Восхищаться гениальными художниками — занятие приятное и нетрудное. На то они и звёзды мировой живописи, чтобы светом своего творчества радовать глаз и умиротворять дух всё новых и новых поколений ценителей прекрасного. На то они и герои своих эпох, чтобы от века пребывать в сиянии немеркнущей славы...
Вот только всякий свет непременно порождает тени. У любой медали имеется свой аверс. И даже звёзды имеют на своей ослепительной поверхности относительно тёмные пятна. Ибо нет на свете ничего абсолютнее, чем неабсолютность абсолютно всего, что есть на свете. А сладкая «изюминка» множества прекрасных явлений — это зачастую их же острая «перчинка»!
Простите, немного расфилософствовались... Переходим к делу. Сегодня, уважаемый читатель, мы предлагаем Вам угадать художника по описанию отрицательных (либо просто неоднозначных) черт характера, фактов биографии, критических отзывов о его творчестве. Так сказать, приглашаем Вас в искусствоведческую экспедицию на «тёмную сторону» луны по имени Живопись. Давайте проверим, так ли далеки друг от друга гениальность и зловредность. И почитаем, что написано мелким шрифтом на аверсах медалей больших мастеров изобразительного искусства.
- 1. Пребывая в городе Риме, этот художник получил приглашение отобедать в шикарном ресторане. И категорически его отверг. Хотя отчаянно нуждался в деньгах и жил впроголодь. Согласно воспоминаниям Ивана Тургенева, мастер был уверен: итальянские коллеги непременно постараются его отравить. Что значит: «Зачем?» Из зависти к его таланту, разумеется!..
Паранойя этого выдающегося живописца не распространялась только на скромный трактир под названием «Фальконе». Тамошний официант отчего-то казался мастеру мифологических сюжетов единственным благонадёжным итальянцем во всём Риме...
- 2. У этого художника были вечные нелады с профессиональной критикой. Даже самые лестные рецензии и восторженные отзывы этот баталист встречал если не «в штыки», то с явным недовольством.
Доходило до того, что некоторые слабовольные эксперты, страшась гнева живописца, позволяли ему исправлять черновики своих статей, посвящённые выставкам его работ. А мастер и не думал стесняться в эпитетах с оборотами, расхваливая себя любимого на все лады! Благо искусством живой русской речи он владел не менее виртуозно, чем красками и кистью.
- 3. Опоздать на важную встречу на двое суток без уважительной на то причины; влюбиться в лихую цирковую актрису и написать её портрет поверх готовой картины, за которую уже успел получить гонорар; поддаться влиянию «зелёного змия» и едкой критикой довести до слез своего близкого друга — всё это про него.
Про удивительно искреннего и щедрого человека, говорившего на восьми языках и совершившего революцию в рамках своей живописной школы, оставаясь при этом абсолютно верным собственному творческому стилю. Поразительная личность. Настоящая «рок-звезда» своей эпохи, в чьей душе будто бы разом уживались ангел и демон.
- 4. Иван Бунин не загостился у этого живописца больше дня. Хотя рассчитывал на долгое и плодотворное общение с живой легендой отечественной живописи.
Спать зимой в доме, где все окна открыты настежь? Есть только растительную пищу? Совершенно отказаться от табака и приняться за гимнастические упражнения? «Вот уж дудки!», — решил литератор, спешно оговорился от радушного хозяина какими-то неотложными делами, да и был таков.
Внимание! Знакомство со следующий пунктом викторины чревато возникновением кринжа, он же — «испанский стыд». Просьба убедиться, что между ладонью Вашей свободной руки и Вашим лицом нет помех и препятствий. Вероятность осуществления классического жеста: «рука, закрывающая лицо» (она же — facepalm) крайне высока.
- 5. Итак. Этот художник всерьёз заявлял, что в России нет великих художников. Более того: никогда не было и не может быть!
Живописец объяснял своё умозаключение очень просто: не только в Матушке-России, но и вообще ни в одной стране с холодным климатом и долгими зимами люди не имеют ни малейшего понятия о «правильных» тонах и оттенках. Потому что снежная белизна портит сетчатку глаз. А значит, русские живописцы (по мнению этого художника) — худшие колористы на свете...
- 6. Продолжаем повышать накал страстей. Герой нашего следующего вопроса на пути к живописному совершенству не признавал никаких полумер. И частенько разгуливал по грани здравого смысла, а то и пересекал её.
Однажды, создавая полотно на тему воскресения Иисуса Христа, он пошёл на совсем уже отчаянные меры. А именно: нанял рабочих, которые под его тщательным присмотром потревожили вечный покой человека, покинувшего сей бренный мир аккурат за три дня до того. А затем горе- ассистенты удерживали неживую «модель» в требуемой позе до тех самых пор, пока художник не добился желаемой степени достоверности наброска. Вот уж действительно: отец-основатель реалистичной живописи. Вот уж точно: фанатик своего дела...
- 7. Этот художник был безнадёжным перфекционистом. Друзья шутили: «Чтобы заставить его прекратить вносить правки в картину, эту самую картину надо у него выкрасть...»
Дошутились! Однажды, мучимый приступами вдохновения и страстным желанием улучшить свою и без того великолепную работу, герой нашего вопроса похитил из дома заказчика полотно, которое сам же написал несколькими днями ранее. После чего преспокойно доработал не устраивавшие его элементы композиции и вернул картину разозлённому клиенту. По счастью, дело обошлось без юридических и процессуальных последствий. Великим живописцам прощается многое!
- 8. Его картины — праздник для глаз и отдохновение для усталой души. Его колористика — непризнанное чудо света!
А вот в быту этот художник был невыносим. Груб, придирчив, мелочен. Всё своё обаяние, всю красоту мыслей и полёт эмоций он без остатка отдавал любимой живописи, оставляя по эту сторону холстов лишь мрачную ауру да тяжелый нрав. И дело было даже не в том, что художник страдал душевным заболеванием, нет. Беда заключалась в том, что в реальной жизни он был попросту антихаризматичен.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться