Найти в Дзене
Клуб Отечественной истории

4-й механизированный корпус генерала Власова в приграничном сражении

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала! Сегодня поговорим с Вами о 4-м механизированном корпусе Красной Армии. Соединение начали формировать в июле 1940 года. Управление корпуса находилось в городе Львов. Соединение входило в состав 6-й армии Киевского Особого военного округа. 4-й мехкорпус был одним из самых оснащенных и хорошо подготовленным в Красной Армии. 22 июня 1941 года в соединении было 979 танков, из них 89 КВ и 327 Т-34. Корпус состоял из: двух танковых (8-я и 32-я), моторизованной (81-я) дивизий, мотоциклетного полка (3-й), отдельной авиационной эскадрильи (104-й). Командовал соединением генерал-майор Власов, тот самый будущий предатель. О действиях 8-й танковой дивизии полковника Фотченкова и 32-й танковой дивизии полковника Пушкина я подробно писал ранее (ссылки будут в конце статьи), поэтому описание боевых действий я буду сокращать, дабы Дзен не обвинил меня в копировании у самого себя.

Генерал-лейтенант Музыченко (командующий 6-й армией, о котором писал – здесь) отдал приказ, по которому дивизии 4-го МК были подняты по тревоге и направлены в районы сосредоточения для прикрытия государственной границы. Также из летних лагерей были отозваны дивизионные артиллерийские дивизионы и отправлены в свои соединения. В боевых действиях корпус участвует с первых часов Великой Отечественной войны. В 15 часов 22 июня 1941 года два батальона Т-34 (из 32-й ТД) и батальон мотопехоты (из 81-й моторизованной дивизии) нанесли контрудар в направлении Жулкева. Гитлеровцев удалось задержать, но не более того, враг остался на территории СССР.

-2

Вечером 22 июня 1941 года генерал Власов (тьфу) получил приказ о нанесении контрудара в направлении Люблина (подобный приказ получили практически все командующие мехкорпусов Юго-Западного фронта). Главный удар по вклинившейся гитлеровской группировке должны были наносить 4-й и 15-й (генерал-майор Карпезо, о котором я писал – здесь) – соединения находились ближе всего к границе. Уже утром 23 июня штаб корпуса получил новый приказ – уничтожить танки противника в районе Мосты Вельке (соединение в этот момент находилось на марше). Генерал Власов был вынужден повернуть корпус на 180 градусов. Так, например, 32-я ТД за сутки совершила марш в 110 километров. По приказу генерала армии Жукова из 4-го МК была изъята 8-я танковая дивизия полковника Фотченкова.

32-я ТД была по приказу генерала Музыченко направлена в район Яврова, основные же части корпуса во взаимодействии с 97-й СД должны были наносить удар 24 июня в районе Нагачува. После ожесточенного боя, врага удалось отбросить на исходные позиции. В журнале боевых действий группы армии «Юг» записано:

4-я горно-егерская дивизия полностью выведена из строя.
-3

В 81-й моторизованной дивизии были огромные потери – до 75% личного состава (323-й полк подполковника Лысенко при этом был в окружении, он сам погиб 26 июня). Без вести пропал командир дивизии полковник Вырыпаев, его заместитель полковник Барабанов, начальник штаба подполковник Спесивцев, командир артполка майор Кобря.

Главные силы 4-го МК двигались на встречу гитлеровской группировке (300 танков) в направлении Судовая Вишня. 32-я вновь совершила марш в 85 километров, но танков противника не обнаружила (там был только 14-й пехотный полк Вермахта). В этот же день (27 июня) 32-й моторизованный полк был передан в состав 6-го стрелкового корпуса. Противник вышел на подступы к Львову 29 июня 1941 года. Все атаки гитлеровцев были отбиты воинами 4-го МК, хорошо поработала артиллерия, да и танковые контратаки сыграли свою положительную роль.

3 июля 1941 года командующий фронтом генерал Кирпонос приказал 4-му МК совершить марш и сосредоточиться в 30 километров юго-восточнее Житомира. На этот момент в 81-й МЖ оставалось всего 795 человек. Сосредоточение закончили к 6 июля 1941 года. 7 июля были обнаружены наступающие части 16-й танковой дивизии Вермахта (генерал Хубе). Враг был встречен огнем 8-й (вернули в состав корпуса) и 32-й танковых дивизии. К исходу дня противник был отброшен. На этом участке корпус вел упорные бои до 11 июля 1941 года. В районе Яшнополя был отбит удар танковой группировки врага (до 300 танков).

-4

Далее соединение генерала Власова прикрывало отход 6-й армии в район Умани. Эти действия вошли в учебники в качестве образца организации оборонительных боев танковыми частями. Я прошу прощения за краткость. О том, как геройски воевала 8-я танковая дивизия я подробно писал – здесь, о 32-й ТД – здесь, здесь, здесь и здесь. Отрицательную роль в действиях корпуса сыграло временное изъятие танковых дивизий, постоянные длительные марши (по 75-100 километров в сутки). Такие марши выводили из строя техники больше чем действия противника (длительные марши противопоказаны КВ). После приграничных боев генерал-майор Власов получили повышение (назначен командующим 37-й армией). Воевал корпус действительно хорошо – на мой взгляд, главная заслуга в этом отличных танковых комдивов Пушкина и Фотченкова, но и роль Власова (как бы не хотелось обратного) отрицать я не буду. До предательства еще было далеко.

Благодарю Вас за внимание. Ставьте палец вверх и всего Вам доброго!

Колесников Василий Григорьевич ©.