Найти в Дзене
КП-Челябинск

Инсталляции из угля и картины-ребусы: чем удивляют современные художники из Челябинска

Кому-то для вдохновения нужно объехать весь, а кто-то находит его в кусочках угля из закрытых шахт по Челябинском. Какие темы исследуют художники Южного Урала и в каких техниках они работают? Недавно мы рассказывали о поддержке современного искусства в Челябинске. На этот раз корреспонденты КП-Челябинск пообщались с авторами и узнали, как они работают. О ГОРОДЕ С НАУКОЙ И первая встреча у нас состоялась с молодой художницей, резидентом открытой мастерской «Цоколь» Миленой Миковой. Ее «точкой входа» в искусство стала абстракция. Сейчас же Милена — художник-исследователь — занимается объемным проектом по индустриализации на примере Коркинского разреза, непосредственно — поселка Роза, и воплощает это в искусство. Художник-исследователь работает через интервью с людьми, непосредственно связанными с проблемой, изучение документации и архивов, а также так называемые полевые исследования — прогулки по месту, наблюдение и, как результат, ценные художественные и информативные находки. — Я изуча
   Челябинские авторы исследуют индустриализацию, экологию, русский язык и другие аспекты жизни Предоставлено "Комсомолке"
Челябинские авторы исследуют индустриализацию, экологию, русский язык и другие аспекты жизни Предоставлено "Комсомолке"

Кому-то для вдохновения нужно объехать весь, а кто-то находит его в кусочках угля из закрытых шахт по Челябинском. Какие темы исследуют художники Южного Урала и в каких техниках они работают? Недавно мы рассказывали о поддержке современного искусства в Челябинске. На этот раз корреспонденты КП-Челябинск пообщались с авторами и узнали, как они работают.

О ГОРОДЕ С НАУКОЙ

И первая встреча у нас состоялась с молодой художницей, резидентом открытой мастерской «Цоколь» Миленой Миковой.

Ее «точкой входа» в искусство стала абстракция. Сейчас же Милена — художник-исследователь — занимается объемным проектом по индустриализации на примере Коркинского разреза, непосредственно — поселка Роза, и воплощает это в искусство. Художник-исследователь работает через интервью с людьми, непосредственно связанными с проблемой, изучение документации и архивов, а также так называемые полевые исследования — прогулки по месту, наблюдение и, как результат, ценные художественные и информативные находки.

   Челябинский тотем (слева). Кубы — это то, что добывается в области: гранит, железо, мрамор и гипс из архива героя публикации
Челябинский тотем (слева). Кубы — это то, что добывается в области: гранит, железо, мрамор и гипс из архива героя публикации

— Я изучаю индустриализацию в отношении человека в ней. Вообще самое главное для меня — это фигура человека, его личные переживания, проблемы, — рассказывает Милена Микова.

Одной из тем в проекте художница выделяет детство. к изучению этого аспекта сподвигла историей, которая произвела на Милену сильное впечатление:

— Проводила полевое исследование и увидела, как дети играли киркой, будто они шахтеры. Но они не могли подсмотреть это у родителей, потому что шахта давно закрыта. Может быть, это были дедушки или даже прабабушки, прадедушки. И это меня так поразило! Начала размышлять о том, что ребенок сам добыл себе игрушку: он бьет киркой и в этом плане создает ее сам, как человек самостоятельный, независимый.

Так, появились игрушки из угля, которые сейчас выставлены в Екатеринбурге. Среди них можно заметить грибочек, домик, колодец, лодочку.

   Одна из работ Милены Миковой — фото карьера с нанесенными на него объектами из бумаги и угля из архива героя публикации
Одна из работ Милены Миковой — фото карьера с нанесенными на него объектами из бумаги и угля из архива героя публикации

Одна из работ Милены, выставляющаяся в челябинском Доме фотографов, представляет собой фото карьера и нанесенными на него объектами из бумаги и угля.

