Найти тему
Живопись

Гениальность и вредность восьми художников: викторина

Восхищаться гениальными художниками — занятие приятное и нетрудное. На то они и звёзды мировой живописи, чтобы светом своего творчества радовать глаз и умиротворять дух всё новых и новых поколений ценителей прекрасного. На то они и герои своих эпох, чтобы от века пребывать в сиянии немеркнущей славы...

Вот только всякий свет непременно порождает тени. У любой медали имеется свой аверс. И даже звёзды имеют на своей ослепительной поверхности относительно тёмные пятна. Ибо нет на свете ничего абсолютнее, чем неабсолютность абсолютно всего, что есть на свете. А сладкая «изюминка» множества прекрасных явлений — это зачастую их же острая «перчинка»!

Простите, немного расфилософствовались... Переходим к делу. Сегодня, уважаемый читатель, мы предлагаем Вам угадать художника по описанию отрицательных (либо просто неоднозначных) черт характера, фактов биографии, критических отзывов о его творчестве. Так сказать, приглашаем Вас в искусствоведческую экспедицию на «тёмную сторону» луны по имени Живопись. Давайте проверим, так ли далеки друг от друга гениальность и зловредность. И почитаем, что написано мелким шрифтом на аверсах медалей больших мастеров изобразительного искусства.

  • 1. Пребывая в городе Риме, этот художник получил приглашение отобедать в шикарном ресторане. И категорически его отверг. Хотя отчаянно нуждался в деньгах и жил впроголодь. Согласно воспоминаниям Ивана Тургенева, мастер был уверен: итальянские коллеги непременно постараются его отравить. Что значит: «Зачем?» Из зависти к его таланту, разумеется!..
«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», 1835, холст, масло,  242 × 321 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», 1835, холст, масло, 242 × 321 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Паранойя этого выдающегося живописца не распространялась только на скромный трактир под названием «Фальконе». Тамошний официант отчего-то казался мастеру мифологических сюжетов единственным благонадёжным итальянцем во всём Риме...

  • 2. У этого художника были вечные нелады с профессиональной критикой. Даже самые лестные рецензии и восторженные отзывы этот баталист встречал если не «в штыки», то с явным недовольством.
«Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре», 1874, холст, масло, 28×41 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре», 1874, холст, масло, 28×41 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Доходило до того, что некоторые слабовольные эксперты, страшась гнева живописца, позволяли ему исправлять черновики своих статей, посвящённые выставкам его работ. А мастер и не думал стесняться в эпитетах с оборотами, расхваливая себя любимого на все лады! Благо искусством живой русской речи он владел не менее виртуозно, чем красками и кистью.

  • 3. Опоздать на важную встречу на двое суток без уважительной на то причины; влюбиться в лихую цирковую актрису и написать её портрет поверх готовой картины, за которую уже успел получить гонорар; поддаться влиянию «зелёного змия» и едкой критикой довести до слез своего близкого друга — всё это про него.
«Дама в лиловом», 1904–1905, не окончен, Государственный Русский музей, Санкт- Петербург
«Дама в лиловом», 1904–1905, не окончен, Государственный Русский музей, Санкт- Петербург

Про удивительно искреннего и щедрого человека, говорившего на восьми языках и совершившего революцию в рамках своей живописной школы, оставаясь при этом абсолютно верным собственному творческому стилю. Поразительная личность. Настоящая «рок-звезда» своей эпохи, в чьей душе будто бы разом уживались ангел и демон.

  • 4. Иван Бунин не загостился у этого живописца больше дня. Хотя рассчитывал на долгое и плодотворное общение с живой легендой отечественной живописи.
«Дорога через лощину», около 1874, холст, масло, 29 х 45 см, частная коллекция
«Дорога через лощину», около 1874, холст, масло, 29 х 45 см, частная коллекция

Спать зимой в доме, где все окна открыты настежь? Есть только растительную пищу? Совершенно отказаться от табака и приняться за гимнастические упражнения? «Вот уж дудки!», — решил литератор, спешно оговорился от радушного хозяина какими-то неотложными делами, да и был таков.

Внимание! Знакомство со следующий пунктом викторины чревато возникновением кринжа, он же — «испанский стыд». Просьба убедиться, что между ладонью Вашей свободной руки и Вашим лицом нет помех и препятствий. Вероятность осуществления классического жеста: «рука, закрывающая лицо» (она же — facepalm) крайне высока.

  • 5. Итак. Этот художник всерьёз заявлял, что в России нет великих художников. Более того: никогда не было и не может быть!
Тартана «Эль Сон», 1919, масло, картон, 24 х 19 см, Фигерас, Испания
Тартана «Эль Сон», 1919, масло, картон, 24 х 19 см, Фигерас, Испания

Живописец объяснял своё умозаключение очень просто: не только в Матушке-России, но и вообще ни в одной стране с холодным климатом и долгими зимами люди не имеют ни малейшего понятия о «правильных» тонах и оттенках. Потому что снежная белизна портит сетчатку глаз. А значит, русские живописцы (по мнению этого художника) — худшие колористы на свете...

  • 6. Продолжаем повышать накал страстей. Герой нашего следующего вопроса на пути к живописному совершенству не признавал никаких полумер. И частенько разгуливал по грани здравого смысла, а то и пересекал её.
«Мученичество Святого Матфея», фрагмент, 1600, Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
«Мученичество Святого Матфея», фрагмент, 1600, Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Однажды, создавая полотно на тему воскресения Иисуса Христа, он пошёл на совсем уже отчаянные меры. А именно: нанял рабочих, которые под его тщательным присмотром потревожили вечный покой человека, покинувшего сей бренный мир аккурат за три дня до того. А затем горе- ассистенты удерживали неживую «модель» в требуемой позе до тех самых пор, пока художник не добился желаемой степени достоверности наброска. Вот уж действительно: отец-основатель реалистичной живописи. Вот уж точно: фанатик своего дела...

  • 7. Этот художник был безнадёжным перфекционистом. Друзья шутили: «Чтобы заставить его прекратить вносить правки в картину, эту самую картину надо у него выкрасть...»
«У модистки», 1885, холст, масло, 99 × 109 см, Чикагский художественный институт
«У модистки», 1885, холст, масло, 99 × 109 см, Чикагский художественный институт

Дошутились! Однажды, мучимый приступами вдохновения и страстным желанием улучшить свою и без того великолепную работу, герой нашего вопроса похитил из дома заказчика полотно, которое сам же написал несколькими днями ранее. После чего преспокойно доработал не устраивавшие его элементы композиции и вернул картину разозлённому клиенту. По счастью, дело обошлось без юридических и процессуальных последствий. Великим живописцам прощается многое!

  • 8. Его картины — праздник для глаз и отдохновение для усталой души. Его колористика — непризнанное чудо света!
«Вид Парижа», 1886, холст, масло, 54x 72,5 см,
«Вид Парижа», 1886, холст, масло, 54x 72,5 см,

А вот в быту этот художник был невыносим. Груб, придирчив, мелочен. Всё своё обаяние, всю красоту мыслей и полёт эмоций он без остатка отдавал любимой живописи, оставляя по эту сторону холстов лишь мрачную ауру да тяжелый нрав. И дело было даже не в том, что художник страдал душевным заболеванием, нет. Беда заключалась в том, что в реальной жизни он был попросту антихаризматичен.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться