Казалось бы, Альминское сражение Крымской Войны разобрано буквально по полочкам еще 100 с лишним лет назад, и все вроде бы предельно просто и ясно - Армия Российской Империи потерпела сокрушительное поражение от Объединенной Армии Англии, Франции и Турции, в результате которого путь на Севастополь был полностью очищен и войска союзников смогли осуществить блокаду города.
Так то оно так, вот только именно с Альминского Сражения начинается бесконечная череда курьезов, казусов и ляпов, которая будет сопровождать действия русской армии на всем протяжении Крымской Компании. И наша задача - попытаться разобраться в причине этих курьезов и нестыковок, после чего сделать соответствующие выводы!
Итак, 5 сентября 1854 г окончилась высадка последних подразделений войск Англо-Франкской Коалиции в районе озера Кизил-Яр и союзные войска двинулись на юг, вдоль побережья, в направлении Севастополя.
К вечеру 7 сентября они подошли к реке Альма и разбили лагерь. Разведка англо-франкских войск доложила руководству Коалиции, что на левом берегу Альмы расположена линия обороны русской армии.
После недолгого совещания руководство войск Коалиции приняло решение штурмовать позиции русских. Начало штурма - утро 8 сентября.
Кстати, почему-то никто из "официальных историков", написавших тонны литературы про Крымскую Войну, ни разу не упоминает одну очень важную деталь - англо- франки решили штурмовать позиции русской армии фактически вслепую, поскольку не знали ни численности противника, ни месторасположения позиций, ни наличия артиллерии.
Пикантность данного момента усугубляется еще тем обстоятельством, что характер местности на левом берегу реки Альма начинает категорически меняться, степь закончилась, начинаются холмы, возвышенности и даже небольшие горы - и так до самого Севастополя!
То есть, рельеф местности крайне благоприятен для оборонительных действий, наступательные же маневры следует проводить с предельной осторожностью, поскольку очень велика вероятность попасть в ловушку-засаду.
Если, например рассмотреть расположение русских войск в Альминской Битве с привязкой к местности, то надо заметить, что позиции нашей армии были просто идеальными!
Русская армия "оккупировала" все высоты на левом берегу Альмы, надежно прикрыв артиллерией все направления возможного наступления англо-франкских войск. Резервы нашей армии располагались на обратной стороне холмов, поэтому противник не имел ни малейшего понятия о количестве противостоящих ему сил.
В долине реки Альма, под прикрытием виноградников и кустарников, находились передовые отряды застрельщиков-егерей, задачей которых было сделать несколько залпов, внеся суматоху и панику в ряды противника, после чего отойти на заранее подготовленные позиции.
В резерве русской армии находилась казачья конница, которая по замыслу должна была совершить обходной маневр и произвести окружение противника после втягивания всех его подразделений в сражение.
Надо заметить, что все без исключения историки, описывавшие Сражение на Альме, абсолютно единодушны, что позиции русской армии были практически идеальными, а расстановка подразделений была проведена крайне грамотно.
Одним словом, ловушка - капкан для армии Коалиции была полностью готова, оставалось только привести ее в действие и вовремя захлопнуть.
И вот тут вот начинается ПАРАД БЕЗУМСТВА! Русское командование, если верить официальной истории, практически одновременно лишается здравого рассудка.
Войска Коалиции начинают штурм Альминских Высот по трем направлениям. Фронтальной атакой руководит сам Сент-Арно, главная цель маневра - захват господствующей высоты центра -Телеграфного Столба, английские подразделения под командованием лорда Ранглана атакуют правый фланг русских войск, располагавшихся на Курганной Высоте, корпус генерала Боске и турецкие части должны были действовать на левом фланге, со стороны моря, под прикрытием корабельной артиллерии. Якобы у Коалиции был следующий план - предполагалось, что, когда Боске отвлечёт на себя внимание русской армии, французы атакуют Телеграфный холм, после чего англичане смогут взять Курганную высоту.
Следует сказать, что утром 8 сентября 1854 в районе устья реки Альма был очень густой туман, поэтому наступление войск союзников, назначенное на ранее утро, было начато со значительным опозданием, примерно в 11-12 часов.
Развитие событий в центре и на правом фланге русских войск проходило практически по одному сценарию.
Застрельщики-егеря, располагавшиеся в виноградниках долины Альмы, вместо того, чтобы сделать несколько залпов и отойти на заранее подготовленные позиции, вступают в штыковой бой со значительно превосходящими силами противника. Естественно, стрелки терпят поражение и начинают панически отступать, но им на помощь приходят пехотинцы из располагавшихся на высотах частей русских полков. Завязывается жестокая рукопашная мясорубка, в которой чаша весов клонится то в одну, то в другую сторону. Артиллерия российской армии, вместо того, чтобы нашпиговать картечью шеренги противника, вынуждена безмолвствовать, а часть пушкарей вступает в штыковой бой, чтобы помочь пехоте.
Одним словом, руководство русскими частями полностью потеряно, а сражение превращается в беспорядочную свалку, где главное преимущество - численный перевес.
Поскольку численное превосходство на стороне англо-франков, то им удается опрокинуть русскую пехоту в центре и на правом фланге и даже на какой-то период завладеть высотами и артиллерийскими позициями Российской Армии. Но к нашему командованию возвращается здравый рассудок и оно вводит в сражение свежие резервы, вследствие чего было восстановлено статус-кво, а войска Коалиции были выбиты с господствующих высот. Казалось бы, вот она победа!
Но главные события в Альминском Сражении, оказывается, разворачивались вовсе не на Телеграфном Холме, и даже не на Курганной Высоте. Беда пришла с левого фланга, откуда ее вовсе не ждали.
Перед сражением руководство Российской Армии тщательно осматривала позиции левого крыла и однозначно признало их абсолютно неприступными и непроходимыми для маневра вражеских войск. Тем не менее для прикрытия этого направления были выделены части Минского пехотного полка, а в непосредственной близости располагались достаточно крупные резервы, в том числе и артиллерия.
Однако подразделениям французского генерала Боске каким-то образом удалось преодолеть "непроходимый участок" и осуществить обходной маневр. Подразделения Минского пехотного полка, пытавшиеся противостоять частям генерала Боске, были якобы уничтожены за несколько минут ураганным огнем корабельных орудий вражеского флота, прикрывавшего маневр французских войск с моря.
На ликвидацию прорыва после разгрома Минского полка были выдвинуты резервы, в том числе и артиллерия. Но тут якобы сказалось превосходство французской армии в качестве вооружения - "штуцера" произвели самое настоящее опустошение в рядах русских солдат, после чего генерал-лейтенант Кирьяков В.Я., командующий левым флангом русских войск, поддавшись паническим настроениям, отдал приказ об отступлении вверенных ему частей. После чего французские войска захватили высоты левого фланга русской обороны и открыли артиллерийский огонь по частям Российской Армии, находящихся на позициях в центре. Фактически появилась реальная угроза окружения всей Русской Армии, поэтому генерал-адъютант Меньшиков А.С., главнокомандующий нашими войсками, отдал приказ о всеобщем отступлении. Таким образом, битва на Альме была закончена, а русским войскам было нанесено достаточно тяжелое поражение.
Примерно так в сжатом варианте выглядит официальная версия Битвы на Альме, а главными причинами поражения считаются:
1. низкий уровень подготовки генералов и офицеров Русской Армии, отсутствие умения действовать в критических ситуациях.
2. Качественно более низкое вооружение русской пехоты, вооруженной в основном гладкоствольными ружьями. Войска Коалиции, якобы были в большей степени вооружены нарезными ружьями - "штуцерами", имевших гораздо большую прицельную дальность.
Мы еще рассмотрим отдельно и вооружение российской армии, сравнив его с иностранным, рассмотрим также персонально и русских военачальников, "не умеющих принимать правильные решения в критических ситуациях".
Но в первую очередь хотелось бы обратить внимание на главный момент Альминского Сражения - маневр французского генерала Боске.
На рисунке чуть выше - мыс Керменчик, сразу за мысом - устье реки Альма. Именно эти практически вертикальные обрывы высотой до 50-70 метров русское командование сочло непреодолимой преградой для французских войск и практически полностью исключило возможность какой-либо угрозы с этого направления. Что самое главное
- во всех без исключения источниках есть упоминания о том, что частям генерала Боске пришлось совершить чудо и преодолеть практически вертикальные обрывы высотой порядка 50 м, в некоторых зарубежных источниках еще большая высота прибрежных обрывов - свыше 100м.
Также в официальных источниках приводится и почасовая хронология событий Альминской Битвы. Примерно в 11-00 колонны частей генерала Боске наблюдаются в непосредственной близости от устья Альмы, а уже в 12-15 на вершине плато, преодолев "практически вертикальную преграду, находится порядка 15 000 французских солдат, и кроме того, несколько артиллерийских батарей. В 12-30 пушки уже вели огонь по русским позициям, а на покорение обрыва отправилась вторая волна - турецкие соединения.
Ну а теперь ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, который можно адресовать ко всем баснописцам, "нарисовавшим Альминское Сражение" - КАКИМ ОБРАЗОМ 15 000 солдат и несколько десятков пушек за 1 час могли форсировать устье Альмы, которая в середине 19 века была значительно полноводнее, чем сейчас, а затем преодолеть отвесную скалу высотой 50 м без специального альпинистского снаряжения? А ведь у французов не было вообще никакого снаряжения, поскольку даже ранцы, где могло быть хоть что-то полезное, они оставили на правом берегу Альмы перед форсированием реки, что подтверждается многими источниками.
А каким образом корабельная артиллерия союзнического флота могла ураганным огнем в считанные минуты уничтожить Минский Пехотный Полк, позиции которого находились минимум в 2 км от береговой линии, оставаясь при этом абсолютно закрытыми( не находящимися в прямой видимости) для стрельбы со стороны моря.
Отдельное слово о потерях обеих сторон в Альминской Битве. По каким-то причинам в последнее время наблюдается крайне интересная тенденция - потери русской армии завышаются, а потери союзников занижаются. В настоящее время фигурируют такие цифры - союзники потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести порядка 3500 человек, русские - около 6500. Однако в первой половине века частенько упоминались другие цифры - союзники 4500 человек, русские - 5700, ну а в конце 19 века наблюдалось вообще примерное равенство - союзники потеряли 4500 человек, а русские 3500 человек. И это без учета турок и алжирских зуавов Причем последние цифры приводятся английскими исследователями, которым, казалось бы нет никакого резона "отмазывать" русских. Кстати, известна реакция представителей британской знати на итоги Альминского Сражения - лорды, графы и герцоги были крайне опечалены происходящими в Крыму событиями.
Например, герцог Кембриджский, после сражения выдал следующий перл - Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии.
Если подытожить все нестыковки и казусы, то можно предположить следующее - битва на Альме действительно была, вот только ее результаты были вовсе не такими, как принято на сегодняшний день и,
скорее всего, войска союзников потерпел в сражении на Альме сокрушительное поражение.
Но для чего тогда нам "задвигают байку" про сокрушительное поражение Российской Армии на Альме?
Это возможно только в одном случае - англо-франкской коалиции противостояла Русская Армия, которая не имела никакого отношения к Дому Романовых, а наоборот, противостояла Николаю Второму, пригласившего заморских партнеров для усмирения внутреннего конфликта в Гражданской Войне, начавшейся после вступления Николая Романова на трон.
И если наше предположение верно, то во главе "повстанческой русской армии" должен находиться никто иной, как человек, известный нам как Александр Второй. Вот только этот человек не имеет никакого отношения к Дому Романовых, а наоборот противостоит ему.
Попробуем поискать этого человека, ибо кто ищет - тот всегда найдет!