В этой статье мы сделаем обзор греческих серебряных монет из Малой Азии и Леванта, районов, которые в настоящее время в основном заселены народами Турции, Сирии, Ливана и Израиля. Хотя он и не был частью греческой родины, он был сильно колонизирован греками, многие из которых были знакомы с этими регионами благодаря торговле. В этой части света было представлено много различных культур, включая греков, персов, финикийцев, самаритян, евреев и египтян. И это лишь некоторые из них. Было выпущено большое разнообразие монет, но мы сузили круг до 10 основных типов, из которых могла бы получиться отличная начальная коллекция.
1. Персидский серебряный сиглос (5-4 вв. до н.э.)
Персы правили одной из величайших империй в истории. Хотя чеканка монет не использовалась на большей части их территорий, они были необходимы в самых западных областях, где взаимодействие с греками было наиболее распространенным явлением. Их стандартный рисунок на монетах из серебра и золота изображал бегущего человека, короля или мифического героя, держащего в вытянутой левой руке лук, а в правой копье или кинжал. Они выпускались в течение длительного периода в 5-м и 4-м веках до нашей эры, причем стиль развивался с течением времени. На реверсе нет шрифта, но есть оттиск утилитарного штампа, который помог вдавить металл в лицевую матрицу. Монеты изготавливались небрежно и часто имеют "отметины банкира", поэтому найти отличный образец для коллекции, задача не из легких.
2. Серебряная тетрадрахма Кима (примерно середина 2-го века до н.э.)
В середине 2-го века до н.э. в ряде городов западной части Малой Азии чеканили тетрадрахмы на широких тонких заготовках. Один из крупнейших выпусков был выпущен в Киме в регионе Эолис. Поскольку рисунок на реверсе обрамлен венком, они принадлежат к категории тетрадрахм, известных как стефанофори или "носители венков". На аверсе монет из Кима изображена голова городской амазонки в диадеме, а на реверсе - лавровый венок обрамляющий стоящую лошадь с поднятым копытом над чашей. Также нанесены надписи, которые идентифицируют город и название магистрата.
3. Серебряная тетрадрахма Мирина (примерно середина 2 века до н.э.)
Недалеко от Кима был город под названием Мирина, в котором также производились красивые стефанофорные тетрадрахмы. На аверсе монет из Мирины изображена голова Аполлона Гринея, для которого греки построили в регионе большой храмовый комплекс с оракулом, а на реверсе — венок, обрамляющий стоящую фигуру Аполлона держащего изогнутую лавровую ветвь и плоское блюдо, называемое фиалом. Бог стоит перед омфалом (камень считавшийся в Дельфах Пупом Земли) и сосудом с двумя ручками, сопровождаемый надписью, идентифицирующей город, и одной или двумя монограммами, представляющими местных чиновников.
4. Серебряная тетрадрахма Эфесса (около 4 века до н.э.)
Эфес, город расположенный в регионе Иония, был одним из величайших городов древнего мира. Его чеканка монет была обширной, и на протяжении всего греческого периода они были одними из самых распространенных в Малой Азии. На лицевой стороне тетрадрахм и драхм изображена пчела, а на обратной — олень и пальма, что символизируют богиню Артемиду. Самой известной достопримечательностью города был храм Артемиды, считавшийся одним из Семи чудес Древнего мира. Город не утратил своего величия и при римском правлении, поскольку был сделан столицей проконсула Азии и в имперскую эпоху здесь была выпущена большая и разнообразная серия монет от имени римлян.
5. Серебряный кистофор Пергама (ок. 180/177-67 гг. до н.э.)
Одной из самых важных монет центральной Малой Азии был "кистофор" чеканившийся в Пергаме и множестве других городов. На аверсе монеты изображен один из атрибутов поклонения Дионису — священный ларец (Cista Mystica) цилиндрической формы с выползающей из него змеей, вся композиция окружена плющевым венком. На реверсе две змеи обвивают горит (деревянный футляр для лука и стрел); название монетного двора было отчеканено, как правило, в виде монограммы или в сокращенной форме. Кистофори с этим классическим рисунком чеканились в доримскую эпоху примерно с 180/167 по 133 год до н.э. и находились в обращение под римским владычеством примерно до 67 года до н.э. Приведенный здесь пример был изготовлен в Пергаме в период римского правления.
6. Сатрапы Карии (ок. 395-336 до н.э.)
