Найти тему
Журнал «Атолл»

Должен ли каждый большой город иметь метро?

Если спросить любого горожанина города-миллионника о том, каким бы он хотел видеть развитие общественного транспорта в своем городе, он наверняка бы ответил про метро (если его нет). И правда, на первый взгляд кажется, что под землей всегда тепло и сухо, а главное - быстро. Такое впечатление о «перспективном» метро возникает у людей, которые бывали в Москве или Санкт-Петербурге, где поезда двигаются с небольшими интервалами, а станции покрывают практически всю площадь города.

Станция метро Москвы
Станция метро Москвы

Давайте вспомним о других больших городах России с метро. Например, в Казани метро совсем небольшое - всего одна ветка. Интервалы прибытия поездов доходят до 10 минут.

Добавьте описание
Добавьте описание

Еще один город с метро - Самара. Там тоже всего одна ветка с 10 станциями, огромными интервалами и одним нюансом - поезда даже не доезжают до центра города, там просто нет станции. Оба этих города еще объединяет один печальный факт - доля городских перевозок в них очень низкая. И на самом деле это характерная проблема почти любого провинциального города России с метро. Почему так происходит?

Объяснение простое. Чтобы метро пользовалось большое количество людей, поезда должны доходить до этих людей. Если вы посмотрите карты метрополитенов Екатеринбурга, Самары, Казани, то увидите как плохо станции покрывают площадь города. Часто людям удобнее без пересадок доехать на автобусе. А это в свою очередь вызывает пониженную долю городских перевозок метрополитена. А пониженная доля городских перевозок вызывает повышенные интервалы движения поездов - возить воздух никто не хочет. Получается замкнутый круг, который, казалось бы, можно решить одним путем - нужно построить больше станций.

-3

Но вот задача. По примерным подсчетам постройка одной станции метро стоит 7 млрд. рублей. А станций нужно много. Для примера, дефицит бюджета Самары в 2023 году составил 2.6 млн. рублей. То есть построить даже одну станцию городу очень сложно, не говоря уже о покрытии всех районов.

Другая проблема - обслуживание всех станций метро. Электроэнергия, персонал, уборка и т.д. Всего не перечислить. Например, в Санкт-Петербурге расходы на электроэнергию метрополитена - 5.3 млрд. рублей.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать главный вывод - метрополитен это не бизнес для города, а скорее наоборот, это воронка, которая требует очень много денег. А окупить ее практически не возможно.

-4

Как тогда решать проблемы общественного транспорта? Ответ простой - развивать наземный транспорт. Так, например, в Самаре поезда метрополитена перевозят примерно 40.000 пассажиров в сутки. Столько может перевозить один современный скоростной трамвай. Построить сеть наземного общественного транспорта, которая покрывает весь город намного проще и дешевле. Новые автобусы, трамваи и троллейбусы, выделенные для них полосы и вся необходимая для них инфраструктура обойдется Самаре да и любому большому городу России по цене 1-2 станций метро.

Наземный общественный транспорт тоже может быть эффективным и удобным. Это подтверждают многие города. Вот как это может выглядеть.

Автобус, Москва
Автобус, Москва
Трамвай, Санкт-Петербург
Трамвай, Санкт-Петербург
Трамвай, Мюнхен
Трамвай, Мюнхен
Трамвай, Казань
Трамвай, Казань
Карта Маршрутов наземного транспорта Москвы
Карта Маршрутов наземного транспорта Москвы