Как застраивался Краснодар в советское время и из-за чего развитие пошло именно таким путем, мы поговорили с коренным жителем, почетным членом Правления Союза архитекторов России, доцентом кафедры архитектуры КубГТУ Виктором Брагиным.
Город-сад
Виктор Иванович родился в Краснодаре в 1949 году и детство свое провел на Дубинке - в одном из самых старых районов города, сегодня входящим в Центральный округ. Дубинка практически не изменилась с советских времен и до сих пор живет своей «закарасунской» жизнью. Почему я так выразилась?
В 1867 году, когда Кавказская война окончилась, а Екатеринодар был переведен из войскового города в гражданский, составили проект увеличения площади города почти вдвое. В 1870-м к нему присоединили пустые земли на юго-востоке, между реками Карасуном и Кубанью, названные изначально «Закарасунье». Люди, которым разрешили селиться в этом районе, и прозвали его Дубинкой, поскольку высокое, не затапливаемое место между реками заросло дубовой рощей. Впрочем, поселенцы вскоре вырубили почти все дубы для строительства хат. Они ставили каркас из благородного дерева и обмазывали его глиной, которую добывали тут же, в пойме реки Кубани. Крышу крыли камышом, в изобилии произраставшем по берегам Карасуна.
Людям в старом Краснодаре было просто удобнее жить
Сегодня Дубинка - один из самых тихих районов города, застроенный частными домами, утопающий в зелени. Впрочем, урожденные краснодарцы утверждают, что еще в прошлом веке весь Краснодар ассоциировался с садом - в прямом и переносном смысле слова.
- Отлично помню, как улица Ставропольская стояла вся в известковых хатах до самого ТЭЦ, до Шевченко и дальше. Вокруг этих хат - сады, наделы до самого Карасуна. Улицы в Краснодаре были не просто зелеными - дома сверху перекрывались, смыкались деревьями по обеим сторонам улиц. Особенно зелеными запомнились Октябрьская и Мира. При этом хорошо помню, как на Кубанонабережной коровы паслись.… Почему люди, родившиеся в 50-60 годы прошлого века в Краснодаре, говорят, что хотели бы жить в том городе, а не сегодняшнем? Знаете, это легко объяснимо. Людям в старом Краснодаре просто удобнее было жить. Тот город соответствовал нашему уровню быта, нашим человеческим запросам. Небольшой, до любого нужного места рукой подать. Мы много тогда ходили пешком. И конечно, в городе не было столько машин. Все было просто и понятно,- говорит Виктор Брагин.
Куда ни глянь - там совхозная земля, а там - институтская
Однако те самые сады, совхозные земли и опытные поля, по мнению Виктора Ивановича, хотя и украшали, но и мешали развиваться городу в градостроительном плане.
- Краснодар был окружен 20 научно-исследовательскими институтами со своими земельными наделами. Это была федеральная земля, мы на нее вообще не смели покушаться. Восток, запад, север: куда ни поверни голову - там совхозная земля, а там институтская. Город оказался зажат ими со всех сторон. Именно поэтому улицы 40-летия Победы и Атарбекова получились тупиковые - они уперлись в поля. Вот так мы до 1995 года и жили, до тех пор, пока разрешили выкупать сельхозземли. А когда сельскохозяйственные участки стали раздавать под ИЖС, прорубить там улицы стало вообще невероятной задачей,- рассказывает Виктор Иванович.
В 50-70-е годы государство смогло заняться жилищным вопросом, и во всех городах началось активное строительство спальных районов. Река Карасун, к примеру, к тому времени превратилась в несколько озер, отделенных друг от друга дамбами или вовсе засыпанными. И вся свободная территория с обеих сторон ул. Ставропольской начала активно застраиваться сначала сталинскими трех- и четырехэтажками, а позже хрущескими пятиэтажками.
- 70-е годы - расцвет панелек, знаменитых пятиэтажек. Я как житель Дубинки прочувствовал это на себе. Ведь все начали сносить. А когда получал в политехническом институте специальность «инженер-строитель», в 1975 году приняли Генеральный план Краснодара. Согласно ему, мы должны были перейти на другую сторону Кубани. А старый город, можно сказать, консервировался. В то время не существовало такого понятия, как «памятник архитектуры». Однако исторический центр все-таки удалось сохранить. И это, безусловно, замечательно. Ведь именно города, сумевшие сберечь свою аутентичность, свою историю, сегодня очень ценятся.
Забеливали весь город
По мнению Виктора Брагина, старый город, конечно, был хорош. В центре стояло много старинных домов с красивыми фасадами, чугунным литьем. Но реконструкция этих домов в планы не входила.