Регион Кария, расположенный на юго-восточной оконечности Турции, был важным районом как для персов, так и для греков. В конце 390-х годов до н.э., когда он попал под персидское владычество, сатрапы (региональные лидеры персидских царей) начали чеканку монет. Примерно в 377 году до нашей эры на этих монетах стали изображать на лицевой стороне обращенную лицом голову Аполлона, а на оборотной — стоящую фигуру Зевса, держащего двойной топор. Наиболее распространенными номиналами являются серебряные тетрадрахмы и дидрахмы, выпущенные тремя сатрапами: Мавзолеем, Гидрием и Пиксодаром. Первый из этих правителей прославился своей погребальной камерой (одно из Семи чудес Древнего Мира, от которого происходит слово мавзолей), а последний умер незадолго до того, как Александр III "Великий" вторгся в Азию и в конце концов победил последнего персидского царя. Показанный здесь дидрахм был отчеканен при сатрапе Пиксодароме, правившим около 341-336 гг. до н.э.
7. Серебряный дидрахм Родоса (ок. 394-189 до н.э.)
Немногие города в Азии были столь могущественны, как Родос, процветающий город на одноименном острове, недалеко от юго-восточной оконечности Турции. На аверсе этих знаменитых монет изображена обращенная лицом голова греческого бога солнца Гелиоса, на портретах которого иногда видны лучи солнца, исходящие из-за его непослушных прядей. На реверсе изображена цветущая роза с бутоном, отходящим от стебля. В дополнение к сокращенной надписи (РO), идентифицирующей монетный двор, на поле часто изображалось имя магистрата или его символ. Хотя существуют различные мнения на этот счет, обычно считается, что роза была выбрана в качестве каламбурного намека на название города. На рисунке изображена дидрахма, отчеканенная незадолго до 250 г. до н.э.
8. Серебряный статер Аспендуса (ок. 370-330 до н.э.)
Город Аспендус был расположен на южном побережья Малой Азии, и, если верить монетам, это было процветающее место. Широко известные, как "монеты борцов", на монетах Аспендуса на аверсе изображены два борца, противостоящих друг другу, а на реверсе человек, готовящийся выпустить снаряд из пращи. Борцы могут быть изображены в нескольких позах (самая распространенная из которых показана здесь), иногда один человек пытается подставить противнику подножку или сломать ему пальцы. Пращник сопровождается названием города, переведенным на местный алфавит и трискелесом (три ноги, бегущие в вечном движении), а иногда и вторым символом.
9. Серебряный статер Тарса (при сатрапе Мазее, ок. 361-334 гг. до н.э.)
Сцены нападения льва на быка или оленя встречаются на монетах по всему греческому миру. Один из таких примеров монета из Тарса, самого важного города Киликии, региона на юге Турции. В годы, непосредственно предшествовавшие завоеванию Малой Азии Александром III "Великим", им правил Мазей, сатрап персидского царя, при котором выпускался основной тип монет с изображением верховного бога Баала и льва, нападающего на быка. В древней ближневосточной мифологии лев, помимо того, что был символом королевской власти, ещё олицетворял солнце, а бык - луну. Триумф быка над львом в этой сцене, по-видимому, символизирует ежедневную победу восходящего солнца над ночной тьмой.
10. Серебряный шекель из Тира (126 г. до н.э. – 68 г. н.э.)
Тир был одним из самых процветающих городов на финикийском побережье и материнским городом Карфагена. Его самая известная монета, шекель, чеканилась на протяжении почти двух столетий. На аверсе изображался бог финикийцев Мелькарт, которого греки отождествляли с Гераклом, на реверсе — орёл восседающий на носу корабля с пальмовой ветвью на заднем плане и дубинкой (символом Тира) на переднем плане. Греческая надпись на монете гласит ΤΥΡΟΥ ΙΕΡΑΣ ΚΑΙ ΑΣΥΛΟΥ («Cвятого и неприкосновенного города Тира»). На реверсе обычно также есть монограмма, финикийская буква или греческие буквы (буква), обозначающие дату. Этот вид шекелей примечателен тем, что именно им рекомендовалось вносить храмовый налог, который каждый взрослый иудей обязан был платить Иерусалимскому храму. Чаще всего именно с тирскими шекелями отождествляются "тридцать сребреников", которые получил Иуда Искариот за предательство Иисуса и по этой причине они популярны среди коллекционеров.
Фотографии любезно предоставлены CNG