Итак, комната и рабочий кабинет второй жены художника-слова Ф. М. Достоевского- Анны Григорьевны.
Комната узкая и удлинённая, этакий пенал.
Фотография сделана стоя в дверях детской, налево выход в столовую. Обязательная печь для обогрева, как и в предыдущих комнатах она небольшая, цилиндрической формы.
Слева небольшой чайный столик и два креслица, свидетельствующие о стройной фигуре хозяйки. Честно говоря не всякая дама, да ещё и в пышной юбке смогла бы уместиться в таком кресле, разве что очень стройная.
Так и видится здесь сидящие Анна Григорьевна и Мария Николаевна Стоюнина, обе гимназические подруги. Обсуждающие за чашечкой крепкого кофе свои женские проблемы.
Справа за печью стоит рабочий шкаф-секретер, здесь множество ящичков и полочек для хранения документов, чеков, денег.
Я конечно-же всё потрогала, всё открыла. Бывая в таких местах непременно прикасаюсь ( очень осторожно) к предметам старины, к мебели.
Без этого невозможно ощутить той атмосферы, духа того времени. Кстати ящички легко выдвигаются, что свидетельствует о качестве старинной деревянной мебели.
По центру комнаты и почти над секретером висит старинная электрическая лампа. Предполагаю, что в 1878 году, когда Фёдр Михайлович вновь поселился с семьёй в этом доме, электричеством уже активно пользовались.
У окна стоит рабочий письменный стол, открытая тетрадь с аккуратным подчерком. Похоже что это какая-то расчётная, хозяйственная запись. Справа у стены на столе лежат небольшие счёты.
Выше стоят часы и фотопортрет в рамочке. Слева шкафчик-надстройка с запирающимися замком.
Во всём порядок, скрупулёзность, ведь супруга писателя вела активную деятельность по продаже книг Федора Михайловича, к тому же она была его стенографисткой.
Она много лет вела переписку и отсылала почтой типографские издания, даже после кончины знаменитого супруга.
У стены под портретами стоит небольшая банкетка с подлокотником, так и видится сидящая там маленькая Люба Достоевская, терпеливо ожидающая когда мама закончит свои дела за письменным столом.
Далее мы переходим в просторную столовую.
Здесь очень уютно, большая печь в углу указывает на то, что это помещение было одно из любимых для сбора всего семейства, поэтому должно быть хорошо протоплено.
Тяжёлый квадратный стол с чайной сервировкой, стеклянный буфет для хранения посуды и широкая, низкая десертница, этакий буфетный шкаф куда выставляли десертные блюда, пока семья обедала первыми и вторыми блюдами.
В простенке на невысоком столике ожидал своего часа горячий самоварчик.
Напротив обеденного стола, между окнами небольшой круглый стол с портретами семьи. А так же и сама стена увешанная фотографиями.
Интересно, что здесь совершенно нет места где бы пищу готовили, сюда только подавали. Вероятно на первом этаже находилась кухня, где работала кухарка, а оттуда уже заказывали наверх готовые блюда.
Из столовой мы входим в гостинную. Наверное самую проходную комнату дома.
Здесь нет того уюта который присутствует в столовой. Гостинная похожа на комнату для переговоров в английском мужском клубе.
Всё выдержанно в тёмных тонах, а мебель обтянута благородным тёмно зелёным бархатом.
Из гостиной мы можем сразу выйти обратно в прихожую, если повернём влево.
А если пойти прямо из столовой, то нас ждёт таинственный кабинет хозяина дома.
По правилам музея туда входить нельзя, висит ограждающий шнур, но можно заглянуть и таким образом всё посмотреть.
Сердце рабочего кабинета-это массивный письменный стол. Здесь писался роман "Братья Карамазовы".
Диван для редкого отдыха, а над ним любимая картина писателя, фрагмент "Сикстинской Мадонны". Чуть поодаль шкаф с рукописями.
Перед диваном стоит маленький столик, где в минуты отдыха Фёдр Михайлович пил чай, чтобы утолить голод.
Только представьте, что вам надо заканчивать сложную и уже затянувшуюся работу. Но усталость моральная и физическая берёт своё, а стоит только сытно поесть и всё, то в сон клонит, то мысли не вяжутся. Поэтому в такие моменты, писатель пил чай и немного перекусывал тем, что приносила ему заботливая супруга прямо в кабинет, к рабочему месту.
Недалеко от входа в комнату стоит другой столик, а на нём часы-календарь, на которых запечатлены время и день смерти писателя. Умер Фёдр Михайлович здесь же, в своём кабинете в 1881 году и похоронен в Александро-Невской Лавре
Маленькое послесловие
Я не очень хорошо знаю произведения Фёдора Михайловича, наверное только то, что читали по школьной программе, да и то многое забылось, либо воспринималось иначе в юности.
Теперь же взялась за "Братья Карамазовы".
А ещё есть одна фраза, которая сейчас актуальна как никогда и которую я очень понимаю и чувствую единение с писателем именно благодаря ей:
Вот чистая правда. Не добавить, не убавить.
Спасибо за внимание, дорогие читатели, рада была поделиться с вами своими фотографиями, наблюдениями и мыслями.
Пожалуйста подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь с друзьями!
Первая часть по ссылке ниже: