Добрый день дорогие читатели и подписчики! Нельзя спорить, что финальный бой нынешней и будущей (на тот момент) иконы кинематографа в фильме Путь Дракона является украшением картины и что самое главное грамотно поставлен, не в пример многим современным дракам ибо таких грамотных постановщиков как Брюс Ли почти не осталось. А если и остались их просят не соваться со своим видением. Видимо это нынешняя мода! Ну что же "ностальгия это тот рай из которого нас не могут изгнать" - позволю себе процитировать по иному сказание великого мастера Ли.
И так рассмотрим как Брюс создавал шедевр.
Фильм снимался большей частью в Италии, но финальный поединок сняли в Гонконге в декорациях на студии Golden Harvest. Да изначально Ли планировал отснять бой прямо на центральной арене в Колизее под палящим солнцем, но местные власти воспротивились такому решению режиссёра. В ту пору он ещё не был известен как известный актёр на западе да и режиссёром выступил впервые. Постановщик с трудом преодолевал одни запреты, с другими шёл на компромисс, а с третьими приходилось мириться. Одним из таких запретов и была съемка в Колизее.
Фильм снимали без звука - это была стандартная гонконгская практика. Лишь в начале 90-х тамошние киношники обзавелись звуковой аппаратурой, повалявшей записать звук в полевых условиях. Более того актёры не всегда озвучивали самих себя, например голос Джеки Чана не слышали до третьей полицейской истории 1992г.
Ситуацию спас Боб Уолл, сыгравший одного из противников Брюса в фильме. У него были связи с некими криминальными семьями. И местная мафия смогла убедить вышестоящие власти за звонкую монету дать время на съемку в Колизее. Шутить никто не стал, так что было одобрено разрешение. Выделили всего несколько часов за это время отсняли бегающего Брюса, ищущего своего соперника. Бросалась в лицо качка камеры во время прохода Ли вдоль камеры, но увы технологию стабилизации движений завезут спустя 4 года в первого Рокки. Естественно за несколько часов грамотный бой не снимешь и пришлось ехать домой.
Кандидата в соперники выбрал сам Ли. Сыграть Кольта хотел Боб Уолл, но он был недостаточно быстр и техничен как Чак Норрис. На тот момент Чак был непобедимым чемпионом по карате в течении 7 лет. Ли сказал ему поправиться до 80 кг дабы выглядеть угрожающе. Сам Брюс тогда весил немногим менее 65. Чак с ужасов вспоминал тот период, когда поглощал пирожки дабы повысить вес.
В павильонах снимать было попроще, ведь на натурных съемках всегда приходилось брать во внимание погоду, с которой ничего не поделаешь. А тут хоть освещение можно настроить. Впрочем оборудование 70-х было тяжелое и грамосткое, так что тут тоже были свои нюансы. Конечно нарисованная картинка вида Колизея на заднем плане смотрелась архаично, но зато без модного хромакея.
Поединок снимался 46 часов с перерывами, растянувшись на неделю с лишним. Дублей было снято великое множество ибо Брюс и Чак хоть и профи, но тоже ошибались. Движения неоднократно репетировали. Некоторые серии ударов снимали часами и с разных ракурсов, а т.к. камера была одна это занимало больше времени, чем если бы снимали одновременно несколькими камерами. От некоторых моментов по итогу отказывались, зато добавляли другие. Например подсечку от Ли Норрису придумали уже в конце съемок.
У Чака не было опыта съемок боевых сцен до этого фильма, так что некоторые участники съемочной группы утверждают, что он бил Брюса по настоящему. Но это скорее всего слухи, ибо в итоговом монтаже ничего подобного не проскальзывает всё отточено до блеска. Чемпион учился по ходу съёмок. Естественно какие то удары попадали по цели, но это обычное дело при съемках боевиков, никто не жаловался. Кстати иногда удары ввиду скорости соперников и несовершенности съемочного оборудования были незаметны для зрителя.
Некоторые удары снимались со спины. Это было техническое решение в кадре они смотрелись неестественно и Брюс решил так завуалировать шероховатости.
Ли решил не прописывать подробный сценарий боя заранее, однако его концепция созрела у него сразу. Вначале он распробовал противника, применив классическое кунг-фу и видя, что уступает карате изменил стиль. Стилем это было джит-кун-до - собственное изобретение Брюса. Вначале он заигрывал с оппонентом пританцовывая и заставляя его промахиваться и уставать. А вскоре переходил в наступление раз за разом избивая Чака. Вообще то как Норриса вот так в лёгкую мордуют в поединке один на один да ещё и в расцвете сил не было больше нигде, никому это не удавалось.
В принципе поединок показывает как боец должен уметь приспосабливаться к разной ситуации будь то бой на кулаках или бой по жизни как это делал Лунг. В бою он применял среди прочего и стиль Вин Чун, которому обучился еще в начале 60-х. Описать это можно как "стиль без стиля" ничего конкретного нет. Кольт увы кроме карате ничем не мог похвастаться и позволив противнику навязать себе ритм схватки, вскоре терпит поражение. Если бы он предчувствуя поражение решил бы просто сдаться, то вряд ли Танг решил продолжать, но это не в его стиле.
Гибель Кольта была задумана изначально, изменилась только её реализация. Вначале предполагалось что Тан Лунг отправит его за перила уступа финальным ударом и тот просто разобьётся, упав с высоты. Но это было отвергнуто, посчитали что такая смерть будет бесчестной и поэтому Ли и решил покалечить конечности Чака, чтобы тот через боль продолжал биться до конца. Таким образом он должен был вызывать сочувствие зрителя, это не просто очередной оппонент Брюса. Это будущий и великий Чак Норрис. И с Пути дракона началось его восхождение к вершине.
Тогда то и решили что Тан просто сломает шею Кольту да и то нехотя, он жестом убеждал его прекратить ибо уже всё кончено. Но тот вынудил его это сделать, с поражением он не мог смириться. Решению актера остаётся только аплодировать. Он подарил нам харизматичного злодея.
Работа над звуковыми эффектами в студии занимала достаточно много времени, ибо Брюс и тут контролировал каждую мелочь, это ведь его кино он и режиссер и продюсер и даже автор сценария. По этой причине выход фильма затянулся на долгое время. Если предыдущие два фильма Ли с момента конца съемок добрались до премьеры в течении 2-х месяцев, то этот вышел почти через полгода в конце 1972. Сыграло и то обстоятельство, что почти сразу же Брюс приступил к работе над Игрой смерти, которая так и не была завершена.
Но оно того стоило, фильм отшлифован почти до блеска. Огрехи конечно есть, но не существенно, по сравнению с другими Гонконгскими лентами Путь дракона - зрелая работа, открывшая новую веху в развитии восточного кино. Жаль конечно она быстро затихла в связи с кончиной мастера. Ну в последствии Джеки Чан подхватил эстафету, но это уже совсем другая история!