Всем добрейшего денёчка, Отдел угнетения Лесты в попытках спрятаться от жары нырнул в мутные воды Мира кораблей.
Давненько у нас с вами не было обзоров на что-то водоплавающее, так что самое время восполнить этот пробел. Даже тут у меня всё не как у людей, и после дня рождения Танков выходит именно что-то корабельное (как так вышло - ума ни приложу). Сегодня у нас в меню порождение КБ имени Лесты - корабль, который спроектировали, заложили, не достроили и разобрали на стапелях. Вообще, тема бумажных проектов довольно больная и для танкистов, и для командиров кораблей, причём обычно негодование плавно переходит в недовольство уровня "опять придумали вундер вафлю, чтобы нас развести". Я к таким вещам отношусь спокойнее, понимая, что в танках таким образом восполняются недостающие звенья в ветках прокачки (либо за неимением другого варианта эти ветки просто собираются, нужно же где-то контент брать), в кораблях с этим ещё сложнее, а доить игроков вообще не про "Лесту" (исключительно по сравнению с другими производителями компьютерных игр), на эту тему даже есть статья на канале (что только не сделаешь ради саморекламы).
Ну а мы возвращаемся непосредственно к теме обзора - немецкому линейному крейсеру Prinz Heinrich. Почему я выбрал именно его? Потому что это один из самых интересных прокачиваемых кораблей на 7 уровне (да и среди премиумных лодок аналогов у него тоже нет). В чём же причина того, что я решил оставить его в своём порту на постоянной основе? Давайте разбираться вместе.
Живучесть
Несмотря на то, что наш корабль в игре классифицирован как линкор, его броня не отличается стойкостью (впрочем, как и у всей его ветки). От линкоров нам достались солидные габариты и внушительныйй запас очков прочности - 56 300 единиц, что выглядит скромно на фоне одноклассников (сопоставимо с Гнейзенау, но гораздо меньше Нагато). Тем не менее, есть корабли и менее живучие (привет, Лион), так что аутсайдером я его назвать не могу, но соответствующую пометочку в голове сделаю.
Носовая оконечность прикрыта 25мм брони (на уровне ватерлинии толщина поднимается до 30мм), а значит через нос нас будут спокойно пробивать бронебойными снарядами все линкоры с калибром больше 356мм (от 380мм и выше), если только не угодят в ту самую 30мм зону. С фугасами ситуация ещё печальнее, поскольку их пробитие в большинстве случаев рассчитано по формуле "Калибр"/6. То есть даже американские и советские лёгкие крейсеры (да и все остальные тоже), вооружённые орудиями калибра 152мм (152/6=25,3, округляется до 25мм - хватает впритык) будут вас пробивать в оконечности и выбивать неприятные числа урона, пока запас очков прочности в оконечности не иссякнет, и не начнёт вылетать минимальный урон. Причём сами оконечности довольно длинные (особенно носовая), а уязвимая зона занимает всю их верхнюю часть вплоть до башни главного калибра.
Цитадель тоже не по-немецки уязвимая, достаётся даже линкорами одноклассниками в борт, так что стараемся лишний раз не подставляться. Ну и чтобы сделать выживание ещё сложнее, нам дали урезанный комплект расходников: во-первых, вместо аварийной команды тут аварийное подразделение, так же устраняющее все критические повреждения, пожары и затопления, но имеющее всего 4 заряда (работает 10 секунд, перезаряжается 40); во-вторых, у нас всего 3 ремонтных команды (восстанавливает 10% урона цитадели, 50% прочего "белого" урона и 100% урона от пожаров и затоплений). Само снаряжение стандартное - 28 секунд работы, 80 секунд перезарядки, 0,5% боеспособности восстанавливается в секунду (7 882 очка прочности за всё время). Из этого можно сделать вывод, что корабль очень требователен к правильному менеджменту расходников, ведь в затяжном бою бездумно прожимая что-то из нашего арсенала легко можно остаться без возможности ремонта уже к середине сражения. Чтобы этого избежать, стараемся не тушить один пожар и дожидаемся момента, когда ремонтная команда сможет отработать с максимальной эффективностью. Тем не менее, быстрая перезарядка аварийного подразделения не даст вам быстро выгореть при интенсивном обстреле, однако лететь на врага с шашкой наголо в самом начале боя всё равно нельзя (вспоминаем хлипкую броню и небольшой запас очков прочности).
Как с этим жить? Ну на начальных стадиях боя стараемся держать дистанцию и не лезем на рожон, чтобы не словить фокус. Как только союзники на фланге начинают перехватывать инициативу, можно сближаться и начинать действовать более агрессивно. Стараемся стоять к врагам носом или ромбом, и уж точно ни в коем случае не показываем борт. Если чувствуем на себе фокус - прячемся за островом или дожидаемся залпа врага, после чего разворачиваемся и отступаем. Prinz Heinrich - корабль для агрессивной игры в ближнем бою, но время для врыва нужно уметь выбрать. Для повышения живучести на короткой дистанции нам выдали стандартный ГАП: 110 секунд работы, 120 секунд перезарядки, 5 км дальности обнаружения кораблей, 3,5 км дальности обнаружения торпед, 3 единицы снаряжения на борту. Если чуете, что рядом действует эсминец, и есть риск словить торпеды - страхуем себя гидроакустикой. Также при игре от острова ГАП может усложнить жизнь ваших врагов, подсвечивая сближающиеся корабли, пикирующие эсминцы и таких же любителей постоять за островами.
В целом выживание на Prinz Heinrich это игра на грани дозволенного: подойдёте ближе - быстро умрёте, отойдёте дальше - будете бесполезны. Корабль провоцирует играть активно и учит вас правильно пользоваться расходниками, а это, должен, признаться, весьма интересно.
Вооружение
С выживанием разобрались, давайте посмотрим, чем мы можем удивить врага (а удивить есть чем). Найти корабль с более широкой номенклатурой вооружений (причём реально использующейся) на седьмом уровне (да и на других тоже), пожалуй, невозможно.
Начнём с привычного - главный калибр. Тут нас ждут 4 башни по два 380мм орудия, причём расположение кормовой башни позволяет ей делать полный оборот на 360 градусов, а значит смена борта для ведения огня не будет проблемой.
Дальность стрельбы 17,4 км не особо радует, причём улучшить её не выйдет. Лично мне для комфортной игры на линкоре нужно хотя бы 18-19 км, а немец даже до нижней границы не дотягивает. Время перезарядки обычное - 30 секунд. Скорость вращения башен - 6 градусов в секунду, так что данный параметр можно не улучшать. Фугасные снаряды наносят 4500 урона, имеют 35% шанса поджога и годятся для стрельбы по любителям постоять носом или эсминцам. Все остальные цели стоит обстреливать бронебойными снарядами с уроном 10 900 единиц. Скорость полёта тут невыдающаяся - 800 м/с, но с учётом небольшой дальности стрельбы и заточки корабля под ближний бой смущать она вас не будет. А вот точность неплохая - максимальное рассеивание 180 метров, что на фоне одноклассников очень недурно смотрится (мы гораздо точнее Гнейзенау, Лиона и Нагато). В целом, главный калибр выглядит неплохо, но чего-то заманчивого тут нет, чистый середнячок: калибр орудий средний, скорострельность тоже классическая, приятные точность и урон, и только дальность стрельбы подводит.
С другой стороны раз мы линкор ближнего боя, то часть урона должен приносить ПМК, и вот тут кроется главная фишка данного немца. Базовая дальность стрельбы ПМК 6,3 км, что легко раскачивается до 9,1 км перками и модернизациями. Орудий не очень много, но для семёрки бьют они ощутимо. У нас на борту 12 150мм орудий (по 6 на борт) и 6 спаренных 105мм орудий (по 3 башни на борт). Первые стреляют фугасными снарядами с повышенным до 38мм пробитием, 10% шансом поджога, уроном 1800 единиц и перезарядкой 8,5 секунд (7,7 секунд с учётом оборудования и навыков командира), причём орудия довольно точные (разлёт до 119 метров). Вторые орудия также используют пробивные фугасные снаряды (26мм пробития), но уже с уроном 1200 единиц и меньшим (5%) шансом поджога, зато гораздо более высокой скорострельностью (3 секунды перезарядки с учётом модернизации и перков) и аналогичной точностью. Да, наш ПМК может спокойно пробивать оконечности нашего же линкора, а за одно довольно быстро съедать крейсеры и эсминцы. И пусть это вооружение ситуативное, но довольно надёжное.
А если вам мало пушек, то на всякий пожарный вам прикрутили 10 км торпеды в двух четырёхтрубных аппаратах (по одному на борт). Торпеды имеют неплохой урон (13 700 единиц), неплохую заметность (засвет с 1,2 км), но ужасную скорость хода (50 узлов). Это оружие от дурака, который либо зазевался и проспал приближение торпеды, либо неудачно спикировал на ваш линкор. В целом, как вспомогательное вооружение или оружие последнего шанса торпеды показывают себя неплохо: ими можно и дым эсминца проверить, и любителю постоять носом нервы потрепать, и фраг сделать во время пикирования на цель.
Ну а чтобы отогнать провадившийся летать в вашу сторону авианосец, у вас есть две ауры ПВО. Дальняя (те самые универсальные 105мм орудия ПМК) работает на дистанции до 5,2 км, включает 5 разрывов (от 3,5 до 5,2км) с уроном 1330 единиц раз в 5 секунд и дополнительно имеет постоянные 129 единиц урона в секунду. Ближняя аура (до 3,5 км, 37мм автоматы) наносит 168 единиц урона в секунду. Вероятность попадания зениток стандартная - 75%. Чего-то выдающегося здесь нет, но потрепать авиацию шестёрок вам будет несложно, а вот если вас забросило к восьмёрке, то лучше держаться поближе к ордеру союзников.