— Черные квадратики — это метафора, обозначающая, что уголь вышел за пределы карьера. Он влияет на жизни людей — они ностальгируют по времени, когда город был полностью шахтерским. А цифры — это геолокация поселка Роза. Ниже — объекты, которые ассоциировались с поселком, — рассказывает художница.

Также Милена признается: однажды она поняла, что у Челябинска нет тотема. Так, она создала скульптуру из четырех кубов 16 на 16. По ее словам, кубы — это то, что добывается в области: гранит, железо, мрамор и гипс. Отдельная же уникальность работы в том, что составные ее части изготовили заводы Челябинска.

   Игрушки из угля Милены Миковой: грибочек (слева) и домик. из архива героя публикации
Игрушки из угля Милены Миковой: грибочек (слева) и домик. из архива героя публикации

Милена Микова также участвует в нескольких программах. Ее проект вошел в тройку лучших «ГорЛаба» от Винзавода в Москве. А подготовка к «Полету», изучающему идентичность Челябинска, и разработка маршрута «Комунны — Пушкина» для еще одного московского конкурса в самом разгаре.

— Воск у меня ассоциируется с чем-то теплым, мягким и добрым. И эта надпись, можно сказать, с соучастием — чтобы каждый человек пришел и почувствовал, что он дома, — отметила Милена, показывая выложенную ею надпись «я дома» цветными буквами из воска. — Я поняла, что буду заниматься позитивизацией стрит-арта, чтобы мои работы приносили тепло человеку.

ВСЕ ОНИ — ЖИВЫЕ

Следующая героиня — заслуженный художник, преподаватель и член Союза художников Челябинской области Любовь Серова.

Она окончила факультет станковой графики в художественном институте в Красноярске и работает в ней по сей день. По ее стопам также пошла и дочь художницы Дарья Серова. Недавно в Магнитогорской картинной галерее прошла их совместная выставка.

   Любовь Серова. Фото с открытия выставки в Магнитогорске из архива героя публикации
Любовь Серова. Фото с открытия выставки в Магнитогорске из архива героя публикации

— Стиль, конечно, меняется, мы же не стоим на месте. И в этом плане мне в графике нравится ее мобильность, разнообразие техник и технических приемов. В уникальной графике — акварель, пастель, акрил смешанные техники и другое. В печатной — монотипия, ксилография, литография, линогравюра и т. д. — бесконечные возможности! Выехала на природу, решила: «Вот это буду в карандаше делать!». А где-то задаю себе вопрос: хочу ли я сделать это в цвете? Экспериментирую. С фактурами работаю, — рассказывает Любовь Серова.

В творчестве художницы преобладают природные и деревенские образы. Сама она объясняет это тем, что «выросла там — ездила к своим бабушкам, посчастливилось это запомнить, прочувствовать». Но и бытовые вещи у нее «живут» на бумаге:

— Для меня они все живые. Кто-то заходит в мастерскую и говорит: «Ой, сколько предметов. Тебе не много?». Нет, мне нравится, они такие все разные! Раньше у меня была другая мастерская. И солнце порой так заплывало — и поплыло по предметам. И если ты успел что-то заметить — это уже новый, совершенно живой образ.

   Любовь Серова часто изображает бытовые вещи. Работа «Тайны старого чемодана» Предоставлено "Комсомолке"
Любовь Серова часто изображает бытовые вещи. Работа «Тайны старого чемодана» Предоставлено "Комсомолке"

Однако солнце, бегущее по предметам, скоротечно. И хотя камера позволяет зафиксировать момент, Любовь признается, что желательно все же держать его в памяти. А еще лучше — «набросать, пусть и на скорую руку». Так, можно избежать разного рода искажения деталей и объемов, да и запечатлеть проживаемую эмоцию.

Помимо природы и быта в искусстве Любови встречается социальный аспект. Листая папку с цветными работами, она вспоминала, как создавалась серия, вдохновленная стихийными рынками в Омске:

— Благо, мне и «охотиться» за ними не приходилось, все под окнами было. И все сезонно: цветы пошли — лилии продают, тыквы пошли — тыквы продают. И меня так это все захватило — старая гвардия наша, которая не боится ни жары, ни солнца. А мимо женщины с алоэ я бежала, — Любовь сделала акцент на одной из картин. — Она сидела в стороне — кадр из фильма крупным планом. Народ несется мимо нее. Тут — рынок. Там — вокзал. И на лице этой одиноко сидящей женщины такое отчаяние и безысходность — целая судьба. Такие случайно подсмотренные моменты надолго врезаются в память.

   Любовь Серова «Прогулки по Троицку» Предоставлено "Комсомолке"
Любовь Серова «Прогулки по Троицку» Предоставлено "Комсомолке"

Выставки Любови Серовой проходят регулярно. А работы, и даже серии работ, часто выходят стихийными. Некоторые пишутся разом, а некоторые ждут своего часа и порой посещают художницу во снах.

— Как-то я сделала две работы с белым фарфором. Смотрю и думаю: серия пошла. Предметы добавляются. И у меня есть мечта — эту серию продолжить. Мысленно я пока кружу, есть много идей, на которые порой очень хочется найти время.

МУЛЬТИМЕДИА В ИСКУССТВЕ

Держась намеченного курса, посетим еще одного неординарного челябинского творца Эдуарда Фадюшина — digital-художника, переосмысляющего окружающий мир в совершенно новых техниках. В воплощении идей в реальность ему помогают компьютерные программы.

По словам Эдуарда, подобный подход к мировосприятию и переработке его в сознании еще век тому назад подходили художники-сюрреалисты. Тогда стиль развивали живописцы Сальвадор Дали, Луи Арагон и Ив Танги. А источником вдохновения становятся путешествия по миру, из которых художник привозит основы для своих работ.

   Мастер-класс Эдуарда Фадюшина по созданию работ в стиле «атмосферной сюрреалистичной пластики» на выставке «Столкновение реальностей» в Публичке Егор ИВЛЕВ
Мастер-класс Эдуарда Фадюшина по созданию работ в стиле «атмосферной сюрреалистичной пластики» на выставке «Столкновение реальностей» в Публичке Егор ИВЛЕВ

— Я пользуюсь современными методами рисования своих произведений. Основа — компьютер. Поэтому назрела потребность переименовать сюрреализм под свой стиль и направление — «атмосферная сюрреалистичная пластика». Это связано с тем, что в программах я использую плагин пластики.

Мультимедийные средства, как известно, находятся в постоянном развитии. Это и открывает новые горизонты для современных художников.

— Планирую усложнять свой стиль и образы в моих произведениях, хотя уже и так во многом я это сделал. Например, в таких работах, как «Триптих — Безумная реальность». Но и средства, которые я использую, дают огромную возможность для поля творческой деятельности! — отмечает художник.

Сейчас у Эдуарда проходит выставка в Публичной библиотеке. Недавно завершила работу большая экспозиции в мультимедийном парка «Россия — моя история» в Казани.

   Выставка Эдуарда Фадюшина в мультимедийном парке «Россия — Моя история» в Казани Эдуард ФАДЮШИН
Выставка Эдуарда Фадюшина в мультимедийном парке «Россия — Моя история» в Казани Эдуард ФАДЮШИН

— В Казани заинтересовались моими работами после того, как прошла выставка челябинском парке «Россия — моя история». 50 работ разместили в большом павильоне, разделенном на 11 частей, каждую разделили по цвету и настроению. Ты ходишь по нему как по цифровому лабиринту. Мультимедийные парки «Россия — Моя история» — отличные площадки для цифрового искусства, такие выставки позволяют сразу установить высокую планку, — отмечает Эдуард Фадюшин.

Также работы художника принимают участие в двух групповых выставках, которые сейчас проходят в английском Брайтоне и столице Грузии Тбилиси.

