Найти в Дзене

Геся Гельфман. Ее помиловали перед казнью

Решения суда ждала вся страна. Одни жаждали справедливого возмездия за смерть царя, другие сожалели об убийцах – молодых людях, которых убеждения толкнули на тяжкое преступление. Приговор оказался ожидаемо суров. Шесть подсудимых были приговорены к смертной казни через повешение. Но одна из них – молодая женщина с тяжелыми темными волосами и карими глазами – вдруг вскочила со своего места. «Меня нельзя казнить, я беременна», – воскликнула она. Судьи и все присутствующие замолчали. При рождении ее назвали Гесей. Девочка родилась в Минской губернии и не знала русского языка, потому что все жители в их небольшом селении говорили только на родном всем наречии. Геся была дочерью состоятельного купца, торговавшего лесом, Меера Гельфмана. Тот считал себя праведным иудеем и стремился соблюдать все законы, дарованные тысячи лет назад его народу Богом Яхве. Кроме Геси у отца было еще четыре дочери. Но вот беда: его жена рано скончалась, он нашел себе новую супругу, но мачеха относилась к его де
Оглавление

Решения суда ждала вся страна. Одни жаждали справедливого возмездия за смерть царя, другие сожалели об убийцах – молодых людях, которых убеждения толкнули на тяжкое преступление.

Приговор оказался ожидаемо суров. Шесть подсудимых были приговорены к смертной казни через повешение.

Но одна из них – молодая женщина с тяжелыми темными волосами и карими глазами – вдруг вскочила со своего места.

«Меня нельзя казнить, я беременна», – воскликнула она.

Судьи и все присутствующие замолчали.

Тот самый суд
Тот самый суд

Дочь уважаемого отца

При рождении ее назвали Гесей. Девочка родилась в Минской губернии и не знала русского языка, потому что все жители в их небольшом селении говорили только на родном всем наречии.

Геся была дочерью состоятельного купца, торговавшего лесом, Меера Гельфмана. Тот считал себя праведным иудеем и стремился соблюдать все законы, дарованные тысячи лет назад его народу Богом Яхве.

Кроме Геси у отца было еще четыре дочери. Но вот беда: его жена рано скончалась, он нашел себе новую супругу, но мачеха относилась к его детям холодно, больше всего доставалось тонкой и ранимой Гесе.

Геся Гельфман
Геся Гельфман

Однажды родители отправили ее в Бердичев к родственникам на свадьбу, и там девушка вдруг увидела совершенно другую жизнь: она научилась швейному делу, выучила русский язык, стала читать книги. По возвращению домой узнала, что отец нашел для нее хорошего жениха, за которым Геся будет как за каменной стеной. Но подобная перспектива ужаснула несчастную, она поняла, что этот брак погубит её жизнь, и решилась на побег.

Говорят, узнав о таком позоре, ее старый отец проклял дочь.

Если это была правда, то именно отцовское проклятие принесет ей так много бед в будущем.

«Я переверну этот жестокий мир!»

Геся сбежала в Киев. Она понимала, что ей нужно получить профессию для того, чтобы иметь средства для существования. Поступила помощницей к портнихе, окончила курсы акушерок. И здесь она познакомилась с революционно настроенной молодежью. Прочла по их совету роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и решила, что должна сделать всё, чтобы воплотить справедливые идеи его героев в жизнь.

И Геся ушла с головой в революционную борьбу: она вела пропаганду, перевозила нелегальную литературу, получала денежные переводы из-за границы.

Ее впервые арестовали осенью 1875 года. Процесс проходил в Петербурге. Гельфман была приговорена к 2 годам принудительных работ и ссылке.

Но ни о каком исправлении речи не шло. Тюрьма только укрепила ее в правильности выбранного пути.

Она не знала, что судьба предупредила ее, остерегая от большего. Но девушка твердо выбрала революцию как путь всей своей жизни.

К слову сказать, часть русского образованного общества сочувствовала таким, как Геся. Поэт Яков Петрович Полонский написал пронзительное стихотворение «Узница», в котором предсказал трагическую судьбу таких девушек, как она:

-3

В пламени борьбы

После двух лет обязательных работ ее отправили в ссылку, из которой Геся бежала. В это время она уже состояла в отношениях с дворянином Николаем Колодкевичем. Тот был сыном добропорядочных родителей, студентом Киевского университета, но тоже увлекся революционными идеями и был исключен из высшего учебного заведения.

