Литературный гербарий.
Вот и подходят к концу летние каникулы,как хочется продлить теплые деньки,хочется провести это время с пользой,наполнится,отдохнуть перед новым учебным годом.Нет ничего лучше,чем провести его с детьми на даче или в деревне,ведь это самое запоминающееся время :дача,деревня,речка,прогулки в лесу,песни кузнечика в траве на лугу.Что может быть загадочнее,интереснее в детском возрасте,время приключений и исследований окружающего мира.Это как раз тот момент,когда можно ненавязчиво привлечь ребенка к чтению художественной литературы ,о значении которой так много говорят в наше время.Сколько прекрасных произведений о природе написано для детей.
Чем раньше рассказы о природе войдут в круг чтения ребенка, тем легче будет привить ему любовь к окружающему миру. Замечательные рассказы русских писателей о природе помогут ребенку развить воображение, научиться видеть прекрасное в самых простых вещах,которые нас окружают. Предлагаю несколько произведений о природе,которые очень понравятся ребятам,да и взрослых не оставят равнодушными.Многое из них мы читали в школе,они прям навевают воспоминания.
1.В.Бианки «Лесная газета». Произведения В. Бианки написаны в доступной, интересной форме, он подмечает такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедии. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям ,как нужно вести себя в лесу, на реке, как наблюдать за птицами и в тоже время самому остаться незамеченным. После прочтения его произведений можно с уверенностью сказать, что ребёнок никогда не будет вредить природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя.
2.Особого внимания заслуживают произведения, написанные певцом русской природы М. Пришвиным : «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», «В краю деда Мазая», «Лесная капель», «Зеленый шум» ,которые вошли в золотой фонд русской литературы и были переведены на иностранные языки, они отличаются достоверностью описания природы, любовью к животным, поэтичностью и глубокой содержательностью. Его книги появлялись в ходе его путешествий и взяты автором из реальных наблюдений за красотой природы нашей страны. Его произведения с удовольствием воспринимаются читателями всех возрастов, являются настоящими, понятными и правдивыми.
3.Также читателям будут интересны произведения о природе Сладкова Николая Ивановича. С детства у Сладкова проявилась любовь к окружающему миру, природе. Со второго класса он начал вести дневник «тетрадь наблюдений», куда записывал свои впечатления и наблюдения. Книга «Серебряный хвост», «Подводная газета», «Воздушный замок», «Деревья скрепят», являются для детей поучительными, доступными, они передают детям тайны окружающего мира. Чтение рассказов о животных Сладкова воспитывает любовь и ответственность .
Многие рассказы о природе для детей дают представление не только о красоте природы, но и о ее тесной связи с жизнью человека:Например произведения К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Гадюка», «Дети в роще». Ребятам младшего школьного возраста будут интересны произведения К.Паустовского: «Похождения жука-носорога», «Квакша», «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб».
Если есть возможность прогуляться по лесу,можно подготовить ребенка заранее,прочитав с ним книгу Алены Васнецовой "Грибное царство".Ребята узнают,что гриб-это лишь маленькая часть большого мира грибницы.Это можно проверить,собирая грибы вместе с ребенком.Сделать это занятие увлекательным и познавательным.Как будто ребенок исследователь .Вот несколько игр ,которые можно провести с ребенком во время прогулок на природе.Например взять коробку,назвать ее "сундучком с сокровищами леса",набрать в эту коробку разные природные материалы:шишки,веточки,листочки,цветы,а потом дома,открыв книгу,изучить,от какого дерева листок ,шишка,что за веточка.
Понаблюдать за солнышком. Побуждать детей замечать, как ярко и весело может светить солнышко. Вызвать у детей чувство радости, желание выразить свое отношение словом, мимикой, жестами. Расширять словарь прилагательных - яркое, лучистое, веселое.
Понаблюдать за птицами, прилетающими на участок. Обратить внимание детей на то, как передвигаются птицы: ходят, прыгают, летают. Как клюют корм, пьют воду из лужицы.Можно даже поиграть в игру "Какая ты птица",ребенок показывает жестами и описывает птицу,остальные члены семьи должны угадать,что это за птица.В описании птиц как раз помогут ребенку прочитанные произведения.Эта игра не только развивает наблюдательность,но и расширяет словарный запас.
В игровой форме,основанной на знаниях,любое занятие будет интересным,а на уроках окружающего мира ребенок будет чувствовать себя уверенно и геройски..Можно сделать дневник,где будут собраны листья,цветы,травинки,сделать гербарий.Подписать растения:название,где были сорваны,в какое время.Это отличное пособие по ботанике и куча эмоций и приятных воспоминаний о лете.
Читая книги о природе,
можно найти массу полезных советов:как определить стороны света,как не заблудиться в лесу.Такие наблюдения помогают детям приглядываться к тому,что его окружает.Ведь зачастую они большую часть времени проводят за компьютером,экраном телефона или телевизора,что становится следствием невнимательности,неусидчивости.Наблюдения за природой как раз очень важное занятие в наше время для развития ребенка.Такие наблюдения учат ребят подмечать особенности ,развивают наблюдательность,помогают в построении логических цепочек,а значит способствуют решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдая , читая книги, мы можем показать ребенку всю красоту природы, помочь лучше понять ее, стать ее частичкой. К тому же многое мы не можем увидеть в живую, а книга расскажет о лесных обитателях, их образе жизни и повадках. Книга — это истинное богатство, ключ к познанию мира, осознанию себя.И тут наша задача как педагогов привить любовь к литературному богатству, наследию наших предков и творчеству современников,а также через книгу любовь к природе.