Найти в Дзене
кладовка

на чем строится комедия?

всем привет! сегодня поговорим о том, какие комедии существуют, что в них нас смешит, а что - трогает; что такое ситком, и почему он уже всех разочаровал. жанры начнем с малого, а именно - какие разновидности комедии бывают? в начале статьи я уже упомянула ситком, но стоит разобраться, что именно он в себя включает. ситком - изначально одна из радио программ, направленных на семейное прослушивание; в дальнейшем это стал практически полностью жанр исключительно телевизионный, но с тем же упором на просмотр любыми возрастами ("друзья", "как я встретил вашу маму", "офис") драмедия - соединение драмы и комедии, балансирующие с внутренними проблемами героев и в то же время дающие надежду через шутки, смех, нелепые ситуации ("последний отпуск", "оторва", "маленькая мисс Счастье") трагикомедия - смешение трагедии и комедии, в конце у них обычно кто-то из главных героев умирает; часто в таких сюжетах идет направление на истории о жизни и смерти людей, в которые через комедию пытаются справитьс
Оглавление

всем привет! сегодня поговорим о том, какие комедии существуют, что в них нас смешит, а что - трогает; что такое ситком, и почему он уже всех разочаровал.

"Брюс всемогущий"
"Брюс всемогущий"

жанры

начнем с малого, а именно - какие разновидности комедии бывают? в начале статьи я уже упомянула ситком, но стоит разобраться, что именно он в себя включает.

ситком - изначально одна из радио программ, направленных на семейное прослушивание; в дальнейшем это стал практически полностью жанр исключительно телевизионный, но с тем же упором на просмотр любыми возрастами ("друзья", "как я встретил вашу маму", "офис")

драмедия - соединение драмы и комедии, балансирующие с внутренними проблемами героев и в то же время дающие надежду через шутки, смех, нелепые ситуации ("последний отпуск", "оторва", "маленькая мисс Счастье")

трагикомедия - смешение трагедии и комедии, в конце у них обычно кто-то из главных героев умирает; часто в таких сюжетах идет направление на истории о жизни и смерти людей, в которые через комедию пытаются справиться с тем, что их ждет дальше ("любовь и другие лекарства", "шоу Трумана", "пока не сыграл в ящик")

комедия - вроде как его можно назвать основополагающим, истоком любого жанра, но все же это достаточно специфичное направление, которое не включает в себя ни проработанную драму, ни умные каламбуры, ни поставленную биографию героев, которая рассказывалась бы с серьезным лицом ("отпетые мошенницы", "дэдпул", "третий лишний", мальчишники в вегасе и американские пироги)

пародия - основанная на высмеивании какого-либо явления, жанровых особенностей ("очень страшное кино", "ну разве не романтично?"), стереотипов ("игры с огнем") или известных личностей.

ромком - романтическая комедия, где главная тема - чьи-то взаимоотношения (про них у меня даже есть целая статья с примерами: https://m.dzen.ru/media/id/640caa56a019fd1755d47792/luchshie-romanticheskie-filmy-dlia-grustnogo-vechera-64d0b6dd44f4277a13375049)

"смешанные"
"смешанные"

десятилетия комедии

нельзя не упомянуть, что изначально комедия была чистым жанром немого кино; как в цирке, актеры пользовались мимикой и совершали действия, которые когда-то считались смешными - били резиновым молотком по голове, падали, отправляли торт в лицо (все это действо называется "slapstick"). но после зажигания звезды Чаплина, Линдера и Китона, жанр приобрел новые "ниточки", за которые можно дергать в комедии: проработка образа и противопоставление, т.е. уже начинает образовываться игра на стереотипах, а именно - смущающийся интеллигент (создание устоявшегося образа, кстати, во всей массовой культуре), персонаж Китона, выполняющий трюки с каменным лицом.

после появления звука в кино шутливость перешла в руки сценаристов, и тогда уже начал зарождаться жанр screwball comedy, включающий в себя эксцентричность и закрученный сюжет. обычно герои попадали в место, в котором они уж точно никак не могли оказаться; непредсказуемость, неправдоподобность и фарс. в общем, построено все было на гипербализации ("в джазе только девушки", "сбежавшая невеста", "Тутси", Филадельфийская история")

в 60-х начался бум так называемого "черного юмора" - шутки над смертью, страхом войны, раковыми больными, да и просто больными. применяли сатиру, с помощью которой шутили достаточно жестко на злободневную тематику. в это же время расцветают ромкомы. дальше - пародии, ирония над стереотипами, воздвигнутая в огромную степень.

90-е - расцвет "двуполости" фильмов, которые объединяли в себе сразу несколько жанров. это и "день сурка", "маска", смешанные с фантастикой; и криминальные фильмы, играющие на черном юморе и при этом пытающиеся идти в романтику. чаще всего прибегали к классическому отображению реальности и пытались ее перекроить так, чтобы уйти от не самой радужной действительности. плюс, конечно, переработка старых идей и очень много отсылок.

сейчас же расцветает жанр трагикомедии и драмеди, ситкомы до сих пор играют свои 10-е сезоны, и даже смерть, детективные истории и любовные терзания могут вызвать улыбку.

"почему он?"
"почему он?"

пути наступления

итак, жанры разобрали, историю - тоже (хотя это многим совсем не надо), перейдем теперь к тому, с чего начинали. даже сейчас я применила один из инструментов комедии - пояснение. оно часто используется в моменты, когда перед героями стоит выбор или ведется важный диалог, а в голове они думают/хотят сказать что-то совершенно иное. ладно, с этого и начнем, еще и с примерами.

1. ремарка - герой думает/делает то, что сам не считает правильным. например:

-Ты ведь пойдешь со мной на бал?
я нервно сглотнула, стараясь не выдать то, что крутится в голове - "боже, да от тебя же воняет, как ты это себе представляешь?", но Майк так и не позвал меня. может...
-Да, хорошо. Спасибо за приглашение.
улыбнулась вроде правдоподобно, но мне кажется, я еще успею об этом пожалеть.

2. противопоставление, или "расхождение с ситуацией", которое происходит в совершенно неподходящий момент, либо же основной сюжет заключается в переворачивании с ног на голову: перемещение женщины в мужчину и наоборот (прием "замены"), введение героя в среду, которую он ненавидит или не знает ("мисс Конгениальность"), предложение руки и сердца в тюремной камере, либо же отдельные сцены, где герои не до конца понимают в силу своего характера и особенностей какие-то вещи, например:

... Шелдон Купер смотрит рождественскую сказку «Гринч – похититель Рождества». Но кульминационный момент, когда Гринч понял смысл этого праздника, и его сердце «увеличилось в четыре раза» осознав насколько прекрасно дарить другим людям радость, Шелдон понял совершенно не правильно. Он решил, что это грустная часть, ведь увеличение внутренних органов – серьезная болезнь, с которой долго не живут. А значит, познав сущность Рождества, Гринч подписал себе смертный приговор.
https://blog.ednation.ru/articles/instrumenty-dlya-sozdaniya-komedii/

3. стереотипы - множество фильмов строится не столько на стереотипах, сколько на реакции на них. это касается по большей части "недоступных отношений" - представителей разных рас ("угадай кто?"), вероисповедания, ориентации, веса/роста. любую противоположность можно соединить в фильме для создания юмористического контекста. и также, конечно, этот инструмент относится к характеристикам героев - типичное распределение на "красотку и звезду школы", "главного бейсболиста", и "серую мышку" ("простушка"). по поводу разницы в росте, возрасте, весе - то же самое. комедия может работать как на стереотипах относительно внутреннего мира человека (например, фильм "пышка" вместе с комедией продвигает тему бодипозитива и доказывает, что любая девушка вне зависимости от веса может чувствовать себя уверенно), так и взаимодействия (аниме "трогательный комплекс", основанный на любви между высокой девушкой и низким парнем, очень уютный и юмористический).

4. магия - поставить героя в ситуацию, когда он становится заложником проклятья/дара. чаще всего это является уроком для главного героя, чтобы тот изменился в лучшую сторону, но до этого он пройдет кучу нелепых, иногда - абсурдных ситуаций, свалившихся на голову, и после трагедии поймет, что делал в своей жизни не так. как пример: "Брюс всемогущий", "клик: с пультом по жизни".

5. поспорить - обычно это касается жанра ромкома, но есть и обычные представители жанра. постановку в непривычную ситуацию можно прикрепить ко второму пункту, но сама сущность спора все же отделяет его в отдельную категорию. обычно через споры люди не только попадают в нелепые ситуации, но и понимают 1) что спорить на человека (допустим) - некрасиво и неправильно, и 2) свои настоящие ценности. как пример, спор друзей на деньги насчет того, кто дольше продержится без чего-либо ("100 вещей и ничего лишнего"); спор/договор на замужество ("предложение") и многое другое.

важно понимать, что юмор строится на взаимоотношениях, и смешную ситуацию можно легко придумать из реальной, стоит только повернуть ее в другое русло и добавить иную реакцию, чем она была.

что же, вот и конец статьи! было ли тут для вас что-то интересное? поделитесь мнением в комментариях.
чтобы читать больше о кинематографе, литературе и писательстве, подписывайтесь на канал!