Ну а чтобы бороться с утопцами, у вас есть авиаудар глубинной бомбой на 2000 урона. В вашем распоряжении будет до двух звеньев противолодочной авиации со временем восстановления 30 секунд и 8 км радиуса действия. По этому поводу какую-то оценку я дать затрудняюсь, ибо борьба с подводниками в нашей игре - дело странное. Одно скажу точно, шугануть лодку в случае чего вы точно сможете, а это самое главное.
Ну и подводя общий итог по вооружению немца я могу сказать, что скучать в бою вам не придётся: ГК исправно наносит урон, ПВО что-то сбивает, а при сближении в сторону врага летит град снарядов ПМК (что выглядит довольно красиво), и даже ситуативные торпеды время от времени будут радовать вас бонусным уроном. Идём дальше!
Маневренность
Наш корабль довольно подвижный, благодаря энергетической установке мощностью 110 000 лошадиных сил. Максимальная скорость в 28 узлов, конечно, не радует, но на фоне американских утюгов вроде Калифорнии и Колорадо выглядит очень живо. Радиус циркуляции 810 метров и время перекладки рулей 20 секунд на фоне конкурентов выглядят грустно, так что в островах стоит уделять повышенное внимание выбранному курсу, ибо быстро увернуться от столкновения у вас, скорее всего, не получится. В целом, у нас в руках эдакий неповоротливый трамвай, хотя и довольно подвижный.
Маскировка
Ну и напоследок оставим самый бесполезный показатель для линкора - маскировку. Светится немец на 14,6 км с кораблей и на 9,7 км с самолётов. Да, это неприятно, но с другой стороны мы заточены под ближний бой, а значит вынуждены светиться почти постоянно. Давайте подводить итоги.
Итоги
В наших руках добротный линейный крейсер с широкой номенклатурой вооружений, реализовывать которую одно удовольствие. Корабль чувствителен к фокусу и плохо переживает излишнее внимание к своей персоне из-за невысокой по меркам класса живучести. Добавим сюда маневренность уровня "трамвай обыкновенный" и поймём, что помимо направления атаки нужно уметь выбрать и правильный момент, ведь развернуться и сбежать может быть проблематично. Однако если грамотно пользоваться расходниками и выбирать время для врыва, то ваше вооружение проявит себя с самой лучшей стороны, а сражение будет полным драйва и эмоций. Prinz Heinrich - своего рода стеклянная пушка, которая и убивает быстро, и умирает мгновенно, так что ваш результат будет напрямую зависеть от времени жизни в бою.
А чтобы сделать корабль максимально эффективным, давайте соберём его в бой. У нас есть всего 4 слота под модернизации, так что обвес корабля не вылетит в копеечку. В первый слот ставим модернизацию на живучесть основного вооружения, которая сделает ваши торпедные аппараты чуть прочнее (хотя они всё равно будут уничтожаться очень часто), а главное - убережёт корабль от критических повреждений башен ГК - в конце концов это ваш основной источник урона. Во второй слот я рекомендую ставить систему борьбы за живучесть (ибо с живучестью у нас проблемы). В третий - ПМК модификация 1, чтобы максимально раскрыть потенциал этого вида вооружений, увеличив его точность и дальность стрельбы. В четвёртый слот я рекомендую поставить рули, чтобы хоть немного улучшить маневренность.
Командира берём минимум на 10 очков навыка. За одно очко можно взять: взрывотехника (увеличивает шанс поджога снарядов), специалиста противоаварийных и ремонтных работ (ускорит перезарядку снаряжения, кроме ГАП) или профилактику (дополнительно повысит живучесть рулей, силовой установки, башен ГК и торпедных аппаратов). Лично я бы взял перк на снаряжение, чтобы поднять живучесть. За два очка стоит взять приоритетную цель, чтобы контролировать внимание к своей персоне. За три очка в первую очередь берём дальнобойные снаряды ПМК (ещё один бонус к дальности стрельбы). За четыре очка берём ручное управление ПМК (бонус к скорострельности и точности при стрельбе по отмеченному игроком кораблю, возможность выбора цели для орудий вручную). Если вы богаты на командиров, то однозначно стоит дополнительно взять мастера противоаварийных и ремонтных работ (увеличит количество расходников на одну единицу) за четыре очка и отчаянного за три очка. В целом, для комфортной игры хватит и командира с 10 очками, но если есть возможность посадить кого-то покруче (хотя бы очков на 14-17), то комфорт игры заметно вырастает.
В итоге, Prinz Heinrich это доступный широким массам сильный корабль с интересным динамичным геймплеем. Новичкам за него братья, наверное, не советую, но если вы чувствуете, что освоились в игре и научились оказываться в нужное время в нужном месте, то корабль вам однозначно понравится.
А на этом у меня всё, делитесь мнением в комментариях, ставьте оценки. Для вас лил воду Отдел угнетения Лесты, увидимся на полях сражений!