Геся и Николай стали жить как муж и жена, прекрасно понимая, что никогда их отношения в Российской империи не будут узаконены из-за разницы вероисповедания и происхождения.

Николай Колодкевич
Николай Колодкевич

Тайно Гельфман приехала в Петербург, примкнула к народовольцам, по приказу этой организации арендовала несколько квартир, где собирались участники тайного общества, создавались бомбы для покушений, хранилась нелегальная литература.

А между тем народовольцы провозгласили главной своей целью убийство царя Александра II. Они давно уже вели на него охоту, но императору удавалось буквально ускользнуть от карающего меча революционного гнева. В этот раз покушение было запланировано на 1 марта 1881 года, заранее были подготовлены 2 бомбы и два бомбиста.

Руководила акцией дочь генерала Софья Перовская.

В этот раз смертельный взрыв состоялся. Император был тяжело ранен и умер спустя несколько часов у себя во дворце в окружении семьи.

Гибель царя Александра II
Гибель царя Александра II

Его сын и наследник Александр III решил во что бы то ни стало покончить с революционерами, понимая, что они могут убить не только его самого, но и его детей.

Следствие раскрутилось очень быстро. Арестованный уцелевший бомбист Николай Рысаков стал давать показания, полиция инициировала аресты. Пришли и на конспиративную квартиру Гельфман.

Ее гражданского мужа здесь не было, его арестовали еще в январе, но тут находился другой народоволец Николай Саблин, который при попытке ареста застрелился. Сама Гельфман, понимая, что беременна, сопротивление оказывать не стала.

Месяцы тяжелого ожидания

Геся не могла себе даже представить, что ее приговорят к смертной казни, ведь в покушении на царя она непосредственного участия не принимала.

Но Фемида, исходя из требования первого лица государства, оказалась сурова ко всем, кто попал на скамью подсудимых. И Гельфман она не пощадила. Тогда Геся и призналась, что находится в положении.

Медицинское освидетельствование подтвердило этот факт. Казнить несчастную было нельзя, потому что ее дитя погибло бы безвинно.

-6

Тогда приговор для ее соратников был приведен в исполнение, а саму Гесю оставили дожидаться родов, планируя совершить казнь через 40 дней после них.

Но в прессе началась кампания по защите преступницы. Ее подхватили и авторитетные люди за рубежом. Немало сделал для спасения Геси известный защитник всех обездоленных французский писатель Виктор Гюго.

В итоге Александр III сдался. Приговор Гельфман был заменен на пожизненную каторгу.

Но всё время беременности содержали ее плохо. По Петербургу начали распространяться слухи об истязании беременной женщины. И хотя роды в октябре 1881 года принимал врач, он фактически оставил свою пациентку без медицинской помощи. В итоге у Геси началось воспаление, от которого она и скончалась в тяжелых мучениях 1 февраля 1882 года.

Ее дочь отдали в воспитательный дом, хотя родители ее неофициального мужа умоляли передать внучку на воспитание им. Девочка вскоре там умерла. Также в заключении в Петропавловской крепости через пару лет скончался от цинги и Николай Колодкевич.

К слову сказать, после вынесения смертного приговора Геся просила разрешения на прощальное свидание с Николаем, но в этом ей отказали.

Посмертная история

Казнь народовольцев стала последним публичным актом такого плана в Российской империи. Произвела она на окружающих тяжелое впечатление. О преступниках поспешили официально забыть, но революционеры внесли их в сонм мучеников за правое дело..

Уже в советские годы именами Перовской, Желябова, Михайлова, Кибальчича называли улицы, им ставили памятники и писали об их революционной деятельности в книгах.

Но о Гесе Гельфман словно забыли.

Что же. Ее не оказалось в числе пятерых казненных, поэтому не досталось посмертной славы. Впрочем, славы все равно сомнительной, как и та деятельность, которой эта молодая женщина посвятила себя.

Ее душа искала правды и справедливости, но Геся считала, что цель оправдывает средства, и готова была пойти на убийство ради достижения общества социального равенства и счастья.

В итоге за это она поплатилась и своей жизнью, и жизнью новорожденной дочери…

Вот такая судьба.

Спасибо, что дочитали. О истории жизни другой революционерки Розалии Землячки.
История гордой девы, которая решила изменить мир. Ей это удалось
Нескучные истории Людмилы Грицай13 января 2021