- И еще какая неприятность была? Их белили. Забеливали весь город. Сознательно или нет, но это факт. И то, что сейчас при реконструкции открывается настоящая кирпичная екатеринодарская кладка, это здорово. А вот брусчатка сохранилась, увы, не везде. В наши дни ее можно увидеть разве что на трамвайных путях. Я же помню, как в брусчатку были одеты улицы Ставропольская, Шевченко, Ковтюха. В некоторых местах присутствовала даже гранитная брусчатка, которую специально привозили в Екатеринодар.
Брагин отмечает, что большим минусом того Генерального плана стало то, что не были предусмотрены дороги вдоль Карасунов.
- Это дало большой карт-бланш властям начинать засыпать Карасуны, строить гаражи и отрезать речку от города. Ну, засыпать все и построить гаражи - что может проще придумать? Отголоски того Генплана мы ощущаем и сегодня. Когда в 1977 году я попал на работу в городскую архитектуру, сам видел, какое безобразие творится в городе.
Город для пенсионеров и отставных военных
- Но пошли новые микрорайоны. Со второй половины 70-х в основном стали строить девятиэтажные дома улучшенной планировки. Так появились микрорайоны Черемушки, Гидрострой. Однако они строились по системе свободной планировки - квартальная застройка отсутствовала. Улицы были тупиковые. Ошибок тогда наделали уйму.
Виктор Брагин уверен, причиной такой беспорядочной системы застройки стало то, что Краснодар в то время позиционировался как город для пенсионеров и отставных военных. Все дело заключалось в категории города.
- Краснодар рассматривался как всесоюзная дача, не более того, поэтому у него такие узкие улицы и малоэтажная плотная застройка. Все началось после войны, когда Хрущев начал сокращать армию и отставным офицерам стали выделять земельные наделы в Краснодаре. Особенно много участков по четыре сотке выдали по улице Селезнева. Военные люди строились добротно, приятно посмотреть. А вот для обычных людей город какое-то время был закрытым, прописку в нем запретили. Землю держали впрок. Для чего? Кто знает? Возможно, для избранных.
В 70-х годах в Краснодаре проживало около полумиллиона человек. При этом жилые многоэтажки возводились очень низкими темпами.
- Жилье строили только предприятия, такие как ХБК, сельмаш, КСК. И вводили в строй тогда 200-250 тыс. кв. метров в год! Представляете, что такое 250 тыс. квадратов жилья? Для сравнения: сейчас мы строим 2 млн квадратов в год. С одной стороны, это оказалось хорошо, не успели наломать дров, особенно в центре. С другой же стороны, несмотря на то, что это краевой центр, статус у него был невелик, что не давало нам развиваться.
И снабжение, и средства на строительство - все по остаточному принципу
В советские годы почему-то не было понимания или даже предположения, что Краснодар может стать точкой притяжения для туристов и жителей всей страны.
- Никогда об этом не говорилось. Даже не заикались о таком. Тогда все было замкнуто на Ростове-на-Дону - он являлся главным южным городом. А в нашем крае в первую очередь внимание уделялось Сочи, Новороссийску и Майкопу. Краснодар никогда не был первым ни по снабжению, ни по строительству дорог и домов. Все - по остаточному принципу.
При этом сразу после войны Краснодар попал в список 15 городов, которым выделили огромные деньги на восстановление.
- Я видел копию плана восстановления и застройки города. Согласно ему, к примеру, предусматривалось строительство нового театра, а центральная площадь располагалась параллельно улице Красной. Но в 1947 году все эти деньги… пошли на сельское хозяйство. Никто из других городов в этом списке деньги не отдал, а мы - пожалуйста. Так и остались только житницей страны. Оказались у разбитого корыта.
Виктор Иванович сетует на то, что в Краснодаре и сейчас нет въездных и гостевых проспектов, которые сразу заявляли бы о статусе кубанской столицы прибывающим туристам. Между тем психология такова, что люди запоминают проспекты, а улицы - это что-то среднее. Поэтому если в городе нет проспектов, то он сам кажется средненьким, неважным.
- Еще одна интересная деталь. По Генплану, кажется, 1964 года улица Красная была задумана в 4 этажа, а ширина - 120 метров. Ну, вы понимаете - никакого размаха не было изначально! Что уж тут говорить о проспектах. Удивительно, что нам в 70-е разрешили строить девятиэтажки. Правда, каждый шаг требовалось согласовать со столицей. Помню, как я лично в 1978-80 годах посылал в Москву документы за разрешением «посадить» где-нибудь типовое девятиэтажное здание. Конечно, много перекосов допустили и в 90-ые годы. Но это уже отдельная тема для разговора.
Сам Виктор Брагин ностальгии по прошлому не испытывает. Все течет и меняется. Были те времена, пришли новые. Он уверен, что главное - не наломать дров в настоящем.
]]>