Начали мы наши приключения вдвоём.
Аню задерживают в Москве дела и она присоединится к нам только утром на второй день. Летели мы навстречу солнцу, так что, как обычно в таких случаях бывает, у нас украли почти день: вылетели около 11 вечера, а прилетели (по местному) около 16 часов. Ничего, украденное нам вернут на обратном пути, когда мы полетим вслед за солнцем.
В Южно-Сахалинске достроили аэропорт! В прошлом году его ещё доделывали, сейчас он готов на 99 процентов. Красавец!
Доехали до забронированной заранее квартиры, заселились.
Кстати, с квартирами ситуация по сравнению с прошлым годом изменилась. Туристов в Южно-Сахалинске стало значительно больше (что хорошо для города в целом и для арендодателей в частности), а свободного жилья, соответственно, меньше (что плохо для нас). И если раньше реально было приехать и найти квартиру непосредственно на месте, сейчас об этом желательно думать заранее. И быть готовым к тому, что у арендодателя приключится форс- мажор и жильё придётся искать экстренно, как с нами и случилось при возвращении на Сахалин с Итурупа.
Переночевали, перестроились на местное время и с утра поехали ставить галочку в нашем прошлогоднем списке.
Чёртов и Ведьмин мосты находятся недалеко от города Холмск и являются частью железнодорожной системы, построенной японцами в период Карафуто (так они называли Южный Сахалин).
Немного истории.
Сначала Сахалин принадлежал Российской империи. Целиком. Но потом приключилась русско-японская война, которую Россия, как известно, проиграла. И по результатам мирного соглашения (подписанного в США на Портсмутской военно-морской верфи города Киттери, штат Мэн) лишилась части территорий, в частности- южного Сахалина. Сахалин между Россией и Японией поделили точно по 50 параллели.
Пограничные знаки на линии раздела Сахалина по 50 параллели. Оборонительные сооружения там строить запрещалось. Но их всё равно понастроили :)
Японцы, вдохновлённые таким территориальным приобретением, принялись осваивать новые территории, в частности- строить железные дороги. А так как рельеф Сахалина совсем не равнинный (сплошные сопки), построенная железная дорога изобиловала тоннелями, противолавинными галереями (зимы здесь хотя и не особенно холодные, но снежные)
и мостами. Два из них мы и едем сегодня смотреть.
Мы рассматривали разные варианты логистики- и прокат машины, и такси, но самым удобным оказался самый дешевый вариант- автобус Южно-Сахалинск - Холмск (идёт 2 часа, стоит около 400 рублей в одну сторону)
https://bus.tutu.ru/raspisanie/gorod_Yuzhno-Sahalinsk/gorod_Holmsk/
и электричка Холмск Южный - чёртов мост. Железнодорожника молодцы, запустили этот маршрут специально в расчёте на туристов. Инфа о нём есть на сайте РЖД (в Яндексе этих электричек, кажется,нет).
У нас не было уверенности, что электричка остановится на станции Холмск Южный (рядом с конечной остановкой автобуса), и мы из соображений паранойи доехали до станции Холмск Северный, откуда электричка стартует.
За трудолюбие нам достался приз: мы попробовали шаурму, про которую я до этого и не знал. На Сахалине и Курилах корейская кухня вообще популярна, так что кимчи в шаурме не удивляет.
Электричка доходит до туннеля рядом с Чёртовым мостом и отправляется обратно минут через 15. Если вы не хотите идти к Ведьминому мосту (он находится дальше) - можете пофоткаться у моста, зайти в туннель метров на 50 и спокойно отправляться обратно.
Но это, естественно, не наш метод. Углубляемся в туннель.
На улице жара, а из туннеля тянет холодом. У входа в туннель стоит туман- влага конденсируется.
Ниша в стене. В ней можно было спрятаться, если поезд застал тебя в туннеле.
Через некоторое время свет входного портала уже не видно- туннель (длиной около 900 метров, если не ошибаюсь) плавно поворачивает внутри сопки, набирая при этом высоту.
Через какое-то время уже виден выходной портал туннеля (здесь наоборот в туннель затягивает тёплый воздух).
На выходе из туннеля - остатки железной дороги, которые не всегда можно разглядеть в зарослях могучих лопухов и прочей растительности.
Гигантские лопухи - одна из визитных карточек Сахалина. Что характерно, такими огромными они вырастают только здесь. Генетически они абсолютно идентичны своим менее крупным родственникам с материка.
Тропа (то есть бывшая железная дорога) выводит нас к Чёртову мосту метров на 30 выше станции электрички.
Высоты я боюсь (хоть это и странно для человека, который 30 лет ходит в горы :). ), но по Чёртову мосту я прошёл без проблем. Хотя, конечно, нужно быть внимательным- некоторые шпалы, по которым и идут туристы, уже прогнили и разрушились. Большинство шпал, к счастью, держатся достойно.
Дальше тропа идёт через заросли. Впрочем, зарасти совсем ей не дают- к Ведьмину мосту ходит немало народа. Говорят, есть риск встретиться с медведем. Основной способ избежать этого- постоянно издавать какие-либо звуки: свистеть, кричать, громко разговаривать. Нормальный медведь постарается сам избежать встречи с человеком. Ну а от ненормального медведя средств, увы, нет :(
По дороге встречаются ещё несколько туннелей
противолавинные (или противооползневые) галереи и подпорные стенки
остатки каких-то железнодорожных устройств
и даже заросли дикого винограда!
Ведьмин мост конструктивно похож на Чёртов, и раньше на нём тоже были шпалы. Но, говорят, несколько дет назад кто- то дерево на мосту поджёг и все шпалы сгорели. Есть ещё одна версия - мост пострадал от пожара в 2007 году. Важен результат - дерева на мосту не осталось.
Теперь ходить по мосту стало гораздо сложнее и опаснее.
Но в принципе можно :)
Стоит мост тут давно. Года примерно с тридцатого (с 1928, если точнее).
На нашей стороне моста - что-то вроде ДОТа. Небольшие прямоугольные отверстия в стенах - бойницы.
На обратном пути мы решили не возвращаться по тоннелю, а спуститься от начала моста прямо к станции.
Раньше там была лестница до самого низа, но недавно часть лестницы обрезали и увезли. Говорят, старая была и опасная. Вместо отсутствующей части лестницы сейчас висит верёвка. Наверное, это безопаснее :)
Минутка рекламы: ремонт без синей изоленты - деньги на ветер!
Мы немного напутали со временем и боялись опоздать на поезд. В результате пришли на час раньше.
От жары в ожидании поезда прятались в тоннеле.
А ещё в Холмске есть старые ворота в порт, а в помещениях ворот - магазины с относительно недорогими морскими гадами.
Но мы туда уже не успели. Зато успели на автобус до Южно-Сахалинска.
Все записи по этой поездке:
Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать здесь:
https://vremya-uhodit.livejournal.com/
Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!