ШЕДЕВРЫ ИЗ МЕШАНИНЫ

Художница Лена Борисова пришла в изобразительное искусство не столь давно. Прежде она была журналистом, членом Союза и даже главным редактором. Недавно у нее прошла необычная выставка «Ангельский алфавит от О до Ё» — картины-ребусы, полные ярких красок и таинственных смыслов. Среди ангельских образов Лена Борисова спрятала символы русского алфавита.

— Я начала учиться со стиля под названием скетчинг. Это достаточно быстрые наброски. Есть еще такая штука, как леттеринг, но это больше не про писание, а уже больше про рисование букв, где из конкретной фразы можно сделать картинку. В обязательном порядке учила академический рисунок, а также работала с акрилом, — рассказала о стремительном развитии мастерства и карьеры Лена.

   Выставка Лены Борисовой «Ангельский алфавит от О до Ё». Фото: Челябинская областная научная библиотека
Выставка Лены Борисовой «Ангельский алфавит от О до Ё». Фото: Челябинская областная научная библиотека

В том числе художница отметила, что увлечена всеми освоенными стилями в равной степени.

— Когда я работаю, вдохновение будто само приходит ко мне. Есть даже техника в акриле, когда придумываешь себе серию, берешь лист бумаги, всячески зарисовываешь его невпопад красками, а потом сидишь и смотришь, что там проявится. Кто-то увидит просто мешанину красок, но у тебя в голове уже будет подсказка, как смотреть, — объяснила Лена Борисова.

   Лена Борисова увлечена всеми освоенными стилями в равной степени Из личного архива героя публикации
Лена Борисова увлечена всеми освоенными стилями в равной степени Из личного архива героя публикации

Не так давно она занялась новой техникой — мозаикой. Побывавшая на одной из предыдущих ее выставок «108 девушек думают о жизни» мозаистка Татьяна Сусь предложила сделать этих девушек из мозаики. По словам Лены, ее совет лег ей на душу, и уже сделано несколько картин.

   Недавно Лена Борисова занялась новой техникой — мозаикой. Фото: Челябинская Областная Научная Библиотека
Недавно Лена Борисова занялась новой техникой — мозаикой. Фото: Челябинская Областная Научная Библиотека

— Поскольку я взаимодействую с галереей «Историст», мы рассматривали идею сделать выставку мозаичных работ именно в ней. Вот только лето не является самым лучшим временем для выставок.

О ЛИЧНОСТИ И ЕЕ БОРЬБЕ

Челябинск не заканчивается Челябинском. Так, многие местные художники выставляются и работают не только в своем городе, но и в других, в том числе в столице. Одна из таких художниц — Ольга Гражданкина, работающая преимущественно в техниках печатной графики.

   Проект Ольги Гражданкиной «Без воздуха». Фото: художник Гражданкина Ольга/vk.com
Проект Ольги Гражданкиной «Без воздуха». Фото: художник Гражданкина Ольга/vk.com

Она является резидентом мастерской Пиранези LAB и работает в технике шелкографии. Ольга живет и работает находится в Москве.

— Мои проекты по большей части посвящаются людям, а точнее — личности. Но был ряд работ на экологическую тему, например, объекты «Челябинская Венера» и «Модные аксессуары», инсталляция «Без воздуха». Я бы сказала, что меня интересуют сложные социальные темы и как в различных критических обстоятельствах себя ведет человек. Причем мне интересен именно тот, кто борется с обстоятельствами, скажем, человек побеждающий — личность, — поделилась своими творческими ориентирами Ольга Гражданкина.

Художница также рассказала нам о том, как «миксует» стили и чему отдает предпочтение в своей творческой практике:

— Центральным медиумом в моей практике я вижу графику. Я всегда буду в первую очередь художником-графиком. Но работа с объектом и видео для меня тоже очень важна. Часто в моих проектах графика, видео и объект выступают как равноценные медиумы.

Сейчас Ольга занята новым проектом, в котором традиционно главенствующая роль отдана человеку. Подробнее о нем станет известно позднее. Тем не менее художница пообещала посетить родной город и воочию показать ему этот проект.

Автор: Светлана ВАСИЛЬЕВА

Автор: Валентина КОВАЛЕВА