Цикл статей из книги: Яркий след "Кометы"
Мотобол – технический вид спорта, развивался под покровительством Всесоюзного оборонно-спортивного общества. В недрах ДОСААФ существовали такие структуры, как: Федерация мотоспорта, Комитет мотобола, которые решали основные организационные вопросы. Проблемы содержания команд, стадионов и мотодромов центр возложил на местные структуры общества. В Калмыкии в начале поддерживался необходимый паритет. Все возникавшие проблемы находили правильное решение. До поры-до времени оборонно-спортивное общество республики не только купалось в лучах славы именитой команды, но и делало заметные шаги в развитии мотобола на местах. И как результат, появились новые команды в Целинном, Черноземельском, Яшалтинском районах. Для них неугасимым маяком была «Комета».
Чем выше наш чемпион поднимался к вершинам спортивного Олимпа, тем больше требовалось внимания не только болельщиков, общественности, но и, прежде всего, организации, под флагом которой выступала «Комета». Главный тренер Виктор Кондратенко, естественно, первым почувствовал, что блеск золотых медалей, различные Кубки, завоеванные в самых престижных соревнованиях, не согреют холодные души новых руководителей комитета ДОСААФ. О мотоболе начинали вспоминать, когда наступал черед рапортовать центру о достижениях, при составлении квартальных и годовых отчетов. Тут-то чиновники и потянулись к чужой славе: не могли не упомянуть, что под крышей общества есть чемпион Европы. Своими яркими победами элистинская «Комета» давала чиновникам солидные зачетные очки. По ним в центре оценивали «трудолюбие» кабинетных начальников. «Комета» умножала зачетные очки, подготовив более двух десятков мастеров спорта СССР и мастеров спорта международного класса. В победных реляциях красной строкой проходят имена мотоболистов: Николая Анищенко, Николая Белявцева, Василия Кравцова, Валерия Кузыченко и Андрея Резникова. За выдающиеся достижения они были удостоены почетного звания «Заслуженный мастер спорта Советского Союза». Ни в одной команде страны не было подобных корифеев мотобола! Успехами в спорте «Комета» умножала славу своего города, республики не только на спортивных аренах страны, но и за рубежом. Эксплуатировала эту славу в своих интересах организация, которая впоследствии и оказалась «могильщиком» калмыцкого мотобола. Слишком много фактов, которые подтверждают этот тезис. Остановимся на одном, наиболее характерном. В то время, когда «Комета» и ее дублер – элистинский «Метеор» – продолжали победное шествие на спортивных аренах, местное оборонное общество всю свою энергию направило не на развитие мотобола в республике, а на поиск – кому бы сбыть главную команду. Общими усилиями нашли. «Комету» под свое «крыло» приняло Калмыцкое автотранспортное управление. Надеялись, что к многократному чемпиону России и Советского Союза будет проявлено более благосклонное отношение в части решения первоочередных проблем. Тем не менее, сделка состоялась. И когда по «горячим» следам поинтересовались у тренера Виктора Кондратенко процессом перехода к новому хозяину, он ответил с грустью и коротко:
– У команды отняли имя …
– Значит, отняли не только имя, но и сердце, – по-своему определил Владимир Бречко, человек, знавший толк в спорте, судья республиканской категории по мотоболу. Обратите внимание, как метко сказано: отняли имя и сердце. Именно с этого момента начался отсчет медленного угасания «золотой» команды страны, развала калмыцкого мотобола. К разрушительному процессу мы еще вернемся. Как известно, переход от одного «хозяина» к другому – этап как правило, сложный, он связан с ломкой определенных устоев, многолетних и славных традиций. Ни спортсмены, ни болельщики не могли себе даже представить, что плата за «услуги» окажется такой высокой. Первое условие, которое выставили новые владельцы – это смена названия команды. Почему? Как ни банально это звучит, но союзному министру автотранспорта захотелось, чтобы все спортивные коллективы, находящиеся под «крылом» этого ведомства, носили одно имя – «Автомобилист». Напрасно было доказывать чиновникам, что имя команды «Комета» неприкасаемо. Оно олицетворяет самые яркие страницы всего советского, отечественного мотобола. «Комета» – это гордость Калмыкии, всей нашей страны. Она – в ряду сильнейших команд континента, ее имя выгравировано на Кубке Европы! И еще один аргумент. Команд с названием «Автомобилист» по стране расплодилось довольно много. Появились они и в футболе, и в волейболе, и в баскетболе, да и в мотоболе их целая череда – в Волгограде, Алма-Ате и других городах. К сожалению, ведомственные амбиции брали верх над разумом, здравым смыслом. И каждый раз, когда возникал вопрос: «Почему?», следовал лаконичный ответ: «Так пожелал министр». Не смеем утверждать, по желанию министра или нет, но по «Комете» нанесли еще один удар – отсекли от нее дубль. Элистинский «Метеор» – постоянная кузница кадров для главной команды – оказался на положении почти «бесхозной» команды. О каком воспитании резерва могла теперь идти речь? На первых порах тренеру, игрокам, возмущенной общественности с величайшим трудом удалось склонить новых «хозяев» к компромиссу. На какое-то время «золотая» команда страны обрела двойное название: «Комета – Автомобилист». Истинные ценители мотобола, преданные поклонники чемпиона не восприняли подобный «винегрет» и настоятельно требовали вернуть команде прежнее название. Куда там! Многочисленным поклонникам «Кометы» еще раз пришлось убедиться в магической силе известной в народе поговорки: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Владельцы кошелька отбросили из названия команды самое ненужное им слово. Вскоре ряды многоликих команд-хамелеонов пополнил «Автомобилист» из столицы Калмыкии. В сердцах же поклонников мотобола навсегда останется прежнее название команды – «Комета». Пройдет время, объявятся новые хозяева, а с ними и новое имя – «Сумеру», но и оно не будет последним – перед развалом команда будет называться «Калмыкия».
Продолжение следует .....