Найти тему
215,6K подписчиков

Попал на ужин к оленеводам и увидел, что едят в тундре, где нет магазинов

131K прочитали

Я доехал до оленеводов на Ямале! До тех настоящих, которые весь год живут в чумах. Вчера я рассказывал, как мы ехали до них, и что они нас не ждали (почему так получилось, можете почитать в предыдущей статье - ссылка внизу). И сколько много оленей у них есть (тысячи).

Сегодня хочу показать, чем нас угостили в чуме на ужин (самое обычное и необычное блюдо в чуме), и как можно попасть на ужин к настоящим оленеводам.

Внутри чума

Ужин у хантов. Фото: из личного архива
Ужин у хантов. Фото: из личного архива

Когда зашли в чум, стол уже накрытый. Я разувался и садился. Стол низкий (удобнее взять с собой когда переезжают), поэтому сидим на ковёре или матрасе (кстати, интересно, что на Кавказе и в Узбекистане тоже на полу иногда сидят). На стол разные тарелки с мясом. Не странно, что все мясо оленье, но видно, что разное.

Мясо оленя

В каждом чуме есть печка. На ней готовят еду и чай. Фото: из личного архива
В каждом чуме есть печка. На ней готовят еду и чай. Фото: из личного архива

В одной тарелке - обычное мясо, что на вкус и структуру напоминает говяжье мясо - очень вкусно вместе с брусникой, я узнал и тестировал!

Во второй тарелка - язык. Это звучит не супер - мне по крайне мере - но он на вкус очень похоже на обычное мясо.

Наш ужин у оленеводов: макароны с мясом оленя, разные мясы, хлеб (сухарики, потому что хлеб так можно долго хранить), варенье, масло, чай, сгущёнка. Фото: из личного архива
Наш ужин у оленеводов: макароны с мясом оленя, разные мясы, хлеб (сухарики, потому что хлеб так можно долго хранить), варенье, масло, чай, сгущёнка. Фото: из личного архива

В третьей тарелке - сердце. Да, я пробовал сердце. Оно варёное и копчёное, и если бы мне не сказали, что это сердце, я не догадал бы. Но сердце - большие мышцы, и поэтому хорошее мясо! Опять, очень вкусно, я ел бы ещё раз!

Челюсть оленя. Фото: из личного архива
Челюсть оленя. Фото: из личного архива

В последний тарелке - челюсть. Выглядит не супер. Правда, я это не решил успел пробовать.

Вот это ужин! Такой ужин только в чуме пробовал!

Олень = жизнь

Оленеводы едят и используют всё. Кости варят для бульона (это мы ели на следующее утро - очень вкусно!). Кровь пьют - там железо.

Это было бы очень странно для меня, но я думаю, что я пробовал бы. Хотя бы глоточек :) И конечно шкуры используют для одежды, ковров или чумов.

Стойбище оленеводов, где мы в гости. Можно увидеть шкуру оленя, которую оленеводы будут использовать для одежды или для чума или для других дел. Фото: из личного архива
Стойбище оленеводов, где мы в гости. Можно увидеть шкуру оленя, которую оленеводы будут использовать для одежды или для чума или для других дел. Фото: из личного архива

Олени = жизнь! В зависимости от размера оленя, один олень - достаточно еды для 6 семьей на 2, 3 или даже 4 недели! Но мясо большого оленя - жёсткое, мне сказали.

Чем меньше олень, чем мягче мясо.

Помимо оленье мясо, ловят и едят ещё рыбу из рек. Она там есть, и она очень вкусная, мне сказали! Но надо есть быстро - желательно в тот же день - а то быстро испортиться.

Овощи и фрукты есть?

На земле они ничего не выращивают, потому что снега нет всего 3-4 месяца в год! Сейчас начало августа, но Леонид мне сказал, что всего неделю назад последний снег в этой равнине таял. Тот снег, кстати, для них заодно - холодильник и морозилка!

Ну, и летом вокруг растут ягоды, конечно. Голубика, морошка, брусники, например. Я их пробовал в горах - они оооочень вкусные!

Что привезти в подарок оленеводам. Когда мы собирались в гости к оленеводам, все решили привезти что-то в подарок: кто-то взял фломастеры и наклейки для детей, кто-то - вещи для рукоделия, мужчинам - фонарики. Мы с Алей привезли сладости для чая. Также в подарок можно инструменты и свежий хлеб.

Но в бульоне я ел картофель! Откуда картофель? Несколько раз в год оленеводы едут в магазин и покупают продукты и товары для дома.

Иногда принесут продукты родственники или знакомые.

Магазины

Фактория в тундре на Ямале. Фото: Екатерина Новикова
Фактория в тундре на Ямале. Фото: Екатерина Новикова

Также в тундре есть фактории - маленькие магазины, где есть набор базовых продуктов, как масло, соль, паста, бытовая химия и так далее. Если нужно что-то ещё, они могут заказать и потом приехать на оленях и купить.

Что продают в магазине в тундре. Фото: Екатерина Новикова
Что продают в магазине в тундре. Фото: Екатерина Новикова

Я был в гостях у Хантов два раза, и два раза покормили отлично :) То, что я там ел, это необычно для меня, но обычные блюда оленеводов.

Меню не разнообразное, но оленеводы уже столько много веков здесь живут - это показывает, что это еда для них хорошая. И хотел ещё сказать, что несмотря на то, что они нас не ожидали, они нас всё равно приветствовали и кормили. Спасибо!

Как можно попасть к хантам на ужин

Ужин у хантов - это очень интересно, необычно и вкусно. И как можно попасть к ним в гости? Гиды договариваются с некоторыми хантами, которые рады принять туристов и показать свою жизнь, готовить ужин.

Такие туры можно смотреть на сайте Агентства по развитию туризма на Ямале - VisitYamal.

На сайте ВизитЯмал нужно листать вниз до Туров и выбрать "Этографический". И вы увидите туры, где можно попасть в хантам в гости и даже жить с ними несколько дней! Фото: visityamal.ru
На сайте ВизитЯмал нужно листать вниз до Туров и выбрать "Этографический". И вы увидите туры, где можно попасть в хантам в гости и даже жить с ними несколько дней! Фото: visityamal.ru

А мы едем дальше

После ужина мы благодарили добрых гостеприимных хантов и ехали мы ещё немного дальше в одно невероятное красивое озеро, где я провёл бессонную ночь. Но об этом - завтра!

А вы были у оленеводах в гостях? Что вы хотели бы пробовать?

P.S. Дорогие друзья, Дзен больше не показывает статьи подписчикам. Если вам интересно читать мои статьи, приходите в мой блог "Голландец в России" сами (можно поставить страницу в Избранное). Буду рад видеть вас! И тоже можно читать в Телеграме.

А это предыдущая статья о том, почему наш визит к хантам стал для них большим сюрпризом: