к врачу в Принстоне, но это не помогло. Несмотря на то, что с момента прибытия в Принстон прошло всего семь недель, Гедель решил вернуться в Вену уже 30 ноября. Перед отъездом Флекснер выразил надежду, что Гедель "полностью восстановится и быстро вернется к своей важной научной работе". Веблен также заверил Геделя, что "руководство института уже согласилось" пригласить его снова, как только его здоровье позволит. Веблен проводил Гёделя к кораблю в Нью-Йоркском доке и пообещал, что не будет тревожить семью Гёделя, пока он сам не сможет с ними поговорить.

-11

По возвращении во Францию Гедель направился в Париж и, находясь в "состоянии отчаяния", позвонил своему брату, чтобы узнать, намеревается ли Рудольф (ему о прибытии Гёделя сообщил Веблен) приехать и проводить его обратно в Вену. Однако после некоторых раздумий Гедель передумал и решил отправиться в дорогу один. Его состояние стабилизировалось, и 11 декабря 1935 года он отправился на поезде в Вену. О своем состоянии Гедель писал Менгеру, который заметил:

"Очень плохо, что он перегрузил себя работой настолько, что потребовалось снотворное. Однако, я думаю, что после нескольких недель отдыха депрессия минует".

Однако, этого не случилось. 1936 год по признанию Гёделя станет "одним из трех худших в жизни". Подробности - в следующем материале.

  • Спасибо за внимание!
  • TELEGRAM и VK - там я публикую не только интересные статьи, но и математический юмор и многое другое.